Раздел IV. Личность в социуме

Практическое занятие 19.

Тема: Проблема соотношения личности и социума

(социальный контроль)

План

  1. Понятия социального контроля и социальной нормы. Признаки социальных норм.
  2. Виды санкций и форм социального контроля.
  3. Переход внешней социальной регуляции во внутреннюю.

Литература

  1. Андриенко Е.В. Социальная психология . – М., 2014. – 264 с.
  2. Кондратьев М. Ю. Психология отношений межличностной значимости : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / М. Ю. Кондратьев, Ю. М. Кондратьев ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ун-т. - 2-е изд. - М. : МПСУ, 2014. - 286 с.
  3. ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для бакалавров. Немов Р.С. 2015. http://www.biblio-online.ru/thematic/?id=urait.content.5D3F4EC6-2783-4A2C-9243-C0C3D1EF259C&type=c_pub

Вопросы по теме

  1. Что такое социальный контроль? Может ли существовать общество без социального контроля? Обоснуйте ответ.
  2. Обоснуйте необходимость изучения темы «Социальный контроль» в рам­ках социальной психологии, исходя из ее предмета.
  3. Какие факторы влияют на становление и развитие социального контроля?
  4. Каким образом изменение социального контроля может влиять на изме­нение моделей воспитания и обучения в обществе? Проиллюстрируйте ответ, исходя из истории России.
  5. Назовите главное условие эффективности санкций.
  6. Чем обычаи отличаются от традиций? Как вы думаете, при каких услови­ях обычай становится традицией?

Задания для самостоятельной работы

  1. Выпишите в словарь основные понятия темы: социальный контроль, социальные нормы, социальные санкции, обычай, традиции.
  2. Составьте схему социального контроля в семье, школьном классе, студенческой группе, компании друзей, рабочей группе, государстве и т.д. (на выбор).
  3. Используя дополнительную литературу, подготовьте доклад об изменении степени значимости тех или иных форм социального контроля в зависимости от исторического периода и различия социально-экономических условий жизни общества.

Практическое занятие 20.

Тема: Проблема социализации

План

  1. Понятие социализации, содержание процесса социализации.
  2. Особенности современной социа­лизации.
  3. Стадии развития личности в процессе социализа­ции.
  4. Механизмы социализации.
  5. Институты социали­зации.

Литература

  1. Андриенко Е.В. Социальная психология . – М., 2014. – 264 с.
  2. Кондратьев М. Ю. Психология отношений межличностной значимости : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / М. Ю. Кондратьев, Ю. М. Кондратьев ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ун-т. - 2-е изд. - М. : МПСУ, 2014. - 286 с.
  3. ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для бакалавров. Немов Р.С. 2015. http://www.biblio-online.ru/thematic/?id=urait.content.5D3F4EC6-2783-4A2C-9243-C0C3D1EF259C&type=c_pub

Вопросы по теме



  1. В чем сущность социализации личности? Дайте несколько определений социализации, исходя из понимания ее сущности.
  2. Какие факторы социализации действуют стихийно, а какие целенаправ­ленно?
  3. Что в большей степени предопределяет усвоение и воспроизводство социального опыта человека: стихийное или целенаправленное влияние социализации?
  4. Подумайте, какие новые особенности социализации человека могут поя­виться в XXI веке, исходя из тенденций развития общественной жизни, науки, производства, политики и т.д.?
  5. Почему механизмы социализации рассматриваются как относительно сложные способы усвоения социального опыта? В чем заключается их слож­ность?

Задания для самостоятельной работы

  1. Выпишите в словарь основные понятия темы: социализация, механизмы социализации, стадии социального развития личности.
  2. Подготовьте письменно ответы на предложенные вопросы, используя указанную литературу
  3. Используя художественную литературу, подберите пример, иллюстри­рующий ресоциализацию взрослого человека.
  4. Оцените влияние этих факторов на поведение жителей больших российских городов.

Практическое занятие 21.

Тема: Социальное развитие человека

План

  1. Общее понятие социального развития человека.
  2. Стереотипы понимания социального развития человека.
  3. Модели со­циального развития.
  4. Временные характеристики инди­видуального и социального развития человека.
  5. Динамика социального развития человека в процессе онтогенеза.
  6. Лич­ностная зрелость.
  7. Закономерности социального развития человека.

Литература

  1. Андриенко Е.В. Социальная психология . – М., 2014. – 264 с.
  2. Кондратьев М. Ю. Психология отношений межличностной значимости : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / М. Ю. Кондратьев, Ю. М. Кондратьев ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ун-т. - 2-е изд. - М. : МПСУ, 2014. - 286 с.
  3. ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для бакалавров. Немов Р.С. 2015. http://www.biblio-online.ru/thematic/?id=urait.content.5D3F4EC6-2783-4A2C-9243-C0C3D1EF259C&type=c_pub

Вопросы по теме



  1. В чем сущность развития? Проанализируйте основные характеристики развития на примере социализирующего человека.
  2. Что входит в понятие «социальное развитие человека»? Может ли быть развитие человека несоциальным? Являются ли идентичными понятия «социальное развитие человека» и «развитие личности»?
  3. Каковы основные признаки высших психических функции человека?
  4. В чем сущность социального стереотипа? Проранжируйте стереотипы социального развития человека по степени их распространенности в обществе (с вашей точки зрения). Какие стереотипы, касающиеся развития человека в обществе, вы можете назвать?
  5. Как вы понимаете понятие «модель социального развития человека»? Смогли бы вы наглядно изобразить модели социального развития в виде рисунка, графика, диаграммы или схемы? Попробуйте сде­лать это в течение пяти минут.
  6. Какие возрастные периодизации развития человека вы знаете?
  7. Что понимается под закономерностями социального развития человека?

Задания для самостоятельной работы

  1. Подготовьте таблицу «Хронологии социального раз­вития человека» с использованием различных периодизаций развития
  2. Подготовьтесь к обсуждению проблемы «Инфантилизм как социальное яв­ление: факторы возникновения». Проработайте понятия: «инфантилизм лично­стный», «инфантилизм психический», «инфантилизм социальный»
  3. Подготовьте сообщение по теме «Изменение педагогической тактики и стратегии родителей в зависимости от динамики сензитивных периодов раз­вития ребенка (от рождения до 18 лет)».
  4. Подготовьтесь к обсуждению вопроса «Социальные функции возрастного нормативного кризиса».

Практическое занятие 21.1.

Наши рекомендации