Схема психолого-педагогического обследования

Ф.И.О._______________________________________________________________________

Возраст ______________________________________________________________________

Поступил ____________________________________________________________________

Диагноз _____________________________________________________________________

Оценка ______________________________________________________________________

Познавательный уровень:

цвет и форма _______________________________________________________________

величина _________________________________________________________________

пространство ____________________________________________________________

счет_________________________________________.___________________________

конструирование _________________________________________________________

Внимание:

память ____,______________________________________________________________

мышление_______________________________________________________________

Деятельность:

способы __________________________________________________________________

целенаправленность ___:___________•_________:________________________________

установка на результат_____________________________________________________

продуктивность________________:___________________________________________

перенос _________:________________________________________________________

соскальзывание __________________________________________________________

Произвольные:

движения________________________________________________________________

общие^__________________________________._________________________________

тонкие __________________________________________________________________

мимические и речевые _____________________________________________________

доминантность __________________._________________________________________

* Диагностика предложена Н.А. Рычковоя.

Речь:

экспрессивная____________________________________________________________

импрессивная ____________________________________________________________

Игра:; •

характер и содержание_____________________________________________________

любимые игрушки ________________________________________________________

Эмоционально-волевая сфера:

контактность _____________________________________________________________

реакция на поощрение и порицание______:______________________________________

Особенности поведения:

со сверстниками и взрослыми ______________________________________________

в играх и вне игры ________________________________________________________

Чтение, письмо '_________________________________________________________________

Комплексное исследование ребенка 1,5—3 лет

Диагностика развития познавательного уровня

При исследовании фиксируется понимание инструкции, быстрота, точ­ность выполнения, адекватность действия, заинтересованность, принятие помощи, установка на результат, обучаемость, реакция на успех.

Цветовой гнозис (4 цвета: красный, синий, желтый, зеленый)

Нормативы:

сличение от 1,5—2 лет;

выбор по названию — в 2—3 года;

самостоятельность названия — в 2,5—3 года.

Стимульный материал: цветные наборы дидактических игр «Бабочки и крылья», «Рыбки и хвостики», «Цветочек и лепесточек», «Носки и вареж­ки», «Листочки» и др.

Пример инструкций:

1) «положи к каждому цветочку подходящий по цвету лепесточек»;

2) «покажи, где красный (синий, желтый, зеленый) лепесточек»;

3) «назови, какого цвета этот цветочек».

• Аналогично предъявляются другие задания.

Форма

Нормативы:

сличение — от 1,5—2 лет;

выбор по названию — в 2 года;

самостоятельность названия — в 3 года.

Стимульный материал: круг (шарик), квадрат (кубик), прямоугольник (кирпичик), треугольник (крыша) по два набора четырех основных цве­тов.

Пример инструкции:

1) «дай такую же»(форма и цвет совпадают);

2) «покажи, где кубик»;

3)«назови форму».

Предметный гнозис

Стимульный материал:10—12 карточек с изображением знакомых пред­метов (лото малышам).

Инструкция:

1) «покажи, где нарисован ...»;

2) «что нарисовано?» или «что это?»

Нормативы:

В 1,5—2 года называют 4—5 картинок.

В 2,5 года называют многие предметы из групп: игрушки, посуда, одежда, мебель.

' В 3 года дети знают и называют все предметы, их свойства и качества, в пассивном словаре сформированы некоторые обобщающие понятия: иг­рушки, одежда, мебель, обувь.

Методика «Выбор по образцу» (парные картинки)

Стимулъный материал:шесть пар одинаковых предметных картинок.

Нормативы:

выбор из двухкартцинок — в 2 года;

выбор из четырех картинок — в 3 года.

Детям старше 4 лет методика предъявляется в случае, если они не справляются с классификацией.

Конструктивный праксис (методика «Разрезные картинки»)

Стимульный материал: картинки, разрезанные на две и три части с раз­ной конфигурацией разреза.

Нормативы:

разрезная картинка из двух фрагментов — в 2,5—3 года;

разрезная картинкаиз трех фрагментов — в 3 ^— 3,5 года.

Анализ 'результатов:

1) совершает целенаправленные действия;

2) соединяет части без анализа полученного целого;

3) прикладывание с разворотами;

4) зрительное соотношение частейбез прикладывания.

Конструирование по подражанию (методика предлагаетсядетям 2,5— З лет) . .

Стимульный материал: кубики, прямоугольные бруски (кирпичики), тре­угольные призмы (крыша), полусферы разных цветов.

Анализ результатов:

1) подражание внешним манипуляциям взрослого без учета формы, ве­личины и пространственных отношений (что для детей 3 лет является не­адекватным);

2) подражание манипуляциям с учетом формы, величины и пространст­венного расположения;

3) сопоставление и исправление ошибок;

4) точное воспроизведение расстановки фигур без ошибок и исправле­ний;

5) самостоятельный анализобразца и воспроизведение.

Пространственный гнозис '

Стимулъный материал.:мелкие игрушки и картинки, уложенные в ко­робку.

Пример инструкций:

«Посади мишку около коробки», «Положи в коробку», «Посади на ко­робку», «Спрячь картинку под коробку», «Достань из-под коробки», «Пока­жи, где верх (низ)», «Иди вперед (назад)».

Нормативы.:

2,5—3 года — дети понимают предложно-падежные конструкции; ошиба­ются в 1—2 заданиях, легко корректируются;

3,5—4 года — выполняют все задания.

Диагностика способов деятельности

Наши рекомендации