Раздел 1. Введение в психологию

Планы практических и лабораторных занятий

Модуль I. Общая психология

Раздел 1. Введение в психологию

Практическое занятие 1.

Предмет психологии

План

1. Становление предмета психологии. Определение психологии как науки, ее задачи. Классификация отраслей психологии.

2. Методологические принципы психологического исследования. Характеристика методов психологии.

3. Понятие о психике, ее функции, проявления. Особенности психического отражения.

Литература

1. Баданина, Л.П. Основы общей психологии : учебное пособие [Электронный ресурс] / Л.П. Баданина. – М. : Флинта, 2012. – 448 с. – http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103315

2. Гуревич, П.С. Психология : учебник [Электронный ресурс] / П.С. Гуревич. - М. : Юнити-Дана, 2012. - 320 с. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118130

  1. ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для бакалавров. Немов Р.С. 2015. http://www.biblio-online.ru/thematic/?id=urait.content.5D3F4EC6-2783-4A2C-9243-C0C3D1EF259C&type=c_pub

Вопросы для коллективного обсуждения

1. Дискуссия на тему: «Причины длительного пути становления психологии в самостоятельную науку».

Задания для самостоятельной работы

1. Выписать основные понятия темы: психология, психика, отражение.

2. Составить схемы:

1) «Система и уровни основных форм отражения», «Основные функции психики».

2) «Специфика психического отражения»

3) «Взаимосвязь психологии с другими науками», «Отрасли психологии»

Практическое занятие 2.

Развитие психики в филогенезе

План:

1. Взаимосвязь психики и материи.

2. Формы отражения и формы поведения.

3. Развитие психики животных:

а) Раздражимость. Тропизмы. Таксисы;

б) Инстинктивные формы поведения;

в) Интеллектуальное поведение животных;

4. Общение и «язык» животных.

5. Качественные различия психики животных и человека.

Литература

1. Баданина, Л.П. Основы общей психологии : учебное пособие [Электронный ресурс] / Л.П. Баданина. – М. : Флинта, 2012. – 448 с. – http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103315

2. Гуревич, П.С. Психология : учебник [Электронный ресурс] / П.С. Гуревич. - М. : Юнити-Дана, 2012. - 320 с. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118130

  1. ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для бакалавров. Немов Р.С. 2015. http://www.biblio-online.ru/thematic/?id=urait.content.5D3F4EC6-2783-4A2C-9243-C0C3D1EF259C&type=c_pub

Вопросы для коллективного обсуждения

1. Просмотр и обсуждение видеофильма «Интеллектуальное поведение животных».

Задания для самостоятельной работы

1. Выписать основные понятия темы: отражение, раздражимость, чувствительность, тропизмы, инстинкт, научение интеллектуальное поведение, «язык» животных, орудийная деятельность.

2. Составить таблицы:

1) «Основные этапы развития психики в животном мире», Важнейшие особенности активности животных и деятельности человека»

Раздел 2. Личность и деятельность

Практическое занятие 3

Сознание как высшая форма развития психики

План

1. Понятие о сознании, его функции, структура.

2. Самосознание: понятие, функции, структура.

3. Характеристика бессознательных процессов.

4. Механизмы психологической защиты.

Литература

1. Баданина, Л.П. Основы общей психологии : учебное пособие [Электронный ресурс] / Л.П. Баданина. – М. : Флинта, 2012. – 448 с. – http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103315

2. Гуревич, П.С. Психология : учебник [Электронный ресурс] / П.С. Гуревич. - М. : Юнити-Дана, 2012. - 320 с. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118130

  1. ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для бакалавров. Немов Р.С. 2015. http://www.biblio-online.ru/thematic/?id=urait.content.5D3F4EC6-2783-4A2C-9243-C0C3D1EF259C&type=c_pub

Задания для самостоятельной работы

1. Выписать основные понятия темы: самосознание, самопознание, самоотношение, саморегуляция, самоконтроль, самооценка и ее виды, сознание, личностный смысл, уровень притязаний, локус контроля.

2. Составить схему «Структура сознания» (по В.П. Зинченко)

3. Составить таблицы:

· «Механизмы психологической защиты»

· «Виды бессознательных процессов».

· «Этапы развития самосознания»

Практическое занятие 4.

Личность и деятельность.

План

1. Становление понятия «личность» в психологии. Научная психология о сущности личности.

  1. Психологическая структура личности.
  2. Потребности как источник активности личности, их классификация.
  3. Мотивация поведения человека как проявление потребностей личности:
  4. Понятие о мотивах, их виды.
  5. Формирование личности и движущие силы ее развития.
  6. Понятие о деятельности, ее структура.

8. Психологическая характеристика видов деятельности: игра, учение, труд.

Литература

1. Баданина, Л.П. Основы общей психологии : учебное пособие [Электронный ресурс] / Л.П. Баданина. – М. : Флинта, 2012. – 448 с. – http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103315

2. Гуревич, П.С. Психология : учебник [Электронный ресурс] / П.С. Гуревич. - М. : Юнити-Дана, 2012. - 320 с. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118130

  1. ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для бакалавров. Немов Р.С. 2015. http://www.biblio-online.ru/thematic/?id=urait.content.5D3F4EC6-2783-4A2C-9243-C0C3D1EF259C&type=c_pub

Вопросы для коллективного обсуждения

1. Тренинг личностного роста (элементы) – обсуждение содержания и степени его эффективности.

Задания для самостоятельной работы

1. Выписать основные понятия темы: индивид, индивидуальность, личность, потребности, мотив, деятельность, активность, операции, потребности, мотив, цель, интериоризация, экстериоризация, умения, навыки, игра, труд, взаимодействия навыков, интерференция навыков.

2. Составить схемы: «Соотношение объёмов понятий «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность»; «Структура личности», «Основные формы направленности личности»

3. Составить таблицу «Сравнительный анализ основных видов деятельности»:

Деятельность Структура Содержание Развивающее воздействие на психику и личность
Игровая      
Учебная      
Трудовая      

Темперамент. Характер.

План

1. Понятие о темпераменте в психологии.

2. Характеристика типов темперамента.

3. Взаимосвязь темперамента и деятельности.

4. Понятие о характере, его структуре.

5. Акцентуации характера, типы акцентуаций.

6. Формирование характера.

Литература

1. Баданина, Л.П. Основы общей психологии : учебное пособие [Электронный ресурс] / Л.П. Баданина. – М. : Флинта, 2012. – 448 с. – http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103315

2. Гуревич, П.С. Психология : учебник [Электронный ресурс] / П.С. Гуревич. - М. : Юнити-Дана, 2012. - 320 с. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118130

  1. ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для бакалавров. Немов Р.С. 2015. http://www.biblio-online.ru/thematic/?id=urait.content.5D3F4EC6-2783-4A2C-9243-C0C3D1EF259C&type=c_pub

Вопросы для коллективного обсуждения

1. Решение ситуационных задач.

2. Ролевая игра «Определи тип акцентуированного характера и способы воздействия на него».

Задания для самостоятельной работы

1. Выписать в словарь основные понятия темы: темперамент, уравновешенность, подвижность, динамичность, лабильность нервных процессов, реактивность, активность, темп реакции, пластичность, ригидность, экстраверсия, интроверсия, эмоциональная возбудимость, индивидуальный стиль деятельности, характер, черты характера, акцентуации характера, психопатия.

2. Составить схемы: «Соотношение типов нервной системы и темперамента», «Соотношение темперамента и психических реакций»; «Черты характера»

Практическое занятие 6.

Способности

1. Понятие о способностях.

2. Количественная и качественная характеристика способностей.

3. Уровни способностей.

4. Виды и структура способностей.

5. Развитие способностей.

Литература

1. Баданина, Л.П. Основы общей психологии : учебное пособие [Электронный ресурс] / Л.П. Баданина. – М. : Флинта, 2012. – 448 с. – http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103315

2. Гуревич, П.С. Психология : учебник [Электронный ресурс] / П.С. Гуревич. - М. : Юнити-Дана, 2012. - 320 с. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118130

  1. ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для бакалавров. Немов Р.С. 2015. http://www.biblio-online.ru/thematic/?id=urait.content.5D3F4EC6-2783-4A2C-9243-C0C3D1EF259C&type=c_pub

Задания для самостоятельной работы

1. Выписать в словарь основные понятия темы: способность, задатки, одаренность, талант, гениальность, склонность,

2. Составить схемы:

1) «Общая структура способностей»

2) «Признаки наличия способностей к какому-либо виду деятельности»

Раздел IV. Эмоционально-волевая сфера личности

Практическое занятие 7.

Эмоции. Воля.

План:

  1. Общая характеристика эмоций и чувств, их функции и качественные характеристики.
  2. Формы переживания эмоций и чувств.
  3. Понятие о воле, ее функции, связь с другими психическими процессами.
  4. Волевой акт, его структура. Волевые качества личности.
  5. Воспитание и самовоспитание воли.

Литература

1. Баданина, Л.П. Основы общей психологии : учебное пособие [Электронный ресурс] / Л.П. Баданина. – М. : Флинта, 2012. – 448 с. – http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103315

2. Гуревич, П.С. Психология : учебник [Электронный ресурс] / П.С. Гуревич. - М. : Юнити-Дана, 2012. - 320 с. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118130

  1. ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для бакалавров. Немов Р.С. 2015. http://www.biblio-online.ru/thematic/?id=urait.content.5D3F4EC6-2783-4A2C-9243-C0C3D1EF259C&type=c_pub

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. «Мозговой штурм»: «Способы управления эмоциями».

2. Работа в группах: «Пути и методы развития воли».

Задания для самостоятельной работы:

1. Выписать в словарь основные понятия темы: чувства, эмоции, аффект, настроение, страсть, стресс, амбивалентность чувств, эмпатия, высшие чувства, чувственный тон, воля, волевые усилия, волевой акт, саморегуляция, волевые качества, волевые привычки, произвольность,

3. Составить схемы:

1) «Качества чувств», «Функции эмоций», «Формы эмоций».

2) «Схема этапов волевого действия» и «Схема волевых свойств личности»

3) «Структура произвольного поведения» и «Структура волевого поведения»

4) «Функции воли»

Практическое занятие 8.

Внимание.

План

  1. Понятие о внимании, его проявления. Место внимания в психической деятельности человека.
  2. Виды и свойства внимания.
  3. Расстройства внимания.

Литература

1. Баданина, Л.П. Основы общей психологии : учебное пособие [Электронный ресурс] / Л.П. Баданина. – М. : Флинта, 2012. – 448 с. – http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103315

2. Гуревич, П.С. Психология : учебник [Электронный ресурс] / П.С. Гуревич. - М. : Юнити-Дана, 2012. - 320 с. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118130

  1. ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для бакалавров. Немов Р.С. 2015. http://www.biblio-online.ru/thematic/?id=urait.content.5D3F4EC6-2783-4A2C-9243-C0C3D1EF259C&type=c_pub

Задания для самостоятельной работы

1. Выписать основные понятия: внимание, произвольное внимание, непроизвольное внимание, послепроизвольное внимание, устойчивость внимания, распределение внимания, переключение внимания, объем внимания, концентрация, рассеянность внимания.

1. Составить схемы:

1) Составить таблицы: «Виды внимания и их сравнительные характеристики», «Качества внимания»

Практическое занятие 9.

Ощущение. Восприятие.

План:

1. Понятие об ощущении и восприятии, физиологические основы ощущений и восприятия.

2. Классификация видов ощущений и восприятия.

3. Свойства ощущений и восприятия.

4. Закономерности ощущений. Сенсорная организация личности.

Литература

1. Баданина, Л.П. Основы общей психологии : учебное пособие [Электронный ресурс] / Л.П. Баданина. – М. : Флинта, 2012. – 448 с. – http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103315

2. Гуревич, П.С. Психология : учебник [Электронный ресурс] / П.С. Гуревич. - М. : Юнити-Дана, 2012. - 320 с. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118130

  1. ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для бакалавров. Немов Р.С. 2015. http://www.biblio-online.ru/thematic/?id=urait.content.5D3F4EC6-2783-4A2C-9243-C0C3D1EF259C&type=c_pub

Задания для самостоятельной работы

1. Выписать основные понятия темы: ощущения, восприятие, качество ощущения, интенсивность ощущения, длительность ощущения, пространственная локализация раздражителя, экстероцептивные ощущения, интероцептивные ощущения, проприоцептивные ощущения, адаптация сенсорная, сенсибилизация, синестезия, предметность восприятия, целостность восприятия, структурность восприятия, константность восприятия, осмысленность восприятия, апперцепция, иллюзии восприятия, восприятие пространства, восприятие времени, восприятие движения.

2. Составить схемы:

1) «Возникновение ощущений», «Общие свойства ощущений», «Восприятие и его свойства»

2) «Классификация ощущений», «Классификация восприятия»

Практическое занятие 10.

Память. Мышление.

План

1. Понятие о памяти, ее место в психической деятельности человека. Процессы памяти.

2. Виды памяти.

3. Понятие о мышлении, его виды.

4. Операции мышления. Логические формы мышления.

5. Мышление как процесс решения задач. Качества ума

6. Индивидуальные особенности мышления и памяти.

Литература

1. Баданина, Л.П. Основы общей психологии : учебное пособие [Электронный ресурс] / Л.П. Баданина. – М. : Флинта, 2012. – 448 с. – http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103315

2. Гуревич, П.С. Психология : учебник [Электронный ресурс] / П.С. Гуревич. - М. : Юнити-Дана, 2012. - 320 с. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118130

  1. ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для бакалавров. Немов Р.С. 2015. http://www.biblio-online.ru/thematic/?id=urait.content.5D3F4EC6-2783-4A2C-9243-C0C3D1EF259C&type=c_pub

Вопросы для коллективного обсуждения

1. Тренинг «Управление памятью» (элементы).

Задания для самостоятельной работы

1. Выписать основные понятия темы: память, реминисценция, ретроактивное и проактивное торможение, виды памяти, процессы памяти, мышление, внутренняя речь, понятие, суждение, умозаключение, анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, проблемная ситуация, задача, качества ума.

2. Составить схемы и таблицы:

1) «Память в системе познавательной деятельности», «Продуктивность памяти, причины, влияющие на нее», «Этапы логического запоминания», «Виды памяти»; «Виды мышления», «Мыслительные операции», «Этапы мыслительного действия», «Этапы решения мыслительных задач»

Практическое занятие 11.

Речь. Воображение.

План

1. Понятие о языке и речи. Место речи в психической деятельности человека.

2. Виды и функции речи.

3. Понятие о воображении, его связь с другими психическими процессами. Функции воображения.

4. Виды и операции воображения.

5. Индивидуальные особенности воображения.

Литература

1. Баданина, Л.П. Основы общей психологии : учебное пособие [Электронный ресурс] / Л.П. Баданина. – М. : Флинта, 2012. – 448 с. – http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103315

2. Гуревич, П.С. Психология : учебник [Электронный ресурс] / П.С. Гуревич. - М. : Юнити-Дана, 2012. - 320 с. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118130

  1. ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для бакалавров. Немов Р.С. 2015. http://www.biblio-online.ru/thematic/?id=urait.content.5D3F4EC6-2783-4A2C-9243-C0C3D1EF259C&type=c_pub

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Дискуссия на тему: «Развитие творческого воображения».

Задания для самостоятельной работы

1. Выписать основные понятия темы: речь, язык, значение и смысл слова, виды и функции речи, воображение, агглютинация, заострение, схематизация, грезы, типизация, воссоздающее воображение, творческое воображение, мечта.

2. Составить схемы: «Функции речи», «Виды речи»; «Этапы творческого воображения»

Практическое занятие 12.

План

  1. Предмет социальной психологии.
  2. Основные этапы развития социальной психоло­гии как науки.
  3. Первые теоретические концепции в области социальной психологии.
  4. Вклад ведущих психологических школ в разработку проблем социальной психологии.
  5. Методология и методы исследования социальной психологии.

Литература

  1. Андриенко Е.В. Социальная психология . – М., 2014. – 264 с.
  2. Кондратьев М. Ю. Психология отношений межличностной значимости : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / М. Ю. Кондратьев, Ю. М. Кондратьев ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ун-т. - 2-е изд. - М. : МПСУ, 2014. - 286 с.
  3. ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для бакалавров. Немов Р.С. 2015. http://www.biblio-online.ru/thematic/?id=urait.content.5D3F4EC6-2783-4A2C-9243-C0C3D1EF259C&type=c_pub

Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Что изучает социальная психология как наука? Существует ли ненаучное социально-психологическое знание? Обоснуйте ответ. Приведите примеры.
  2. Назовите «материнские» дисциплины социальной психологии.
  3. Какие социально-психологические проблемы вышли из философии?
  4. По каким критериям выделены этапы развития социальной психологии как науки?
  5. Назовите основные теоретические концепции в области социальной пси­хологии на первом этапе ее развития как науки.
  6. Почему ведущие психологические школы не могли не внести свой вклад в развитие социальной психологии?
  7. Выделите основные социально-психологические проблемы, которые были исследованы в рамках ведущих психологических школ. Как иначе можно бы­ло бы сформулировать эти проблемы?
  8. Какие методы социальной психологии позволят выявить социально-психологическую структуру взаимоотношений в малых группах?

Задания для самостоятельной работы

1. Выписать из словаря: социальная психология, методология, предмет социальной психологии.

2. Дайте краткие характеристики (письменно) методам социально-психологического исследования: наблюдение, изучение документов, опрос, тест, эксперимент [1, С. 58-63].

Практическое занятие 13.

Межличностные отношения

План

  1. Понятие о межличностных отношениях, их значение и назначение.
  2. Виды и функции межличностных отношений.
  3. Типо­логия чувств.
  4. Переживание как фактор социальной адап­тации.
  5. Социометрическая структура группы.
  6. Педа­гогические возможности изменения социометрического статуса ученика.

Литература

  1. Андриенко Е.В. Социальная психология . – М., 2014. – 264 с.
  2. Кондратьев М. Ю. Психология отношений межличностной значимости : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / М. Ю. Кондратьев, Ю. М. Кондратьев ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ун-т. - 2-е изд. - М. : МПСУ, 2014. - 286 с.
  3. ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для бакалавров. Немов Р.С. 2015. http://www.biblio-online.ru/thematic/?id=urait.content.5D3F4EC6-2783-4A2C-9243-C0C3D1EF259C&type=c_pub

Вопросы для коллективного обсуждения

1. Каким образом чувства человека регулируют межличностные отношения? Регулируют ли межличностные отношения эмоции? Поясните свой ответ. Что ещё определяет регуляцию межличностных отношений? Подумайте, какие факторы могут негативно влиять на онтогенетическое развитие чувств человека?

2. Как вы думаете, по каким поведенческим признакам можно определить тип переживаний человека на уровне наблюдения?

3. Каким образом изменение социометрической позиции человека в группе может влиять на его социальную адаптацию?

4. Чем позиция социометрической звезды отличается от позиции лидера? Почему индивид может иметь различные социометрические статусы в личных группах? Почему индивид может иметь один и тот же социометрический статус в различных группах?

5. Каковы основные характеристики социометрической структуры группы? Как можно оценить уровень благополучия социально-психологических отно­шений в группе, исходя из анализа особенностей ее основных характеристик?

Задания для самостоятельной работы

3. Выписать из словаря: социальная психология, методология, предмет социальной психологии.

4. Дайте краткие характеристики (письменно) методам социально-психологического исследования: наблюдение, изучение документов, опрос, тест, эксперимент [1, С. 58-63].

Практическое занятие 14.

Проблема общения

План

1. Понятие общения.

2. Виды общения.

3. Особенности общения в современном мире.

4. Уровни общения.

5. Диа­логическое и монологическое общение.

6. Функции обще­ния.

7. Критерии удовлетворенности общением.

8. Педа­гогическое общение.

Литература

  1. Андриенко Е.В. Социальная психология . – М., 2014. – 264 с.
  2. Кондратьев М. Ю. Психология отношений межличностной значимости : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / М. Ю. Кондратьев, Ю. М. Кондратьев ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ун-т. - 2-е изд. - М. : МПСУ, 2014. - 286 с.
  3. ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для бакалавров. Немов Р.С. 2015. http://www.biblio-online.ru/thematic/?id=urait.content.5D3F4EC6-2783-4A2C-9243-C0C3D1EF259C&type=c_pub

Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Какое из общих определений общения вы бы использовали как основу для характеристики педагогического общения? Почему?
  2. Какие изменения, с вашей точки зрения, произошли в общении школьников в течениеXX века? Как они могут дальше меняться в следующем столе­тии? Почему?
  3. Какие функции общения вы знаете?
  4. В чем специфика педагогического общения?

Задания для самостоятельной работы

1. Выпишите из словаря: общение, педагогическое общение, диалог, монолог, речь.

2. Выпишите критерии удовлетворенности общением из учебника Е.В. Андриенко [1, С. 193 -195].

3. Используя дополнительную литературу, подготовьте доклад «Стили педагогического общения».

Практическое занятие 14.1.

План

1. Понятие коммуникации.

2. Психологическая обратная связь.

3. Коммуникативные барьеры.

4. Феномены меж­личностного влияния.

5. Субъективные каналы восприятия и передачи информации.

6. Специфика межличностного ин­формационного обмена.

Литература

  1. Андриенко Е.В. Социальная психология . – М., 2014. – 264 с.
  2. Кондратьев М. Ю. Психология отношений межличностной значимости : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / М. Ю. Кондратьев, Ю. М. Кондратьев ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ун-т. - 2-е изд. - М. : МПСУ, 2014. - 286 с.
  3. ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для бакалавров. Немов Р.С. 2015. http://www.biblio-online.ru/thematic/?id=urait.content.5D3F4EC6-2783-4A2C-9243-C0C3D1EF259C&type=c_pub

Вопросы для коллективного обсуждения

1. Что означает понятие коммуникации в узком и широком смысле слова? Что общего и каковы различия между паралингвистическими средствами общения и субъективными каналами восприятия и передачи информации?

2. Каковы основные различия между межличностным информационным об­меном и массовым информационным обменом?

3. Является ли психологическая обратная связь информационным процессом? Какие коммуникативные барьеры могут возникать при взаимодействии учителя с учеником?

4. Почему семантический барьер является одним из наиболее распростра­ненных препятствий в понимании субъектов друг друга при взаимодействии?

5. Каким образом барьеры социально-культурных различий связаны с цен­ностями субъектов общения?

6. Что представляют собой феномены межличностного влияния? Какие субъективные каналы восприятия и передачи информации наиболее востребованы современным школьным обучением? Обоснуйте свой ответ.

Задания для самостоятельной работы

1. Выпишите в словарь основные понятия темы: коммуникация, коммуникативный барьер, хронотоп, внушение, убеждение, психологическое заражение, подражание.

2. Подготовьте перечень положительных и отрицательных санкции, которые может использовать учитель на уровне психологической обратной связи как коммуникатор и реципиент.

  1. Опишите приемы, которые могут способствовать преодолению коммуни­кативных барьеров при взаимодействии: а) родителей с детьми; б) учителя с учениками; в) руководителя с подчиненными. Как могут меняться данные приемы, если субъект меняет позицию коммуникатора на реципиента и на­оборот?

Практическое занятие 14.2.

План

  1. Сущность интеракции.
  2. Психологическая совмести­мость.
  3. Акт и трансакция как функциональные единицы взаимодействия.
  4. Стратегии взаимодействия.
  5. Ассертивное поведение.
  6. Конфликт.
  7. Педагогический кон­фликт.

Литература

  1. Андриенко Е.В. Социальная психология . – М., 2014. – 264 с.
  2. Кондратьев М. Ю. Психология отношений межличностной значимости : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / М. Ю. Кондратьев, Ю. М. Кондратьев ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ун-т. - 2-е изд. - М. : МПСУ, 2014. - 286 с.
  3. ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для бакалавров. Немов Р.С. 2015. http://www.biblio-online.ru/thematic/?id=urait.content.5D3F4EC6-2783-4A2C-9243-C0C3D1EF259C&type=c_pub

Вопросы для коллективного обсуждения

  1. В чем сущность интерактивного аспекта общения?
  2. Какие уровни совместимости определяют продуктивность педагогического общения?
  3. Что является функциональной единицей общения?
  4. На основании каких критериев выделяют стратегии взаимодействия?
  5. Почему стратегия компромисса является более перспективной в социаль­ной плане, чем стратегия сотрудничества? Что является основным условием реализации стратегии компромисса?
  6. Каковы трудности реализации ассертивного поведения в современной со­циальной жизни человека?
  7. Каковы положительные и отрицательные стороны конфликта?
  8. Почему открытый конфликт предпочтительнее латентного?

Задания для самостоятельной работы

1. Выпишите в словарь основные понятия темы: интеракция, психологическая совместимость, экстраверсия, интроверсия, трансакция, стратегия взаимодействия, соперничество, компромисс, сотрудничество, приспособление, избегание, ассертивное поведение.

  1. Приведите примеры, иллюстрирующие психологическую совместимость или несовместимость интроверта с экстравертом. Попробуйте определить, почему в одном случае субъекты взаимодействия оказались совместимы, а в другом нет.
  2. Подготовьте реферат на тему «Соционика о психологической совместимо­сти людей» с использованием публикаций К. Юнга и А.Аугустинавичуте.
  3. Дайте развернутую характеристику взаимодействия субъектов (героев ху­дожественных произведений) с точки зрения их совместимости, используя категории: экстраверт, интроверт, мобильный, ригидный, доминантный, недоминантный.
  4. Используя книги Э. Берна, подготовьте доклад по теме «Типы транс­акций и их влияние на межличностное общение». Обязательно используйте примеры на каждый тип трансакции.

Практическое занятие 15.

План

  1. Сущность социальной перцепции.
  2. Механизмы социаль­ной перцепции.
  3. Имидж личности как воспринимаемый и передаваемый образ.
  4. Эффекты восприятия.
  5. Особен­ности формирования социальных установок.

Литература

  1. Андриенко Е.В. Социальная психология . – М., 2014. – 264 с.
  2. Кондратьев М. Ю. Психология отношений межличностной значимости : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / М. Ю. Кондратьев, Ю. М. Кондратьев ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ун-т. - 2-е изд. - М. : МПСУ, 2014. - 286 с.
  3. ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для бакалавров. Немов Р.С. 2015. http://www.biblio-online.ru/thematic/?id=urait.content.5D3F4EC6-2783-4A2C-9243-C0C3D1EF259C&type=c_pub

Вопросы для коллективного обсуждения

  1. В чем заключается специфика социальной перцепции в отличие от просто­го восприятия?
  2. Какую роль в социальной перцепции играет образ?
  3. Какие механизмы социальной перцепции являются наиболее распростра­ненными с вашей точки зрения. Какие из них наиболее важны для учителя и его педагогической деятельности при взаимодействии с учениками?
  4. Почему каузальную атрибуцию часто называют самым «коварным» меха­низмом социальной перцепции?
  5. Что общего и каковы различия между эмпатией и идентификацией как ме­ханизмами социальной перцепции?
  6. Всегда ли восприятие человеком самого себя является социальной реф­лексией?
  7. Какие изменения могут произойти с социальными установками человека после 30 лет?

Задания для самостоятельной работы

1. Выпишите в словарь основные понятия темы: социальная перцепция, эмпатия, аттракция, каузальная атрибуция, идентификация, социальная рефлексия, социальная установка, социальный стереотип.

  1. Приведите примеры, иллюстрирующие разрыв между воспринимаемым и передаваемым имиджем человека («разрыв достоверности»). Проанализируй­те причины разрыва.

Малые социальные группы

План

  1. Понятие социальной группы. Функции малой группы.
  2. Признаки малой группы. Типологии групп.
  3. Структура малой группы.
  4. Групповые психологические феномены, конформность и нонконфор­мизм. Коллективистское самоопределение. Понятие групповой сплоченности. Ценностно-ориентационное единство как показатель сплоченности. Сработанность. Групповая совместимость. Уровни совместимости. Социально-психологический климат.
  5. Групповые процессы: феномен группового поля, давления, воздействия. Групповое решение. Групповая эффективность. Внутригрупповое общение. Общение членов различных групп. Прямой контакт. Конфликт.

Литература

  1. Андриенко Е.В. Социальная психология. – М., 2014. – 264 с.
  2. Кондратьев М. Ю. Психология отношений межличностной значимости : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / М. Ю. Кондратьев, Ю. М. Кондратьев ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ун-т. - 2-е изд. - М. : МПСУ, 2014. - 286 с.
  3. ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для бакалавров. Немов Р.С. 2015. http://www.biblio-online.ru/thematic/?id=urait.content.5D3F4EC6-2783-4A2C-9243-C0C3D1EF259C&type=c_pub

Вопросы для коллективного обсуждения

1. Дайте три определения социальной группы в зависимости от уровня её сплочения.

2. Каковы основные признаки социальной группы?

3. В чем сущность коллективизма как социальной тенденции? В чем сущность индивидуализма как социальной тенденции?

4. Почему противопоставление индивидуализма и коллективизма несет в себе опасность для существования общества?

5. Можно ли назвать А. С. Макаренко конформистом (нонконформистом)?

6. Какие социальные условия способствуют усилению конформности человека в группе? Какие социальные условия связаны с формированием нонкон­формизма?

Задания для самостоятельной работы

1. Выпишите из словаря: социальная группа, конформность, нонконформность,групповой процесс, групповое поле, групповая совместимость, социально-психологический климат.

2. С использованием материала главы «Социальные группы» учебника Е.В.Андриенко [1] С. 112-125 и дополнительных источников пред­ставьте классификацию социальных групп в виде схемы или таблицы.

3. Составьте развернутую социально-психологическую характеристику лю­бой группы, которую вы очень хорошо знаете, с описанием интегральных психологических характеристик и всех параметров группы.

4. Подготовьте доклад на тему «Диалектика коллективизма и индивидуа­лизма в педагогической теории и практике А. С. Макаренко».

Практическое занятие 16.

План

  1. Лидерство и руководство: единство и различие.
  2. Автори­тет.
  3. Теории лидерства.
  4. Стили лидерства.
  5. Управ­ленческие функции.
  6. Индивидуальные факторы эффективного управления группой.

Литература

  1. Андриенко Е.В. Социальная психология . – М., 2014. – 264 с.
  2. Кондратьев М. Ю. Психология отношений межличностной значимости : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / М. Ю. Кондратьев, Ю. М. Кондратьев ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ун-т. - 2-е изд. - М. : МПСУ, 2014. - 286 с.
  3. ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для бакалавров. Немов Р.С. 2015. http://www.biblio-online.ru/thematic/?id=urait.content.5D3F4EC6-2783-4A2C-9243-C0C3D1EF259C&type=c_pub

Вопросы по теме

  1. В чем заключается социально-психологический смысл власти на различ­ных уровнях существования общества - от малых групп до больших социаль­ных групп?
  2. Каковы основные различия между лидерством и руководством?
  3. Почему стили лидерства и руководства идентичны?
  4. От чего зависит изменение стиля лидерства?
  5. Каким образом можно использовать теории лидерства для анализа кон­кретной управленческой деятельности?
  6. Кого из выдающихся деятелей прошлого и настоящего вы могли бы на­звать харизматическими личностями? Почему?
  7. Можно ли дать характеристику деятельности школьного учителя с ис­пользованием анализа его основных управленческих функций? Обоснуйте свой ответ.
  8. Какие индивидуальные факторы эффективного управления группой вы могли бы назвать в дополнение к тем, что представлены в главе?

Задания для самостоятельной работы

  1. Выписать из словаря: лидерство, авторитет, харизма, управление, руководство.
  2. Опишите лидерство и руководство как субъективный и объективный фе­номены.
  3. Проанализируйте непосредственные и отдаленные последствия осуществ­ления управления группами в зависимости от разных стилей: директивной модели (авторитарный стиль); кооперативной модели (демократический cтиль); «недирективной» модели (попустительский стиль)
  4. Подготовьте развернутую характеристику руководителя (реального, во­ображаемого или с использованием художественного образа), учитывая раз­личные критерии.

Практическое занятие 17.

План

1. Содержание и структура психологии большой социальной группы

  1. Особенности психологии социальных классов.
  2. Общая характеристика и типы стихийных групп.
  3. Психологические особенности этнических групп, религиозных групп, политических групп.
  4. Социально-психологические особенности полов.
  5. Роль средств массовой информации и коммуникации.
  6. Психологическое воздействие и руководство большими общностями.

Литература

  1. Андриенко Е.В. Социальная психология . – М., 2014. – 264 с.
  2. Кондратьев М. Ю. Психология отношений межличностной значимости : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / М. Ю. Кондратьев, Ю. М. Кондратьев ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ун-т. - 2-е изд. - М. : МПСУ, 2014. - 286 с.
  3. ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для бакалавров. Немов Р.С. 2015. http://www.biblio-online.ru/thematic/?id=urait.content.5D3F4EC6-2783-4A2C-9243-C0C3D1EF259C&type=c_pub

Вопросы для коллективного обсуждения

1. Какие этапы можно выделить в историческом развитии устойчивых больших социальных групп?

  1. Какими факторами определяется уровень развития психологии больших социальных групп?
  2. Каковы способы воздействия, реализуемые в стихийных группах?

Задания для самостоятельной работы

1. Выпишите из словаря: социальный кластер, общность, СМИ, народ, этнос, нация.

2. Проанализируйте понятия «толпа», «масса», «аудитория», «публика».

Практическое занятие 18.

Межгрупповые отношения

(проблема разви­тия социальной группы)

План

  1. Дифференциация и интеграция в межгрупповых отношени­ях.
  2. Межгрупповые отношения на уровне социальной стратификации.
  3. Доминирование малой социальной груп­пы.
  4. Интегративные межгрупповые феномены.
  5. Отно­шения между малыми группами и их влияние на внутригрупповые процессы.

Литература

  1. Андриенко Е.В. Со

Наши рекомендации