Работа с картинками, отражающие проблемные ситуации
Дети делятся на тройки, и каждой из них раздается своя карточка-картинка. Предлагается придумать как можно больше различных вариантов поведения, возможных в ситуации, изображенной на картинке, а также придумать небольшую историю-продолжение.
Беседа «Сочувствие»
(Приложение 5)
5. Упражнение «Черепаха» (на ауторелаксацию и саморегуляцию)
«Как ведет себя черепаха, если ее что-то испугало? Правильно, она прячется в панцирь, втягивая в него голову и лапки. Представим себе, что мы – черепахи и что-то нас испугало и расстроило».
Дети вслед за тренером «прячутся в панцирь»: голова втянута и опущена на грудь, руки сжимаются в кулачки и крепко прижаты к груди, ноги поджаты. В таком положении нужно подольше задержаться, зафиксировав напряженное состояние. После этого руководитель говорит, что «опасность миновала», и все начинают медленно расслабляться. Важно дать детям разницу между напряжением и расслаблением.
Затем психолог советует ребятам всякий раз, когда их что-то расстраивает или огорчает, представить себя черепахами и мысленно «прятаться в панцирь», чтобы не наделать глупостей, не наговорить ненужных слов, о которых они потом будут сожалеть.
6. Рефлексия
7. Ритуал прощания.
Занятие 4. «Сотрудничество»
Цель: обучение детей эффективным способам общения, формирование позитивной самооценки и уверенного поведения
Ритуал приветствия.
Игра «Хлопки»
Дети встают в круг. Выбирается один водящий, которого ставят в начало круга. Затем водящий делает хлопок в ладоши, следующий за ним повторяет, за вторым – третий и т.д. Водящий подходит к любому месту в круге, после чего движение хлопков должно начаться с этого места и далее, пока водящий не укажет другое место. Место постоянно определяет водящий.
3. Упражнение “Попроси игрушку”
(вербальный вариант)
Группа делится на пары, один из участников пары берёт в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник должен попросить этот предмет.
Инструкция участнику 1:” Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать”.
Инструкция участнику 2: “Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали”.
Затем участники 1 и 2 меняются ролями.
Упражнение «Сундучок»
1. Ведущий: «У каждого внутри есть свой сундучок сокровищ. Закройте глаза и представьте его. Какого он цвета? Размера? Закрыт или открыт? Можно ли нам в него посмотреть? Можно ли воспользоваться содержимым (всем или избранным)?
2. Обсуждение в кругу.
У каждого есть свой сундучок и свои сокровища. И нам хочется, чтобы они были, и их было побольше. Давайте будем их собирать и хранить. Если понимаешь, что они не нужны, то поделись ими с другими – тем, кому они нужны, и начни собирать новые – нужные тебе.
Упражнение «Добрый стул»
Ведущий предлагает всем желающим посидеть на таком «добром стуле». Сев на него, ребенок выслушивает о том, что есть в нем хорошего от остальных участников группы. Важно, чтобы дети не повторялись.
6. Рефлексия
7. Ритуал прощания.
Занятие 5. «Мои ресурсы»
Цель: помочь детям в осмыслении внутренних ресурсов, которые у них появились; |
диагностика эмоционального состояния ребенка,подведение итогов встреч
1. Методика самооценки эмоциональных состояний Н. П. Фетискина «Градусник»
Проективная методика «Несуществующее животное»
Упражнение «Мои ресурсы»
Детям предлагается расшифровать пиктограммы различных эмоций. Затем, они выбирают, какие эмоции понадобятся им в дальнейшей жизни, а какие не нужны, нежелательны.
Работа ведется в группах по 4-5 чел. с помощью карточек-пиктограмм, которые дети наклеивают на большие листы.
Затем происходит обсуждение выбора учащихся.
4. Упражнение «Послание тебе» Сначала ведущий просит детей вспомнить о том, что происходило на занятиях за весь период встреч, вспомнить приятные моменты общения и впечатления. |
Затем детям предлагается написать доброе послание каждому участнику группы. Это послание может содержать комплимент, пожелание или благодарность. Важно, чтобы дети своим посланием подарили другим частичку добра, любви и уважения.
5. Обсуждение итогов тренинга -что было сложно и почему? -что особенно понравилось? -чему научились на занятиях? -как вы думаете, изменилось ли ваше поведение в последнее время? в чем были изменения? -как вы это заметили? Ведущий обращает внимание детей на те знания и умения, которые они приобрели за время занятий (совместное обсуждение). |
Затем каждому выдается медаль за те или иные достижения. Ведущий благодарит ребят за участие в работе.
V. Список литературы
- Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов. - СПб.:Речь, 2006.- 144с.
- Вачков И. В. Групповые методы в работе школьного психолога / И. В. Вачков. - М.:Ось-89, 2002. - 224 с.
- Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. - М.: Владос-Пресс, 2003. - 160с.
- Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. -М.:Генезис, 2009. - 216с.
- Залесская О.В., Казанцева О.В. Младшие школьникис ЗПР. Уроки общения: пособие для практического психолога / О. В. Залесская. - М.: Школьная Пресса, 2005. - 28 с.
- Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков.- Л., 1982. - 216 с
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 208с.
- Линде Н.Д. Эмоционально-образная терапия. Теория и практика. - М.: Мос-ГУ, 2004.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М.:Генезис, 2000.- 192с.
- Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской терапии. - М.: Класс, 2005. - 336с.
- Практикум по психологическим играм с детьми и подростками/Под редакцией М.Р.Битяновой - СПб, Питер, 2005.- 304с
- Психологическая коррекция агрессивного поведения детей / Т.П.Смирнова. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 154с.
- Психодиагностика эмоциональной сферы личности: практическое пособие / авт.-сост. Г. А. Шалимова. - М.: АРКТИ, 2006. - 232 с.
- Справочник по групповой психокоррекции / О.Н.Истратова, Т.В.Эксакусто. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 443с.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие для педагогов и школьных психологов. Ч. 1-3.- М.:Генезис, 1998.
- Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция.- Минск: Ильин В.П., 1996.- 192с.
- Чижова С.Ю., Калинина О.В. Детская агрессивность. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. - 160с.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. - М.: Просвещение, 1990. - 128с.
- Методические рекомендации Городского информационно-методического центра г. Владимира по коррекционно-развивающей работе, направленной на снижение агрессивности у дошкольников/ Составитель: Шелакина Л.Ю., педагог-психолог ДОУ № 6., рецензент: Васина Т.В., педагог-психолог ГИМЦ.
- Не дать ребенку стать жестоким. Н.Кириченко //Psychologies, февраль 2010г.
- http://adalin.mospsy.ru/l_02_00/l_02_09g.shtml
- http://festival.1september.ru/articles/213517/
- http://www.c-psycholog.ru/Help/uprajneniy/k/deti.html
- http://www.psychologos.ru/
VI. Методические рекомендации
На первом этапе происходит знакомство детей друг с другом, освоение правил работы в группе, снятие эмоционального напряжения, тревожности, создание атмосферы безопасности и защищенности в группе. Проводимая диагностика позволяет выявить особенности эмоционального мира детей, характер взаимоотношений, статус ребенка в группе.
Основными способами достижения задач этого этапа являются подвижные и малоподвижные игры, совместная разработка правил поведения в группе, диагностика эмоционального состояния каждого участника, изобразительная деятельность, психогимнастика и ауторелаксация.
На следующем этапе важно закрепить новый опыт общения, сложившейся в группе, чтобы дети могли его перенести в повседневную жизнь. Продолжаются поиск и обсуждение способов поведения, альтернативных агрессивному, выработка собственного отношения к агрессии. Решению задач данного этапа способствуют игровые упражнения, беседы, проективные методики, позволяющие отследить эмоциональное состояние участников группы, рисование, упражнения на релаксацию.
На заключительном этапе идет подведение итогов работы. Дети повторяют то, чему они научились на занятиях, закрепляют знания о способах разрядки гнева и снятия агрессивности, о навыках ауторелаксации и саморегуляции. Проводится итоговая диагностика, позволяющая выявить степень агрессивности, эмоциональное благополучие участников группы.
На последнем занятии идет обобщение знаний детей о причинах агрессии, адекватных формах эмоционального реагирования, приемах самоконтроля. Психолог акцентирует внимание детей на том, что с окончанием занятий их работа над собой не заканчивается. Он договаривается с детьми о том, что каждый их них будет приходить на индивидуальные встречи и рассказывать о выполнении личного плана добрых дел, о работе над своими недостатками. И если кому-то будет трудно справляться со своими негативными состояниями, он всегда может придти в кабинет психолога за помощью или советом.
VII. Приложение
Приложение 1.