Занятие 3. «Возьми себя в руки»
Цель:развитие умения чувствовать друг друга,снятие эмоционального напряжения, помочь ребенку разобраться в признаках агрессивного поведения, в т.ч. и своем собственном агрессивном поведении, а также исследовать чужую агрессивность диагностика актуального эмоционального фона ребенка
Ритуал приветствия.
Упражнение «Хлопки»
Дети встают в круг. Выбирается один водящий, которого ставят в начало круга. Затем водящий делает хлопок в ладоши, следующий за ним повторяет, за вторым – третий…
Водящий подходит к любому месту в круге, после чего движение хлопков должно начаться с этого места и далее, пока водящий не укажет другое место.
3. Проективная методика «Несуществующее животное» (Приложение 4)
4. Упражнение «Рецепт: Как сделать ребенка агрессивным»
1 часть.
• Попросите детей представить агрессивного человека и проследить мысленно, что обычно делает агрессивный человек, как он себя ведет, что говорит.
• Пусть дети возьмут бумагу и напишут небольшой рецепт, следуя которому, можно создать агрессивного ребенка, а также нарисуют портрет такого ребенка.
• Затем дети по кругу зачитывают свои рецепты и изображают агрессивного ребенка (как он ходит, как он смотрит, какой у него голос, что он делает).
• Обсудить с детьми: что им нравится в агрессивном ребенке, что не нравится, что бы они хотели изменить в таком ребенке.
2 часть.
• Далее попросите детей подумать о том, когда и как они стали проявлять агрессию? Каким образом они могут вызвать агрессию по отношению к себе?
• Пусть дети возьмут еще лист бумаги и разделят его вертикальной линией пополам на левую и правую части. Слева записывается, как окружающие в течение дня проявляли агрессию по отношению к ним. В правой части записывается, как сам ребенок проявлял агрессию по отношению к другим детям.
• После того, как все сделают упражнение, можно обсудить с детьми:
- Знают ли они таких детей, которые бывают агрессивными?
– Как они считают, почему люди бывают агрессивными? – Всегда ли стоит прибегать к агрессии в сложной ситуации или можно иногда решать проблему другим способом (каким)?
- Как ведет себя жертва агрессии?
– Что можно сделать, чтобы не быть жертвой?
5. Беседа «Как выпустить пар?»
Беседа о способах снятия эмоционального напряжения
6. Упражнение «Возьми себя в руки» (на саморегуляцию)
При первых признаках беспокойства, когда хочется кого-то стукнуть, есть очень простой способ обрести душевное равновесие: нужно обхватить ладонями локти и сильно прижать руки к груди – это поза выдержанного, сильного духом человека.
7. Упражнение «Воздушный шарик»
Давайте сделаем воздушный шарик. Поднимите руки вверх, изображая шарик. Глубоко вдохните – наполните шарик воздухом и задержите дыхание. А теперь медленно выпустите из шарика воздух – выдохните. Руки медленно опускаются вниз. Шарик сдулся и стал похожим на тряпочку: голова склонилась на грудь, руки расслабленно опущены вдоль туловища. Упражнение выполняется 2-3 раза.
8. Рефлексия
9. Ритуал прощания.
Занятие 4. «Преодолеем свой гнев»
Цель:игровая коррекция агрессивности,снятие эмоционального напряжения, формирование у детей нравственных представлений, чувства эмпатии, сочувствия к окружающим людям, конструктивных способах реагирования в конфликтной ситуации; развитие навыков релаксации, саморегуляции и самоконтроля.
Ритуал приветствия.
Игра «Обзывалки»
Участники игры передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными необидными словами. Это могут быть названия деревьев, фруктов, грибов, рыб, цветов... Каждое обращение обязательно должно начинаться с называния ребенка по имени,
например: «Саша — морковка!»
В заключительном круге играющие обязательно говорят своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты — моя радость!..»
3. Игра “Маленькое привидение”
Ведущий предлагает учащимся играть роль маленьких добрых привидений: «Мне захотелось немного похулиганить и научить этому вас. Сейчас мы будем слегка пугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение: (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук “У”. Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить “У”, если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить”.
Затем ведущий хлопает в ладоши: “Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем ребятами!”
4. Рисование собственного гнева
1.Попросите детей подумать о той ситуации (человеке), которая вызывает максимальное чувство гнева, злости с их стороны.
2. Попросите отметить, в каких частях тела он максимально ощущает свой гнев.
Обсудите это с каждым ребенком:
- на что похож ваш гнев?
- можете ли вы изобразить его в виде рисунка или слепить ваш гнев из пластилина?
3. Обсудите с детьми их рисунки или скульптуры:
- что изображено на них?
- что чувствовал каждый ребенок, когда изображал свой гнев?
- может ли кто-то поговорить от лица своего рисунка?
- изменилось ли состояние ребенка, когда он полностью прорисовал свой рисунок?
4. Спросите детей, что им хочется сделать со своими произведениями (разорвать его, выбросить, нарисовать новый). В случае, когда дети хотят нарисовать новый рисунок или исправить что-то в данном, нужно обсудить:
- что чувствует ребенок, когда рисует новый вариант?
- попросить проговорить от лица нового рисунка
- изменилось ли состояние ребенка теперь?