Раздел IV. Личность в социуме
Практическое занятие 19.
Тема: Проблема соотношения личности и социума
(социальный контроль)
План
- Понятия социального контроля и социальной нормы. Признаки социальных норм.
- Виды санкций и форм социального контроля.
- Переход внешней социальной регуляции во внутреннюю.
Литература
- Андриенко Е.В. Социальная психология . – М., 2014. – 264 с.
- Кондратьев М. Ю. Психология отношений межличностной значимости : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / М. Ю. Кондратьев, Ю. М. Кондратьев ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ун-т. - 2-е изд. - М. : МПСУ, 2014. - 286 с.
- ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для бакалавров. Немов Р.С. 2015. http://www.biblio-online.ru/thematic/?id=urait.content.5D3F4EC6-2783-4A2C-9243-C0C3D1EF259C&type=c_pub
Вопросы по теме
- Что такое социальный контроль? Может ли существовать общество без социального контроля? Обоснуйте ответ.
- Обоснуйте необходимость изучения темы «Социальный контроль» в рамках социальной психологии, исходя из ее предмета.
- Какие факторы влияют на становление и развитие социального контроля?
- Каким образом изменение социального контроля может влиять на изменение моделей воспитания и обучения в обществе? Проиллюстрируйте ответ, исходя из истории России.
- Назовите главное условие эффективности санкций.
- Чем обычаи отличаются от традиций? Как вы думаете, при каких условиях обычай становится традицией?
Задания для самостоятельной работы
- Выпишите в словарь основные понятия темы: социальный контроль, социальные нормы, социальные санкции, обычай, традиции.
- Составьте схему социального контроля в семье, школьном классе, студенческой группе, компании друзей, рабочей группе, государстве и т.д. (на выбор).
- Используя дополнительную литературу, подготовьте доклад об изменении степени значимости тех или иных форм социального контроля в зависимости от исторического периода и различия социально-экономических условий жизни общества.
Практическое занятие 20.
Тема: Проблема социализации
План
- Понятие социализации, содержание процесса социализации.
- Особенности современной социализации.
- Стадии развития личности в процессе социализации.
- Механизмы социализации.
- Институты социализации.
Литература
- Андриенко Е.В. Социальная психология . – М., 2014. – 264 с.
- Кондратьев М. Ю. Психология отношений межличностной значимости : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / М. Ю. Кондратьев, Ю. М. Кондратьев ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ун-т. - 2-е изд. - М. : МПСУ, 2014. - 286 с.
- ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для бакалавров. Немов Р.С. 2015. http://www.biblio-online.ru/thematic/?id=urait.content.5D3F4EC6-2783-4A2C-9243-C0C3D1EF259C&type=c_pub
Вопросы по теме
- В чем сущность социализации личности? Дайте несколько определений социализации, исходя из понимания ее сущности.
- Какие факторы социализации действуют стихийно, а какие целенаправленно?
- Что в большей степени предопределяет усвоение и воспроизводство социального опыта человека: стихийное или целенаправленное влияние социализации?
- Подумайте, какие новые особенности социализации человека могут появиться в XXI веке, исходя из тенденций развития общественной жизни, науки, производства, политики и т.д.?
- Почему механизмы социализации рассматриваются как относительно сложные способы усвоения социального опыта? В чем заключается их сложность?
Задания для самостоятельной работы
- Выпишите в словарь основные понятия темы: социализация, механизмы социализации, стадии социального развития личности.
- Подготовьте письменно ответы на предложенные вопросы, используя указанную литературу
- Используя художественную литературу, подберите пример, иллюстрирующий ресоциализацию взрослого человека.
- Оцените влияние этих факторов на поведение жителей больших российских городов.
Практическое занятие 21.
Тема: Социальное развитие человека
План
- Общее понятие социального развития человека.
- Стереотипы понимания социального развития человека.
- Модели социального развития.
- Временные характеристики индивидуального и социального развития человека.
- Динамика социального развития человека в процессе онтогенеза.
- Личностная зрелость.
- Закономерности социального развития человека.
Литература
- Андриенко Е.В. Социальная психология . – М., 2014. – 264 с.
- Кондратьев М. Ю. Психология отношений межличностной значимости : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / М. Ю. Кондратьев, Ю. М. Кондратьев ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ун-т. - 2-е изд. - М. : МПСУ, 2014. - 286 с.
- ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для бакалавров. Немов Р.С. 2015. http://www.biblio-online.ru/thematic/?id=urait.content.5D3F4EC6-2783-4A2C-9243-C0C3D1EF259C&type=c_pub
Вопросы по теме
- В чем сущность развития? Проанализируйте основные характеристики развития на примере социализирующего человека.
- Что входит в понятие «социальное развитие человека»? Может ли быть развитие человека несоциальным? Являются ли идентичными понятия «социальное развитие человека» и «развитие личности»?
- Каковы основные признаки высших психических функции человека?
- В чем сущность социального стереотипа? Проранжируйте стереотипы социального развития человека по степени их распространенности в обществе (с вашей точки зрения). Какие стереотипы, касающиеся развития человека в обществе, вы можете назвать?
- Как вы понимаете понятие «модель социального развития человека»? Смогли бы вы наглядно изобразить модели социального развития в виде рисунка, графика, диаграммы или схемы? Попробуйте сделать это в течение пяти минут.
- Какие возрастные периодизации развития человека вы знаете?
- Что понимается под закономерностями социального развития человека?
Задания для самостоятельной работы
- Подготовьте таблицу «Хронологии социального развития человека» с использованием различных периодизаций развития
- Подготовьтесь к обсуждению проблемы «Инфантилизм как социальное явление: факторы возникновения». Проработайте понятия: «инфантилизм личностный», «инфантилизм психический», «инфантилизм социальный»
- Подготовьте сообщение по теме «Изменение педагогической тактики и стратегии родителей в зависимости от динамики сензитивных периодов развития ребенка (от рождения до 18 лет)».
- Подготовьтесь к обсуждению вопроса «Социальные функции возрастного нормативного кризиса».
Практическое занятие 21.1.