Тема: Прикладное значение социальной психологии

План

1. Специфика и эффективность прикладного исследования в социальной психологии.

2. Практическая социальная психология.

3. Направления прикладных исследований в нашей стране.

4. Повышение социально-психологической грамотности.

5. Социально-психологические перспективы развития человечества.

Литература

  1. Андриенко Е.В. Социальная психология . – М., 2014. – 264 с.
  2. Кондратьев М. Ю. Психология отношений межличностной значимости : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / М. Ю. Кондратьев, Ю. М. Кондратьев ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ун-т. - 2-е изд. - М. : МПСУ, 2014. - 286 с.
  3. ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для бакалавров. Немов Р.С. 2015. http://www.biblio-online.ru/thematic/?id=urait.content.5D3F4EC6-2783-4A2C-9243-C0C3D1EF259C&type=c_pub

Вопросы по теме

1. Какие отношения между академической и практической социальной психологией существует в настоящее время?

  1. Имеет ли психолог, на ваш взгляд, право участвовать в конфликтах?
  2. Какие основные стратегии работы в организации имеет социальный психолог и чем определяется выбор стратегии?
  3. В чем проявляется эффективность прикладных исследований в социальной психологии?
  4. Каким образом можно повысить социально-психологическую компетентность участников образовательного процесса?
  5. Как вы считаете, с какими понятиями социальной психологии дети должны знакомиться в школе?

Модуль III. Возрастная психология

Практическое занятие 1.

Практическое занятие 1.

Тема: Предмет, задачи и методы возрастной психологии

План

1. Предмет возрастной психологии, ее значение, цели и задачи.

2. Место возрастной психологии в системе научного знания, связь ее с другими науками.

3. Принципы познания возрастной психологии, ее методология и основные исследовательские методы (наблюдение, эксперимент, беседа, опрос, тестирование, анализ продуктов деятельности, метод экспертных оценок, близнецовый метод).

4. Специфика методов возрастной психологии по сравнению с методами общей психологии.

5. Стратегии исследования детского развития в возрастной психологии.

Литература

1. Батюта, М.Б. Возрастная психология : учебное пособие [Электронный ресурс] / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М. : Логос, 2011. - 306 с. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119428

2. Волков, Б.С. Возрастная психология. Учебное пособие для вузов [Электронный ресурс] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М. : Академический проект, 2008. - 672 с. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210889

3. Корецкая, И.А. Психология развития и возрастная психология. Учебн : практическое пособие [Электронный ресурс] / И.А. Корецкая. - М. : Евразийский открытый институт, 2011. - 119 с. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90709

4. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология. Учебник и практикум для академического бакалавриата, 2015. http://www.biblio-online.ru/thematic/?id=urait.content.4E804278-DBBF-4D3F-B880-BFFEDFF0FE33&type=c_pub

5. Чурекова, Т.М. Возрастная психология : учебное пособие [Электронный ресурс] / Т.М. Чурекова, Д.Ф. Ахмерова, Ю.Ю. Моисеенко. - Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2011. - 100 с. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232333

Задания для самостоятельной работы

1. Выписать в словарь основные понятия темы: возрастная психология, принцип познания, методология, метод, объект, предмет исследования, наблюдение, эксперимент, беседа, анализ продуктов деятельности, опрос, тестирование, близнецовый метод, метод экспертных оценок.

2. Составить таблицу «Классификация методов возрастной психологии». См.: Рыбалко В.П. Возрастная психология. – М., 2015. – С. 5 – 6.

Организационные Эмпирические Обрабатывающие Интерпретационные

3. Составить схему "Место возрастной психологии в структуре научного знания и ее связи с другими науками".

Практическое занятие 2-3.

Тема: Предпосылки, факторы, движущие силы и закономерности психического развития

План

1. Категория «развитие», «рост», «созревание».

2. Закономерности психического развития.

3. Предпосылки, условия и движущие причины психического развития в онтогенезе.

4. Основные закономерности психического развития.

5. Культурно-историческая теория развития высших психических функций Л.С. Выготского:

а) основные положения теории Л.С.Выготского;

б) понятие о низших и высших психических функциях, закон развития высших психических функций;

в) теоретическое и практическое значение для психологии культурно-исторической теории развития психики Л.С.Выготского.

6. Активность человека как фактор развития его личности и психики.

Задания для самостоятельной работы

1. Выписать в словарь основные понятия темы: социальная среда, психическое развитие, предпосылки психического развития, условия психического развития, рост, созревание, движущие силы психического развития, закономерности психического развития, низшие психические функции, высшие психические функции деятельность, ведущая деятельность, признаки ведущей деятельности, общение, воспитание, обучение, «зона ближайшего развития», уровень актуального и потенциального развития.

2. Сделать конспект по статье: Запорожец А.В. Условия и движущие причины психического развития ребенка// Хрестоматия по возрастной психологии./ Сост. Л.М.Семенюк.-М.,1994.-с.23-26. http://www.psylist.net/hrestomati/readerage.htm или Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.В. Прихожан, В.В. Зацепин. - М., 2001. - С. 32-36. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/hrestomatia/

Литература

1. Батюта, М.Б. Возрастная психология : учебное пособие [Электронный ресурс] / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М. : Логос, 2011. - 306 с. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119428

2. Волков, Б.С. Возрастная психология. Учебное пособие для вузов [Электронный ресурс] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М. : Академический проект, 2008. - 672 с. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210889

3. Корецкая, И.А. Психология развития и возрастная психология. Учебн : практическое пособие [Электронный ресурс] / И.А. Корецкая. - М. : Евразийский открытый институт, 2011. - 119 с. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90709

  1. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология. Учебник и практикум для академического бакалавриата, 2015. http://www.biblio-online.ru/thematic/?id=urait.content.4E804278-DBBF-4D3F-B880-BFFEDFF0FE33&type=c_pub

5. Чурекова, Т.М. Возрастная психология : учебное пособие [Электронный ресурс] / Т.М. Чурекова, Д.Ф. Ахмерова, Ю.Ю. Моисеенко. - Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2011. - 100 с. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232333

Практическое занятие 4.

Наши рекомендации