Тема 6. Межличностные отношения и общение.
Общение как социально- психологическая проблема. Характеристика, содержание и виды общения. Понятие межличностных отношений (МО). Структура и динамика МО. МО в группах и коллективах. Социально-психологический климат группы. Совместимость людей в группе. Конфликты в межличностных отношениях и их разрешение.
Отношение традиционно является базовой категорией в психологии. В самом общем виде отношение может быть определено как содержательная связь человека с внешним миром (отношение к картине, человеку).
Все отношения личности можно разделить на субъект-объектные (однонаправленные) отношения— это все отношения личности к действительности и к другим людям; и субъект—субъектные (взаимонаправленные) отношения включают в себя отношения человека к другому человеку.
Основными видами отношений являются общественные и межличностные, которые тесно взаимосвязаны. Общественные отношения строятся на основе определенного положения, занимаемого каждым в системе общества. Их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, а, скорее, во взаимодействии конкретных социальных ролей, определяемых профессией, национальностью, имущественным положением, политическими и религиозными предпочтениями и пр. Наиболее распространенными являются продавец-покупатель, преподаватель-студент и пр. самым важным является, как человек выполняет свою социальную роль.
Структура межличностных отношений включает три элемента — когнитивный, эмоциональный и поведенческий (регулятивный).
Когнитивный (информационный)элемент предполагает осознание того, что представляет собой субъект нашего отношения и наши межличностные отношения.
Аффективный компонент находит свое выражение в различных эмоциональных переживаниях людей по поводу взаимосвязей между ними. Эмоциональный компонент, как правило, является ведущим.
Поведенческий компонент включает результаты деятельности и поступки. В случае если один из партнеров нравится другому, поведение будет доброжелательным, направленным на оказание помощи и продуктивное сотрудничество. Если же объект не симпатичен, то интерактивная сторона общения будет затруднена.
Межличностные отношения тесно связаны с общением. Общение- это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, обусловленный потребностью в совместном взаимодействии.
Общение имеет свою структуру, в которой условно выделяют три взаимосвязанные стороны:
-коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами;
-перцептивная сторона означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания;
-интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия и построение отношений между общающимися индивидами.
Общение осуществляется по следующим основным каналам: речевому (вербальному) и неречевому (невербальному).
Развитие межличностных отношений во многом обусловливается особенностями общающихся. К ним относятся пол, возраст, национальность, состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми и некоторые личностные характеристики.
Пол. Своеобразие межличностных отношений между полами проявляется уже в детстве. Мальчики по сравнению с девочками еще в детском возрасте активнее вступают в контакты, участвуют в коллективных играх, взаимодействуют со сверстниками. Такая картина наблюдается и у взрослых мужчин. Девочки тяготеют к общению в более узком кругу. Они устанавливают отношения с теми, кто им нравится. Содержание же совместной деятельности для них не очень важно (у мальчиков наоборот). У женщин круг общения значительно меньше, чем у мужчин. В межличностном общении они испытывают значительно большую потребность в самораскрытии, передаче другим личностной информации о себе. Чаще они жалуются на одиночество.
Для женщин более значимы особенности, проявляющиеся в межличностных отношениях, а для мужчин — деловые качества.
Возраст. Потребность в эмоциональном тепле появляется в младенчестве и с возрастом постепенно превращается в разной степени осознанности психологическую привязанность детей к людям, которые создают для них психологический комфорт. С возрастом люди постепенно утрачивают в межличностных отношениях свойственную юности открытость. На их поведение накладываются многочисленные социокультурные нормы (особенно профессиональные и этнические). Особенно сужается круг контактов после вступления молодых людей в брак и появления детей в семье. Многочисленные межличностные отношения уменьшаются и проявляются в производственной и родственной сферах. В среднем возрасте,. В преклонном возрасте старые дружеские отношения играют особую роль.
Национальность. Этнические нормы обусловливают общительность, рамки поведения, правила формирования межличностных отношений. В разных этнических общностях межперсональные связи строятся с учетом положения человека в обществе, половозрастных статусов, принадлежности к социальным слоям и религиозным группам и пр.
По-разному влияет временной фактор в этнической среде. В восточных культурах развитие межличностных отношений как бы растянуто во времени, а в западных — «спрессовано», динамично.
Состояние здоровья. Внешние физические недостатки, как правило, негативно сказываются на «Я-концепции» (систему представлений о себе) и в конечном итоге затрудняют формирование межличностных отношений.
Временные заболевания влияют на общительность и устойчивость контактов. Заболевания щитовидной железы, различные неврозы и др., связанные с повышенном возбудимостью, раздражительностью, тревожностью, психической неустойчивостью и пр., — все это как бы «раскачивает» межличностные отношения и негативно влияет на них.
Профессия. Межличностные отношения формируются во всех сферах жизнедеятельности человека, но наиболее устойчивыми являются те, которые появляются в результате совместной трудовой деятельности. В ходе выполнения функциональных обязанностей не только закрепляются деловые контакты, но и зарождаются и развиваются межличностные отношения, которые в дальнейшем приобретают многосторонний и глубокий характер. Если по роду профессиональной деятельности человеку приходится постоянно общаться с людьми, то у него появляются навыки и умения установления межличностных контактов (например, у юристов, журналистов и др.).
Опыт общения с людьми способствует приобретению устойчивых умений и навыков отношений, основанных на социальных нормах регуляции. Опыт общения позволяет практически осваивать и применять разнообразные нормы общения с различными людьми и формировать социальный контроль проявления эмоций.
Самооценка. Адекватная самооценка позволяет личности объективно оценивать свои особенности и соотносить их с индивидуально-психологическими качествами партнера по общению, с ситуацией, выбирать соответствующий стиль межличностных отношений и корректировать его в случае необходимости.
Завышенная самооценка привносит в отношения элементы высокомерия и снисходительности. Если партнера по общению устраивает такой стиль межличностных отношений, го они будут достаточно устойчивы, в противном же случае они приобретают напряженный характер.
Заниженная самооценка личности вынуждает ее подстраиваться к стилю межличностных отношений, которые предлагаются партнером по общению. В то же время это может вносить определенную психическую напряженность в межличностные отношения в связи с внутренним дискомфортом личности.
Межличностные отношения зарождаются, закрепляются, достигают определенной зрелости, после чего могут ослабляться и потом прекращаться. Они развиваются в континууме, имеют определенную динамику. В истории отношений бывают рассветы и закаты, весны и осени, цветение и увядание, молодость и старость. В этих образах отражены перемены, изменения, цикличность в отношениях.
Динамика развития межличностных отношений во временном континууме проходит несколько этапов (стадий): знакомство, приятельские, товарищеские и дружеские отношения. Процесс ослабления межличностных отношений в «обратную» сторону имеет такую же динамику (переход от дружеских к товарищеским, приятельским и затем идет прекращение отношений). Длительность каждого этапа зависит от многих составляющих межперсональных отношений.
Процесс знакомства осуществляется в зависимости от социокультурных и профессиональных норм общества, к которому принадлежат будущие партнеры по общению.
Приятельские отношения формируют готовность — неготовность к дальнейшему развитию межличностных отношений. Если позитивная установка у партнеров сформирована, то это является благоприятной предпосылкой к дальнейшему общению.
Товарищеские отношения позволяют закрепить межличностный контакт. Здесь происходит сближение взглядов и оказание поддержки друг другу (на этом этапе используются такие понятия, как «поступить по-товарищески», «товарищ по оружию» и пр.). Межличностные отношения на этой стадии характеризуются устойчивостью и определенным взаимным доверием. В многочисленных популярных публикациях по оптимизации межличностных отношений даются рекомендации по использованию разнообразных приемов, позволяющих вызывать расположение, симпатию партнеров по общению.
Выделяют следующие стадии развития межличностных отношений:
• стадия сближения;
• стадия близости;
• стадия дифференциации;
• стадия отдаления;
• стадия распада отношений.
Выделяют две формы динамики отношений:
1) необратимые изменения в системе отношений личности (прогресс и регресс);
2) периодическое изменение параметров отношений (знака, интенсивности, модальности) с течением времени, или ритмы отношений.
Профессиональная совместная деятельность многих специалистов осуществляется в составе малых групп (смена, бригада, экипаж и т.п.) – Малая группа – это небольшое по численности (от 3 до 20–30 человек, оптимальный размер 5–12 человек) объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием. В малых группах протекают основные акты жизнедеятельности группы, происходит формирование личности каждого члена группы. В свою очередь, и сама малая группа проходит стадии формирования, развития, совершенствования.
Все это в полной мере относится и к малой (трудовой) группе, в структуре и функциях которой отражаются специфика конкретного вида совместной деятельности, психологические свойства и качества отдельных членов группы и особенности групповых процессов (психологический климат, совместимость, сплоченность, сработанность, руководство группой и т.д.).
Одним из системных свойств совместной деятельности является профессиональная пригодность как индивидуального, так и коллективного субъекта этой деятельности; оно формируется на основе причинно-следственных связей между конкретным специалистом (членом группы), малой группой (трудовым объединением специалистов) и содержанием (предметом, средствами, условиями и т. д.) конкретной профессиональной деятельности. Именно этим обстоятельством обусловлено повышенное внимание к вопросам функционирования малой трудовой (производственной, профессиональной) группы.
Центральный психологический феномен, характеризующий малую группу – психологическая общность. Ее основными критериями выступают явления сходства, общности индивидов, входящих в малую группу (мотивов, ценностных
ориентации, социальных установок), идентификация индивидов со своей группой (осознание принадлежности к данной группе), осознание членами группы имеющегося сходства, общности входящих в нее индивидов и отличий своей группы
от других, наличие функционально-психологических характеристик, присущих группе в целом и т.д.
Одним из групповых психологических феноменов, оказывающих влияние на эффективность профессиональной деятельности, развитие личности профессионала, уровень удовлетворенности трудом, является психологический (социально-психологический) климат в группе, который возникает при взаимодействии людей в совместной деятельности и проявляется в характере взаимоотношений, настроении, эмоций, установок, мнений и т.д. Психологический климат формируется под влиянием макросреды (социально-экономические и общественно-политические условия жизнедеятельности) и микросреды (специфика формальных и неформальных связей в группе, стиль руководства, уровень психологической совместимости работников, материально-техническое обеспечение членов группы и всей группы в целом и т.п.).
Для психологического климата трудового коллектива характерна его зави-
симость от содержания и условий деятельности, ее мотивов и целей, профессиональной квалификации работников и их профессиональной пригодности к данному виду труда, психологических особенностей личности каждого члена коллектива.
Именно поэтому при формировании трудового коллектива, подборе для него отдельных специалистов важным является изучение, оценка профессионально важных психологических качеств как с точки зрения их соответствия требованиям
конкретной деятельности, так и по критериям обеспечения психологической совместимости членов трудового коллектива.
Психологическая совместимость является одним из групповых феноменов, связанных с особенностями межличностного взаимодействия и межличностных отношений и предполагающим оптимальную согласованность индивидуально-
психологических характеристик членов группы (мотивационно-волевых, интеллектуальных, характерологических, ролевых и других), удовлетворенность совместной деятельностью и общением. Изучение психологической совместимости позволяет
предсказать и определить ее влияние на эффективность совместной деятельности, характер психологического климата, межличностного общения и других групповых процессов.
Понятие «психологическая совместимость» является многоплановым, но в самом общем виде оно определяется как взаимное соответствие, оптимальное сочетание различных свойств и качеств членов группы, а именно – взаимная симпатия, положительный характер эмоциональных установок, взаимовнушаемость, общность интересов и потребностей, сходство психофизиологических реакций на воздействующие факторы. Психологическая совместимость членов трудового коллектива в значительной степени определяется спецификой конкретного вида деятельности – ее целями, содержанием, условиями и т.д., что отражается в профессиональной направленности взаимодействующих психологических свойств и качеств и в чувстве удовлетворенности процессом и результатами совместного труда.
В структуре психологической совместимости выделяются определенные уровни (виды) в зависимости от того, какие индивидуальные образования включены в межличностное взаимодействие. Психофизиологическая совместимость пред-
полагает согласованность эмоциональных и поведенческих реакций членов группы на основе характеристик анализаторных систем, основных свойств нервной системы, темпераментальных особенностей. Социально-психологическая совместимость определяется общностью потребностей, мотивов, установок, интересов, ценностных ориентации, социального поведения и т. д. Психологический фактор совместимости отражает согласование индивидуальных особенностей интеллекта, личностных свойств, эмоционально-волевых и характерологических качеств.
Психологическая совместимость классифицируется также по объектно-уровнему основанию, а именно:
1) межличностная совместимость (между отдельными индивидами);
2) внутригрупповая совместимость (между личностью и микро- или макрогруппой, между микро- и малой группой);
3) межгрупповая совместимость (между микрогруппами и малыми группами).
Сработанность представляет собой эффект сочетания и взаимодействия индивидов, который характеризуется достижением высокой эффективности деятельности за счет сбалансированной и согласованной между членами группы ор-
ганизации рабочего поведения при рациональных энергетических затратах на фоне удовлетворенности процессом и результатами совместной работы и высокой адекватности взаимопонимания.
Характеризуя особенности развития малой группы как определенное сочетание процессов групповой дифференциации и интеграции, можно выделить в качестве одного из ее феноменов групповую сплоченность или единство группы. Понятие «сплоченность» используется для обозначения таких социально-психологических характеристик малой группы, как уровень психологической общности, единство членов группы, теснота и устойчивость межличностных взаимоотношений и
взаимодействия, степень эмоциональной привлекательности группы для ее членов.
Сплоченность понимается и как ценностно-ориентционное единство группы, то есть сходство, совпадение отношений членов группы к основным ценностям, связанным с совместной деятельностью. В качестве основного показателя сплоченности рассматривается также совпадение ценностей, касающихся предмета совместной деятельности, ее целей и мотивов, – интеграция группы по этому параметру осу-
ществляется, прежде всего, в процессе совместной трудовой деятельности .
Уровень сплоченности малой группы определяется частотой и устойчивостью коммуникативных связей в ней, поэтому изучение, оценка групповой сплоченности и влияния на нее должны осуществляться с помощью характеристик коммуникативных взаимодействий между членами группы и влияния на коммуникации в группе. В качестве основного методического подхода при изучении групповой сплоченности используется ее эмоциональная оценка представителями группы с точки зрения удовлетворенности членством в группе. Применяется также социометрический подход, в котором эта оценка связывается с уровнем взаимной эмоциональной привлекательности членов группы.
Успешность и надежность СЧМ зависит также и от внутригруппового взаимодействия операторов, от социально-психологического климата, от совместимости операторов, от оптимальности групповой организации деятельности, от соответствия формальной и неформальной структур группы, оптимальности коммуникативных сетей.
Группа операторов представляет собой малую группу. В группе можно выделить формальную и неформальную подструктуры. Формальная подструктура устанавливается извне, регулируется официальными нормами и представлена такими звеньями как руководитель, мастер и т.д. Неформальная подструктура – это чисто психологическая подструктура, определяемая симпатиями и антипатиями. Она представлена такими звеньями как лидер, ведомые (предпочитаемые, непредпочитаемые, отвергаемые, изолированные). Оптимальным является совпадение формальной и неформальной подструктур группы (например, руководитель является одновременно и лидером), но они могут и не совпадать.
Главное, чтобы формальный и неформальный руководители продуктивно взаимодействовали друг с другом.
В истории отечественной авиации были случаи, когда катастрофы происходили из-за несовпадения формальной и неформальной структур (катастрофа в Ивановской области в 90-х на Лебяжьем лугу).
Залог групповой сплоченности – это ценностно-ориентированное единство группы.
Виды групп операторов по степени сплоченности:
а) Номинальная группа. Общими являются только цели.
б) Связанная группа. Общие цели, наличие симпатий между членами группы.
в) Консолидированная группа. Общие цели, наличие симпатий, распределение функций.
г) Гомфотерная группа. Общие цели, симпатии, распределение функций, психологическая готовность к конкретной деятельности, совместимость операторов.
Психологическая совместимость операторов
Уровни совместимости операторов:
1. Психофизиологический – согласованность динамики нервных процессов, скорость переработки информации, скорость принятия решения, уровень тренированности.
2. Социально-психологический – ценностно-ориентационное единство, отношение к совместной деятельности, к своим коллегам, тип поведения в совместной деятельности зависит от степени взаимовлияния операторов.
Типы поведения операторов в группе:
а) Обосабливающийся (все выполняет сам);
б) Ведомый (им надо управлять, эффективен, когда есть руководитель);
в) Лидер ( ориентирован на власть);
г) Сотрудничающий ( ориентирован на совместное решение задач, эффективен при работе операторов, которые заняты одной деятельностью).
Коммуникативная структура группы (коммуникативные сети)
Характер коммуникации во многом определяет продуктивность группы, количество ошибок, удовлетворенность членов группы.
Концентрация каналов в одних руках ведет к росту статуса и влиятельности данного субъекта.
Каналы коммуникации делят на формальные и неформальные ( не совпадают с официально установленными и не регламентируют характер коммуникации).
Виды коммуникации: восходящие и нисходящие, горизонтальные.
Элементы информационной цепи (по К..Шеннону):
· Источник информации
· Передатчик
· Приемник
· Получатель
Виды сетей
Исследованием роли коммуникативных сетей занимались Г. Левитт (1951), М.А. Новиков (1970), Б.Ф. Ломов (1972) и др.
Анализ сетей включает следующие параметры:
1. число информационных связей каждого участника
2. частота использования этих связей (каналов)
3. используемый канал связи
4. направленность информационных потоков
Наиболее часто встречаются такие разновидности:
«звезда» | «штурвал» | «У» | «веер» | «цепь» | «круг» | «полная сеть» |
«Штурвал» и «звезда» наиболее централизованны и наиболее продуктивны, но, с другой стороны, члены группы наименее удовлетворены общением, а число ошибок – наибольшее.
«Круг» отличается максимальной децентрализацией. Число ошибок минимально, удовлетворенность максимальна, характерна гибкая приспособляемость группы к новым ситуациям.
Для сложных задач лучше использовать полную коммуникативную сеть, для простых – централизованную коммуникативную сеть. Также, полная коммуникативная сеть предпочтительна в случайных группах, в то время как в высокоразвитых коллективах сеть не имеет значения, т.к. высок уровень самоорганизации и приспособляемости системы к любым условиям.
Существенное влияние на эффективность профессиональной деятельности и групповые процессы (психологический климат, совместимость, сплоченность и т.д.) оказывает развитие конфликта в группе – социально-психологического явления, в котором проявляются взаимоисключающие или несовместимые формы поведения на основе противоречивости целей и установок участников конфликта.
Социально-психологический подход к анализу конфликтов можно свести к следующим положениям:
1) участники конфликта при взаимодействии исходят из своих субъективных представлений о конфликтной ситуации, хотя эти представления могут не совпадать с объективной реальностью;
2) конфликтное взаимодействие детерминируется на основе первоначальных мотивов участников конфликта, но сам конфликтный процесс формирует новые мотивы и изменяет старые;
3) необходимо учитывать широкий контекст конфликтного взаимодействия (учет исторических, экономических, профессиональных, социальных, психологических и иных факторов, на фоне и в условиях которых протекает конфликт).
Используя концептуальную схему исследования социального конфликта, разработанную В.А. Сосниным в 1979 г., можно представить его развитие на уровне организации, группы, диады:
а) источником конфликта являются объективные противоречия материального производства, мотивов и целей деятельности, различия групповых или внутригрупповых интересов, уровня профессиональной подготовленности, типологических и личностных характеристик членов группы;
б) форма динамики конфликта, взаимодействия конфликтующих может быть регулируемой или нерегулируемой, мирной или агрессивной, направленной на дефицитный объект или на конкурента, на избегание, компромисс, принуждение, конфронтацию и т.д.;
в) последствием конфликта могут стать изменение или не изменение условий совместной деятельности, позиций индивидов в структуре группы, адаптация к наличным условиям, эскалация конфликта, достижение или не достижение цели деятельности.
Развитие трудового, межличностного конфликта в рабочем коллективе оказывает существенное влияние на социальнопсихологический климат в нем, что влечет за собой нарушение организации и условий деятельности, работоспособности спе-
циалистов, ухудшение эффективности и качества труда вследствие более или менее длительного снижения профессиональной пригодности индивидуального и коллективного субъекта деятельности. Кроме того, недостаточная профессиональная при-
годность конкретного члена трудового коллектива может явиться одной из причин развития конфликта.