Раздел 5 Основы психологии творчества
Тема 5.1. Теоретические основы психологии творчества
Название самостоятельной работы:«Название самостоятельной работы: «Природа творческих способностей личности. Закономерности творческой деятельности личности» (2ч)
Учебная цель:развитие умений выделять главное, пробуждать интерес к данной теме.
Образовательные результаты, заявленные во ФГОС 3+
Студент должен
уметь: анализировать факторы, влияющие на формирование личности и ее профессиональных способностей;
знать: основы психологии творчества; объективные связи воспитания, обучения, развития личности;
Задания для самостоятельной работы:
Задание:
1.Составление библиографии современной литературы по психологии творчества (1ч.)
2. Запишите в учебную тетрадь основные термины темы и их толкования: творчество, творческие способности, креативность, наивная креативность, культурная креативность, одаренность, мозговой штурм (1ч)
Методические указания:
Выписать в библиотеке список имеющейся литературы по психологии творчества за последние 10 лет.
Форма контроля:проверка тетрадей.
Литература
1.Ананьев Б.Г. Формирование одаренности// Вопросы психологии, 1993, №1, с.46-54.
2.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. 1997.
3.Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества. -М.,
2005.
4.Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. -М., 2005
5.Интегральная индивидуальность человека и ее развитие/ Под ред. Б.А.Вяткина. М., 1999.
6.Купер К. Индивидуальные различия. М., 2000. 1981
7.Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. - М., 1984.
8. Орлов А.Б. Склонность и профессия.
ГЛОССАРИЙ
Методические указания по самостоятельной работы по курсу
1. Приступая к изучению темы, познакомьтесь с ее наименованием и содержанием по программе курса.
2. По плану занятия к данной теме познакомьтесь с целями изучения, списком литературы, с заданиями на самостоятельную работу и вопросами для обсуждения.
3. Основу самостоятельной работы составляет работа с учебной и справочной литературой. Каждая тема предполагает инициативу в подборе литературы, постоянное пополнение списка (картотеки) изученной литературы. Изучение темы начните с психологического словаря, раскрывающего содержание основных понятий, далее переходите к работе с учебниками и монографиями. Работая с учебниками, анализируйте авторский текст, выделяя главное, основное. Следует учитывать, что ни один учебник не содержит абсолютно полного изложения проблем, поэтому ориентируйтесь на несколько учебников.
4. Изучение каждой темы предполагает обращение к монографиям (авторским работам). Список вы найдете в пособии, а также после соответствующей главы учебника. Работая с литературой, необходимо научиться быстро прочитывать содержание, выделяя главные мысли и удачные примеры.
5. Работу над темой рекомендуется отражать в рабочей тетради или специальной папке. Рекомендуем иметь по каждой теме: подборку основных понятий темы, карту - информатор по теме (краткое на один лист схематичное изложение темы), выписки, конспекты.
6. В заключение работы необходимо ответить на контрольные вопросы по теме, а также самостоятельно сформулировать вопросы по изученному материалу.
8. Помните, что знания, получаемые при изучении курса “Психология”, не самоцель. Это инструмент анализа и оценки психических явлений. Старайтесь находить прикладные аспекты применения ваших знаний, учитесь с их помощью объяснять различные жизненные явления и факты.
Рекомендации по конспектированию текста
1) Читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы;
2) Если составляется план-конспект, сформулируйте его пункты, подпункты, определите, что именно следует включить в план-конспект для раскрытия каждого из них;
3) Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат;
4) В конспект включаются не только основные положения, но и доводы, их обосновывающие, конкретные факты и примеры, но без их подробного описания;
5) Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на страницы цитируемой работы, применять условные обозначения;
6) Располагайте абзацы «ступеньками», применяйте цветные карандаши, маркеры, фломастеры для выделения значимых мест.