Периодизация психосоциального развития Э. Эриксона
Негативный исход | Возраст, (Приблизительные хронологические рамки) | Позитивный исход |
Чувство недоверия к миру. | Младенчество (рождение - 1год) | Достижение доверия к миру, чувство собственной защищенности. |
Чувство стыда, сомнения. | Раннее детство (1-3 лет) | Достижение чувства автономности и личной ценности. Способность к волевой активности. |
Чувство вины | Игровой возраст (3-6 лет) | Достижения чувства инициативы. Способность к целенаправленному поведению (произвольность). |
Чувство неполноценности | Школьный возраст (6 - 12 лет) | Достижения чувства компетентности, способности, трудолюбия |
Диффузная (смешенная) идентичность | Юность (12-19 лет) | Достижение идентичности. способность к ролевому постоянству (верности). |
Чувство изоляции и одиночества | Молодость (19 - 25 лет) | Достижение интимных отношений с другими людьми, способность к любви. |
Стагнация (застой) | Взрослость (25 - 64 лет) | Достижение творческой деятельности и чувства продуктивности, способности проявлять заботу. |
Чувство отчаяния и разочарованности | Зрелый возраст (64 - до смерти) | Достижение чувства удовлетворенности, полноты жизни, исполненного долга. Мудрость. |
Психологическая характеристика современных подростков.
Подростковый возраст или юность (для Э. Эриксона эти два понятия идентичны) является периодом «нормативного кризиса», в котором происходит усиление внутренних конфликтов или одного конфликта, состоящего из семи частей. В этот период у подростка формируется чувство идентичности. Для этого он должен сам оценить свои сильные и слабые стороны, собрать все имеющиеся к этому времени знания о самом себе (какой он ученик, ребенок, друг и т.д.), интегрировать эти многочисленные образы самого себя и научиться использовать их для получения ясного представления о себе, и о том, каким он хочет стать в будущем. Если по каким-то причинам процесс формирования идентичности затруднен, то возникает опасность возникновения ролевой и идентификационной диффузности.
Остановимся более подробно на семи конфликтах подросткового возраста:
Формирование временной перспективы.
В подростковом возрасте формируется чувство времени и непрерывности жизни. Это новообразование позволяет взрослому человеку соотносить категории настоящего, прошлого и будущего и получать некоторое представление о количестве времени, необходимом для осуществления своих жизненных планов. Подросток учиться оценивать и распределять свое время. Чувство времени развивается постепенно и в норме формируется к пятнадцати годам. Отрицательный результат - расплывчатое чувство времени. Такое состояние личности приводит к нарушениям в планировании деятельности у взрослого человека.
Уверенность в себе.
В подростковом возрасте ребенок начинает верить в свои силы и убеждается, что способен достичь поставленных целей самостоятельно. В основном уверенность в себе и свои способности достигается в значимой для подростка системе отношений. Это отношение к своему физическому-Я и система межличностных отношений со значимыми взрослыми и сверстниками в социуме. Если в системе значимых отношений у подростка все нормально, то он оценивает себя как успешного, начинает верить в свою способность справиться с задачами стоящими перед ним как в настоящем, так и в будущем. Если по каким-то причинам подросток оценивает себя социально неуспешным, то у него формируется чувство застенчивость или неуверенности в себе.
Ролевое экспериментирование.
Подростки как бы «примеряют» на различные социальные роли. Они пробуют сразу множество разнообразных Я-идентичностей, экспериментируя с идеями, целями типами взаимоотношений. Если в силу внутренних или внешних запретов у подростка нет возможности для подобных экспериментов, то происходит фиксация на какой-либо одной роли, что приводит уже в более позднем возрасте к личностному кризису.
Ученичество.
Как подросток экспериментирует с социальными ролями, точно так же он экспериментирует и с профессиональными ролями. Если подросток имеет возможность опробовать себя в различных занятиях, то у него появляется шанс сформировать положительную профессиональную идентичность. Немаловажным в данном случае является успех в той или иной сфере социально-полезной деятельности (например, в учебе, спорте и т.д.). Если в результате экспериментирования с профессиональными ролями сформировалась негативная самооценка, чувство собственной неполноценности, то это приводит к параличу трудовой и учебной деятельности.
Сексуальная ориентация.
По мнению Э. Эриксона, именно в подростковом завершается идентификация с тем или другим полом, которая в дальнейшем определит гетеросексуальную или бисексуальную ориентацию.