Тема «Психотехнологии диагностики»
План
1.Понятие психотехнологий диагностики.
2.Психодиагностические опросники (общая характеристика).
Основные понятия:психотехнологии диагностики,тесты способностей, тесты личности, опросники.
Конспект лекции
1.Практическая психологическая деятельность психосоциальных работников выражается в использовании в работе с клиентами психотехнологий, методов, приемов, психологических средств, которые помогают диагностировать и разрешать психологические проблемы клиентов.
Сами психотехнологии социальной работы разрабатываются на основе ряда общих и частных психологических теорий, некоторые из которых рассматривались выше.
Исходя из предмета, структуры и функций психологии социальной работы, весь смысл которой, как отмечалось, состоит в оптимизации социализации, психосоциальной адаптации и, в случае необходимости, психологической реабилитации клиентов, в оказании им психосоциальной помощи в разрешении возникших психологических и психосоциальных проблем, целесообразно весь богатый арсенал современной психологической практики социальной работы подразделить на 3 группы: 1) психотехнологии диагностики; 2) психотехнологии коррекции и реабилитации, использование которых исправляет и улучшает процесс социализации и механизмы адаптации; 3) психотехнологии профилактики возникновения психосоциальных проблем клиентов. В практической работе последние используются также и в реабилитационных целях и поэтому рассматриваются вместе с коррекционными психотехнологиями (например, психологическое консультирование).
Постановка правильного диагноза и установление причин психологических проблем, возникших у клиентов, имеет, как вполне понятно, исключительное значение для последующего процесса коррекции установленных неадекватных состояний клиентов. Поэтому разработке и практическому использованию психодиагностического инструментария в истории развития психологии обращалось огромное внимание. Крупнейшими исследователями в области психодиагностики считаются ее основатели Ф. Гальтон и Дж. Кеттел, а также А. Анастази, А. Бине, Ч. Спирмен, Э. Торндайк, Г. Айзенк, Р. Кеттел, Д. Роттер, Л.Ф. Бурлачук, А.Г. Шмелев и др.
Сама психодиагностика, как наука и дисциплина определяется в современной психологии как «область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности».
Психодиагностика, как метод, является основным способом сбора, обработки и анализа данных и реализуется в конкретных диагностических методиках – тестах. Психодиагностические тесты подразделяются по различным основаниям. Так, по предмету диагностики, личности выделяются тесты способностей (в частности, тесты для исследования интеллекта), тесты личности (в т.ч. социально-психологические). Важнейшей формой психодиагностических тестов являются опросники.
2.Отметим ряд известных психодиагностических опросников, используемых в практике современной социальной работы. Опросники представляют собой психодиагностические методики в виде вопросов (или утверждений) для опроса клиентов с целью получения информации об их личности в целом или о тех или иных ее сторонах (чертах, свойствах и т.д.). В связи с этим опросники делятся на опросники черт личности, мотивов, интересов, состояний и т.п.
Среди личностных опросников важнейшее значение имеют опросники, разработанные на основе освещавшихся персонологических концепций, в том числе, З. Фрейда, К. Юнга, Э. Кречмера, И. П. Павлова, Б. П. Ганнушкина, Г. Айзенка, Р. Кеттела, К. Леонгарда, Д. Роттера.
Так, на основе типологии К. Юнга разработан индикатор типа – личностный опросник И. Майерс – Бригс (1962) (сокращенно по начальным буквам M Б Т I). Опросник состоит из 160 вопросов. Ответы диагностируемых подразделяются на 4 шкалы в соответствии с типологией К. Юнга: экстраверт – интроверт, сенсорный – интуитивный, мыслительный – эмоциональный, рациональный – иррациональный.
Типологические личностные опросники Г. Айзенка разработаны на основе концепции ичности самого автора и опираются, в свою очередь, на персонологические идеи К. Юнга, И. П. Павлова, Э. Кречмера и др. Данные опросники используются для диагностики нейротизма, экстраверсии – интроверсии, и психотизма личности. Так, Моудслейский медицинский опросник Айзенка (ММQ) (1947) предназначен для диагностики нейротизма и включает 40 утверждений, на которые испытуемый должен дать положительный или отрицательный ответ.
В 1989 г. Г. Айзенк разработал так же опросник установок к сексу (EIAS) для выявления отношения к сексу, а так же удовлетворенности браком, сексуальных отклонений и определения феминно-маскулинных черт. Опросник включает 158 вопросов (сокращенный вариант – 96).
Одним из распространенных и признанных в практике социально-психологической работы является опросник Р. Кеттела «16 личностных факторов», (16PF) впервые предложенный автором в 1950 г. Опросник содержит 187 вопросов и предназначен для измерения 16 факторов (черт) личности, которые являются конституциональными исходными (согласно концепции личности Р. Кеттела).
Вопросы для самоконтроля:
1. Перечислите возможности использования психодиагностики в социальной практике.
2. Раскройте содержание личностных опросников, особенности их использования, возможности применения.
Список литературы
1. Акимова М.К., Гуревича К.М. Психологическая диагностика [Текст]: Учебник для вузов / М.К. Акимова, К.М. Гуревич. - СПб.: Питер, 2004.
2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика [Текст] \ Л.Ф. Бурлачук. – СПб.: Питер, 2005.
3. Кулебякин, Е.В. Психология социальной работы [Текст]: учеб. пособие / Е.В. Кулебякин. – Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004. – С.66-69.
4. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности. Теория и практика [Текст] / Н.И. Непомнящая. – М., 2001.
Лекция №11