Автор-составитель И.А. Пазухина
Цель ― повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие его личности, эмоциональный комфорт.
В соответствии с целью формируются следующие задачи:
© способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения;
© развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе; © помогать ребенку прожить определенное эмоциональное состояние;
объяснить, что оно означает, и дать ему .словесное обозначение;
© учить ребенка выражать свою любовь к близким, воспитывать
интерес к истории его семьи;
© воспитывать заботливое отношение к животным, учить понимать их настроение;
© вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать его нежелательные черты характера и поведения;
© развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения.
Занятия с подгруппой детей (5―6 человек) проводятся один раз в неделю, их продолжительность составляет от 15 до 30 минут (в зависимости от возраста детей).
Раздел 1. «Я и Я» (темы: «Тайна моего имени», «Автопортрет», «Мой внутренний мир», «Мой любимый сказочный герой»). В этом разделе собраны игры и упражнения, направленные на развитие навыков самообладания и самоанализа, внимания к самому себе, к своим переживаниям и желаниям; способности различать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, пол), свои мышечные и эмоциональные ощущения.
Раздел 2. «Я и другие» (темы: «Мы так похожи», «Мы такие разные», «Язык жестов и движений», «Давайте жить дружно», «Мальчики и девочки»). В этом разделе представлены игры и упражнения, направленные на развитие у детей навыков совместной деятельности, понимания индивидуальных особенностей других людей; развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что кроме речевых существуют и другие средства общения.
Раздел 3. «Я и мои эмоции» (темы: «Радость», «Удивление», «Страх», «Гнев», «Горе», «Интерес», «Наши настроения»). Здесь содержатся игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, опознавание своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций окружающих и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.
Раздел 4. «Я и животные» (темы: «Мой ласковый и нежный верь», «Общение с животным»). Здесь собраны игры и упражнения, направленные на развитие умения видеть отличия человека от животного, особенности общения разных животных между собой; умения изображать животных, используя различные выразительнее средства; умения переносить все хорошее из мира животных в общение с людьми; на снятие страха перед животными.
Раздел 5. «Я и моя семья» (темы: «С кем я живу», «Правила домашнего этикета»).В этом разделе собраны игры и упражнения, направленные на осознание ребенком своего места в семье и понимание внутрисемейных отношений; на осознание себя как полно-равного, принимаемого и любимого домочадцами члена семьи; на развитие интереса к истории своей семьи.
Примерное перспективное планирование занятий по программе «Давайте познакомимся!» для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Раздел | Время проведения | Темы занятий | Задачи |
1. Я и Я | 1-я неделя ноября 2-я неделя ноября 3-я неделя ноября 4-я неделя ноября | «Тайна моего имени» «Автопортрет» «Мой внутренний мир» «Мой любимый сказочный герой» | развитие навыков самообладания и самоанализа, внимания к самому себе, к своим переживаниям и желаниям; способности различать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, пол), свои мышечные и эмоциональные ощущения. |
2. Я и другие | 1-я неделя декабря 2-я неделя декабря 3-я неделя декабря 4-я неделя декабря 2-я неделя января | «Мы так похожи» «Мы такие разные» «Язык жестов и движений» «Давайте жить дружно» «Мальчики и девочки» | развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей; на формирование внимательного отношения к людям и друг к фугу; развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что кроме речевых существуют и другие средства общения. |
3. Я и мои эмоции | 3-я неделя января 4-я неделя января 1-я неделя февраля 2-я неделя февраля 3-я неделя февраля 4-я неделя февраля 1-я неделя марта | «Радость» «Удивление» «Страх» «Гнев» «Горе» «Интерес» «Наши эмоции» | знакомство с эмоциями человека, опознавание своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций окружающих и развитие умения адекватно выражать свои эмоции. |
4. Я и животные | 2-я неделя марта 3-я неделя марта | «Мой ласковый и нежный зверь» «Общение с животным» | развитие умения видеть отличия человека от животного, особенности общения разных животных между собой; умения изображать животных, используя различные выразительнее средства; умения переносить все хорошее из мира животных в общение с людьми; на снятие страха перед животными |
5. Я и моя семья | 4-я неделя марта 1-я неделя апреля | «С кем я живу» «Правила домашнего этикета» | осознание ребенком своего места в семье и понимание внутрисемейных отношений; на осознание себя как полно-равного, принимаемого и любимого домочадцами члена семьи; на развитие интереса к истории своей семьи |
Итог. годовые занятия | 2-я неделя апреля 3-я неделя апреля | «Путешествие в сказку» «Я знаю, я умею, я могу!» | |
ИТОГО | 22 занятия |