Формирование представлений о факторах и условиях охраны и укрепления психологического здоровья ребенка, причинах и признаках его нарушения
Психогигиена деятельности | |
Воспитатели | Родители |
Оказание помощи в изучении ребенка. Формирование позиции педагога - эксперта по оценке психологического состояния и развития ребенка | Оказание помощи в изучении ребенка. Формирование позиции педагога - эксперта по оценке психологического состояния и развития ребенка |
Обучение рефлексии своей профессиональной деятельности, содействие личностному росту педагогов | Обучение оценки эффективности применяемых приемов организации деятельности ребенка |
Создание условий для развития игровой деятельности как ведущей | Обучение созданию психологических условий для развития игровой деятельности как ведущей |
Развитие адекватного эмоционального отношения к детям | Развитие адекватного эмоционального отношения к ребенку |
Обучение приемам мотивирования детей к выполнению требований | Обучение приемам мотивирования ребенка к выполнению требований |
Психогигиена общения | |
Воспитатели | Родители |
Психологический анализ педагогического общения | Психологический анализ детско-родительского взаимодействия |
Содействие в выработке адекватного стиля взаимодействия с детьми с учетом типа темперамента, интересов, ведущих потребностей, возрастных и индивидуальных возможностей, гендерных различий | Содействие в выработке адекватного стиля взаимодействия с ребенком с учетом его типа темперамента, интересов, ведущих потребностей, возрастных и индивидуальных возможностей, гендерных особенностей |
Профилактика профессиональных стрессов | Профилактика профессиональных стрессов |
Развитие навыков делового общения с субъектами образовательного процесса, содействие в выработке индивидуального стиля педагогического общения | Развитие навыков делового общения с субъектами образовательного процесса |
Развитие адекватных оценочных стратегий | Развитие адекватных оценочных стратегий |
Психогигиена среды | |
Воспитатели | Родители |
Психологическая экспертиза программного обеспечения образовательного процесса | Психологический анализ условий семейного воспитания |
Создание условий в ДОО для удовлетворения потребностей, склонностей и развития интересов детей | Содействие созданию условий в семье для удовлетворения потребностей, склонностей и развития интересов детей |
Создание условий в ДОО для профилактики психоэмоционального напряжения, психологического неблагополучия детей | Создание условий в семье для профилактики психоэмоционального напряжения, психологического неблагополучия ребенка |
Содействие выполнению психологических требований к предметно-развивающей среде, к интерьеру ДОО | Содействие выполнению психологических требований к предметно-развивающей среде, к интерьеру ДОО |
Развитие благоприятного психологического климата в ДОО |
Психологическое консультирование
Одним из важнейших направлений психологической помощи является консультативная работа.
Цель консультирования состоит в том, чтобы помочь человеку в разрешении проблемы, когда он сам осознал ее наличие. В условиях ДОУ педагог-психолог осуществляет консультирование по вопросам психического развития ребенка
Задачи:
· ориентация родителей, педагогов в проблеме возрастных индивидуальных особенностей психического развития ребенка;
· своевременное первичное выделение детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития, направление их к специалистам;
· предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике;
· составление рекомендаций по Психолого-педагогической коррекции трудностей обучения, воспитания и общения для педагогов и родителей;
· составление рекомендаций по воспитанию детей в семье;
· коррекционная работа в специальных группах с детьми, родителями, педагогами.
Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения.
Направление включает следующие разделы:
-«Консультирование по проблемам детско-родительских взаимоотношений»,
-«Консультирование по проблемам межличностного взаимодействия в образовательном процессе »,
-«Консультирование по проблемам адаптации и дезадаптации детей»,
-«Консультирование по проблемам развития детей»,
-«Консультирование по проблемам психологической готовности ребенка к обучению в школе».
Консультативная работа в ДОУ включает в себя также консультирование администрации образовательного учреждения по вопросам управления педагогическим коллективом, а также консультирование администрации учреждения при составлении плана учебно-воспитательных мероприятий с учетом, как возрастных особенностей детей, так и тех, что обусловлены организацией жизни, обучения и воспитания в ДОУ.