Тема «Психоаналитический подход в современной социальной работе»
План
1.Основные психодинамические теории, влияющие на психосоциальную практику (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер и др.)
2.Психоаналитический подход, как метод вмешательства в социальной работе.
3.«Принцип среда – личность» в контексте психодинамического подхода.
4.Психоанализ в психодинамических моделях социальной работы.
Основные понятия:защитные механизмы, структура личности, архетипы, чувство неполноценности.
Конспект лекции
1. Основные идеи З. Фрейда:
По З.Фрейду, в живой природе, возникшей из неживой, действуют два рода сил:
Эрос (сексуальное влечение в природе человека - либидо), под которым З.Фрейд понимал стремление к половому размножению, а в широком смысле тенденцию к сохранению жизни, к ее обновлению, «влечение к жизни», то есть тенденцию к созиданию.
Танатос (влечение к смерти) – то есть в общеонтологическом смысле тенденцию к деструкции, разрушению. Данные тенденции вполне реальны и согласуются с современными представлениями об энтропийных и негэнтропийных процессах в природе.
Согласно теории Фрейда, структура личности складывается из трех основных начал:
«Оно» - глубинный слой бессознательного влечения, сущностное ядро личности, вокруг которого наслаиваются другие элементы. «Оно» руководствуется только «принципом удовольствия». «Я» олицетворяет то, что можно назвать разумом и рассудительностью в противоположность «Оно», содержащим страсти. «Я» является своеобразным посредником между «Оно» и внешним миром, включая природное и социальное окружение и руководствуется «принципом реальности», который предполагает переключение асоциальных импульсов в русло социально приемлемого поведения.
«Сверх - Я» - сфера долженствования, совесть, моральная цензура, которая возникает как посредник между «Оно» и «Я». Из данной интерпретации личности вытекает и представление о природе человека: большую часть в человеческой психике занимает и играет определяющую роль в поведении бессознательное.
Он рассматривал психоанализ как универсальную теорию, способную объяснить не только поведение отдельной личности, но и все общественные явления. Фрейд считал, что все действия и мысли человека, в конечном счете, преследуют сексуальную цель, что люди обращаются к общественной деятельности только потому, что они не могут полностью удовлетворять свое половое влечение, ибо общество подавляет эти естественные стремления человека. В основе деятельности и поведения человека, согласно Фрейду, лежат стихийные сексуальные влечения.
Социальные формы отчуждения выступают у З.Фрейда как невротическая реакция на подавление инстинктов.
Эротические желания заложены в человеке с детства. У ребенка эти побуждения проходят
несколько этапов:
I этап. Аутоэротизм и нарцизм – половые побуждения направлены на собственное тело (аутоэротизм – объект полового влечения еще не определен; нарцизм – объект определен, им становиться само тело ребенка).
II этап. Эротические побуждения раздваиваются: у мальчиков эротический импульс направлен на мать (при этом отец воспринимается как нежелательный соперник и к нему бессознательное враждебное чувство); у девочек на отца.
Прослеживая особенности психосексуального развития в детстве и юности Фрейд
выделяет следующие стадии:
1. Оральная – становление сексуальности выражается в манипуляциях ртом: кусании, сосании, жевании (период от рождения до 18 месяцев.); в этот период происходит отвыкание от материнской груди, отделение себя от материнского тела.
2. Анальная – сексуальность выражается в удержании или выталкивании фекалий; идет приучение детей к туалету (период 1.5 – 3 года).
3. Фаллическая – дети рассматривают и исследуют свои гениталии, мастурбируют, проявляют интерес к вопросам рождения и половым отношениям (идентификация со взрослым того же пола, выступающим в роли образца для подражания). Период с 3 до 6 лет.
4. Латентная – отсутствует явное сексуальное влечение; идет расширение социальных контактов со сверстниками (период 6 – 12 лет).
5. Генитальная – стадия полового созревания (12 – 16 лет). В этот период наступает половая зрелость, восстанавливаются сексуальные и агрессивные побуждения, усиливается интерес к противоположному полу.
Много внимания З.Фрейд уделил анализу тревожного состояния. Тревога – это форма адаптации организма и является важнейшим свойством человеческой природы. Первичным источником тревоги является сам процесс рождения, являющийся травмирующим состоянием и вызывающим ощущение опасности и диффузное чувство страха в связи с отъединением от тела матери (отлучением от груди и т.п.).
З. Фрейд выделяет следующие защитные механизмы:
1.Вытеснение. 2.Проекция. 3.Замещение. 4.Рационализация. 5.Противодействие. 6.Регрессия. 7.Сублимация. 8.Отрицание.
Теория личности К.Юнга.
По мнению К.Юнга, личность (душа, по терминологии К.Юнга) состоит из трех основных взаимодействующих подсистем: Эго, индивидуальное (личное) бессознательное, коллективное бессознательное.
1.Эго – это основа самосознания, включает все текущее содержание сознания человека (мысли, чувства, воспоминания, ощущения и пр.), что обеспечивает целостность и постоянство личности, осознание человеком себя, как относительно постоянной субъективно – объективной реальностью.
2.Личное (индивидуальное) бессознательное – это душевные конфликты, переживания, образы, которые когда- то осознавались, но затем были подавлены и стали неосознаваемыми. По К.Юнгу, этот материал личного бессознательного уникален у каждого человека и может быть осознан.
3.Коллективное бессознательное – это наиболее глубоко лежащий слой в сфере бессознательного, «хранилище реликтов и воспоминаний», т.е. следов памяти, образов, передающихся по наследству и общих для всех людей.
Архетипы – это врожденные первичные образы – модели (архетип – букв.«первичная модель»), которые предрасполагают людей воспринимать мир определенным образом.
Среди архетипов важнейшее значение имеют следующие, описанные К.Юнгом:
1. Персона (от лат.- «маска») – это модель социальной роли в общении с другими, в повседневной жизни.
2. Тень – это, с одной стороны, источник жизненной силы, творческого начала в личности, а, с другой, это подавленные асоциальные негативные импульсы, мысли , страсти (агрессивные, сексуальные), которые в снах проявляются в образах животного, карлика, бродяги и т.д.
3. Анима – архетип, выражающий образ женщины как таковой у каждого мужчины, который может воплощаться в более конкретных женских образах.
4. Анимус – образ мужчины у женщины, который определяет ее отношение к мужскому полу в целом.
Анима и анимус сформировались на реальной биологической основе – мужских и женских
качествах, которые есть у каждого человека, но соответственно развиты по – разному (больше или меньше) в соответствии с полом.
5.Важнейшим архетипом является Самость – ядро личности, образ – модель, которая выражает единство и целостность человека. По Юнгу, «самость означает всю личность, сознательное и бессознательное не обязательно противостоят друг другу, они дополняют друг друга до целостности, которая и есть самость».
Теория личности А.Адлера.
Согласно Адлеру, основная причина развития личности состоит в том, что она стремится преодолеть чувства «неполноценности» и «малоценности», которые постоянно испытываются человеком в силу несовершенства человеческой природы. Человек может преодолеть их благодаря тому, что в психике каждого индивида формируются специальные механизмы для возведения «компенсирующей душевной надстройки». Эти механизмы – так называемая «компенсация» или «сверхкомпенсация» - являются, согласно Адлеру, причиной развертывания деятельности человека, но не конечной целью, объясняющей его поведение. Понять человека, то есть выяснить смысл его жизни, значение его психических актов, по убеждению Адлера, возможно лишь тогда, когда индивид будет стремиться к «личному идеалу», к «совершенству». Конечной целью развития человека является стремление к самосовершенствованию, к достижению «Самости». В этом смысле Адлер акцентирует внимание на активном принципе человеческой жизни, на самодеятельности человека.
2.Основными идеями психодинамического подхода, релевантными для социальной работы данной ориентации (psychodynamic social work), являются следующие:
· психологические защиты (проекции, идентификация с агрессором, отрицание реальности и пр.);
· сопротивление изменениям;
· амбивалентность (наличие желаний и контржеланий у клиента);
· разделение воображаемого и реального Эго (splitting);
· позиции относительно объекта (М. Кляйн): "паранойяльная" и "депрессивная";
· развитие способности заботиться, беспокоиться (3. Фрейд, Д. Винникотт);
· перенос и контрперенос;
· процесс рефлексии;
· проживание опыта ("working through"), а не позиция: "или/или";
· разработка ключевых проблем клиента;
· понимание, а не вмешательство;
· разрешение дилемм клиентом (например, доверие-зависимость, послушание-автономность, соревновательность - сотрудничество, изменение - утрата);
· возвращение к точкам фиксации в развитии (особенно в работе с детьми).
3. и 4. Сущность этого подхода заключается в том, что он признает важность психологического процесса - между собой и "значимым другим", между прошлым и настоящим опытом, между внутренней и внешней реальностью.
Напряжение между внутренним и внешним миром людей является особенно очевидным и в то же время критичным именно для социальных работников. Возможно, главная простая причина, по которой некоторые социальные работники традиционно негативно относятся к идеям, основанным на психоанализе, и, следовательно, пренебрегают возможностью более широко проверить их потенциал, - их неспособность разрешить это напряжение. Происхождение этой неспособности часто лежит в отсутствии единого мнения о природе социальной работы и ее главных целях и задачах. Можно выделить две существенно различные точки зрения социальных работников по поводу оценки ситуации и вмешательства в нее: одна выделяет факторы окружающей среды и исключает роль эмоциональных факторов; другая, как раз напротив, подчеркивает ведущую роль эмоций и отношений, но недооценивает важность социального окружения. Эта полярность остается непреодоленной и по сей день.
Безусловно, уже сейчас как в нашем обществе, так и во многих других - о чем резко пишут социальные ученые в Великобритании, США и других странах с развитой системой социальной работы - очень многие проблемы клиентов коренятся в бедности и их невыгодном положении. Грубое неравенство доступа к здравоохранению, жилью, образованию и занятости, несомненно, существует и в Западной, и в Восточной Европе, и в Америке, и в Азии. Важно искать решение проблем скорее в разумных политических действиях, чем в помощи индивидуумам приспособиться к их несчастьям. Но структурные объяснения проливают мало света на то, например, почему некоторые люди оскорбляют своих детей, тогда как другие в сходных социальных условиях не делают этого. Политические меры также не могут удовлетворить, например, хорошо известную потребность супружеских пар в конфликтах или защитить детей при развале домашнего воспитания. Поэтому социальные работники не могут ограничивать свою деятельность как исключительно внутренними проблемами клиентов, так и только их социальным окружением: они должны не только делать и то и другое, они должны также работать над взаимодействием внешних и внутренних факторов и даже до возможности направлять его. Это означает" что они должны уметь разрешать напряжение между внутренней и внешней реальностью, а это одна из сложнейших общечеловеческих задач.
Более того, любое современное общество сегодня оказывает на социальных работников все возрастающее давление с целью, чтобы они демонстрировали эффективную работу в виде быстродействующих, недорогостоящих, узкоцелевых и конкретных программ, неких "пакетов скорой социальной помощи". При таком грубо прагматическом подходе социальные работники могут прийти к взгляду на мир чувств и отношений человека как на не относящуюся к "серьезному делу" помеху, вторжение или, в лучшем случае, - как на необязательную добавку. Опять-таки должен быть соблюден баланс между внутренней и внешней реальностью: практические меры не могут быть точно нацелены без хорошего понимания их эмоциональной значимости для клиента.
В оценке уместности психодинамических идей для социальной работы надо принять в расчет одно важное различие между огромным значением психоаналитического понимания человеческого поведения и большой ограниченностью приложения этого подхода как метода вмешательства. Психодинамический подход может иметь огромное значение для понимания социальными работниками происходящего в жизни их клиентов и для их собственных отношений в процессе согласованной социальной работы. Он также может поставлять информацию очень глубокого характера для процесса консультирования, однако это не делает консультирование психотерапией. Большая ясность относительно границ между психодинамическим подходом и другими видами психотерапии (и психоанализа, откуда проистекает большая часть проницательности использующих его специалистов) помогла бы избежать многих бесплодных и острых дебатов о пользе психодинамического подхода в социальной работе.
Наконец, необходимо улучшить способ преподавания психоаналитического образа мысли в программах обучения социальной работе. Обучение должно происходить как на уровне переживания (опыта), так и на когнитивном уровне. Необходимо сочетание академического понимания с профессиональным и личным опытом. Оно будет предъявлять требования к самосознанию и эмоциональным ресурсам студентов, учителей и практиков. Реализация огромного потенциала психодинамического подхода требует, чтобы он был сообщен в манере, которая вызывает к жизни напряжение - и разрешение - между внутренней и внешней реальностью. Чтобы это случилось, требуются адекватная поддержка и информированное руководство, дабы эти идеи получили возможность переноса в сознание и практику.
Психодинамический подход к консультированию долго занимал ведущее место в социальной работе, несмотря на то что в некоторых школах социальной работы он иногда подвергался критике со стороны тех, кто имел время только для "быстродействующего" поведенческого подхода. К 1980-м гг. психологическое консультирование за рубежом стало совершенно определенным образом отличаться, с одной стороны, от психотерапии, а с другой - от выдачи советов и рекомендаций и как метод .достигло высокой оценки среди профессий, связанных с помощью, куда, естественно, в первую очередь входит социальная работа. На распространенность того или иного подхода к консультированию обычно оказывают влияние исторически сложившиеся традиции в той или иной стране, в частности предшествующие психологические и психотерапевтические школы; в настоящее время в развитых системах социальной работы обычно доминируют две основные школы - психодинамическая и личностно-ориентированная. Поскольку психодинамические идеи продолжают развиваться как в западной, так и в восточноевропейской культуре, этот подход к консультированию оказывается в итоге наиболее приемлемым и эффективным, даже если на ранних этапах тренинга социальных работников личностно-ориентированный недирективный подход часто кажется более привлекательным с его упором скорее на условия для изменения, чем на техники и метод, и с его гуманистической верой в эффективность любви и интереса. На практике основные навыки и условия, т. е. способы слушания, альтернативные типы ответов, способы обращения с клиентами, являются общими для многих стилей и школ консультирования. При обучении социальных работников нужно убедиться, что студенты прочно овладели основными навыками: что они внимательно слушают своих клиентов, следят за своими собственными ответами, как явными, так и неявными (особенно по отношению к вещам, которые заставляют клиента и/или консультанта чувствовать тревогу или озабоченность), и проявляют уважение и принятие другой личности. Представители как личностно - ориентированного, так и психодинамического подхода считают все это существенным для процесса оказания помощи.
Иногда психодинамический подход изображают карикатурно, как ригидную систематизирующую теорию, под которую "подгоняются" люди; на деле же, поскольку психодинамическое консультирование признает огромное значение накопленного знания о структуре и развитии личности, полученного в результате глубинной работы с клиентами, эта база знаний настолько обширна, что лишь при тщательном слушании каждого нового клиента возможно некоторое приближение к его пониманию.
Три основные формы социальной работы -это консультирование, поиск ресурсов и создание сети поддержки.
Психодинамический подход не может быть охарактеризован просто как "бытие" с клиентом, как ни важны центральные взаимоотношения между клиентом и консультантом. Именно то, что́ эти отношения означают и что́ они говорят о клиенте, ведет при определенных обстоятельствах и в социальной работе к тому, что известно в психоанализе как инсайт. Инсайт во всех трех основных формах социальной работы - консультировании, поиске ресурсов и создании сети поддержки (а также и в супервизорстве в социальной работе) - вносит существенный вклад в процесс изменения, посредством чего усиливается центральное чувствующее и наблюдающее Эго; другими словами, у человека усиливается "чувство Я". Таким образом, частично именно через инсайт клиент получает возможность принять на себя тот вид контроля над внутренними чувствами и реакциями, который приходит от понимания их силы и значимости.
Психодинамический подход в конечном счете настолько богат возможностями для понимания, что консультанту необходимо только иметь как можно больше информации, а объем и разнообразие публикаций за последние 100 лет, количество новых теорий, исследований и клинических наблюдений в области психоаналитического знания неизмеримо превышают интенсивность развития других направлений.
Вопросы для самоконтроля:
1. Основные идеи теории З. Фрейда и их использование в социальной работе.
2. Основные идеи теории К. Юнга и их использование в социальной работе.
3. Использование идей А.Адлера в психосоциальной работе.
Список литературы
1. Кулебякин, Е.В. Психология социальной работы [Текст]: учеб. пособие / Е.В. Кулебякин. – Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004. – С.33-40.
2. Психология социальной работы [Электронный ресурс]: учеб. пособие. /под. ред. М.А. Гулиной. – СПб.: Питер, 2002. – Режим доступа: www.e-reading.org.ua/bookreader.php
3. Хьелл, Л. , Зиглер, Д. Теории личности [Текст] / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер, 2006.
Лекция №7