Е. Результаты групповой работы

Как известно, оценить эффективность групповой работы крайне трудно (Рудестам. 1993). Мы можем судить о достигнутых результатах только по кос­венным данным - па основе наших наблюдений, самоотчетов старшекласс­ников, рассказов их родителей и руководителей клубов. Однако даже такая приблизительная оценка позволяет заключить, что результаты существенно различны в группах разного типа.

Наибольший успех достигался в группах первого типа (с высоким обще­культурным уровнем и высокой социальной успешностью). Отсев в этих группах составлял не более 25%, причем не менее чем у половины остальных старшеклассников отмечались выраженные позитивные сдвиги в сфере об­щения. Практически все старшеклассники, прошедшие психологическую группу, впоследствии охотно и успешно занимались в клубе.

В группах второго чипа у большинства старшеклассников достигалось осознание своих психологических проблем, однако для преодоления этих проблем групповой работы в рамках предложенной нами модели оказыва­лось, как правило, недостаточно. В отдельных случаях участники группы на­правлялись на индивидуальную психотерапию, причем групповые занятия обеспечивали необходимую для этого мотивацию. Руководители клубов от­мечали полезность психологической группы для работы со старшеклассни­ками в клубе.

В группах третьего типа (с выраженными девиантными тенденциями) достижения были наиболее поверхностны: они распространялись почти ис­ключительно па поведение старшеклассников в клубе. За пределами клуба старшеклассники, прошедшие психологическую группу, сохраняли прежние модели поведения. Однако в дальнейшем уже клуб брал на себя функции коррекционного механизма. В итоге большинство старшеклассников, посе­щавших клубы, возвращались к прерванной учебе или начинали работать.

В целом опыт сочетания работы психологической группы и подростково-молодежного клуба оказался достаточно успешным. Это сочетание при­водило к появлению у старшеклассников более или менее развернутых форм деятельности, направленной на социальное самоопределение. Вместе с тем, необходимо отметить, что степень содержательности и развернутости этой деятельности прямо зависела от исходного культурного и образовательного уровня старшеклассников

Заключение

В ходе развития у детей складываются различные психологические син­дромы. Структуру психологического синдрома составляют три основных блока, связанных прямыми и обратными связями:

• психологический профиль ребенка,

• особенности его поведения и деятельности;

• реакция социального окружения на поведение ребенка.

Устойчивость синдрома обеспечивается благодаря замыканию положи­тельной обратной связи между этими блоками (возникновению "порочного круга").

Каждый психологический синдром имеет присущую ему логику воз­растного развития. Если отсутствуют специальные коррекции иные воздей­ствия, то при переходе к новому возрастному периоду одни синдромы зако­номерно сменяются другими.

Коррекция неблагоприятного психологического синдром» предполага­ет изменение реакций социального окружения. При этом разрушается лежа­щий в основе синдрома "порочный круг" (положительная обратная связь). Для профилактики возникновения таких синдромов необходимо предотвра­тить замыкание "порочного круга".

В дошкольном и младшем школьном возрасте преодоление неблаго­приятных психологических синдромов достигается, в первую очередь, благо­даря перестройке взаимоотношений ребенка с родителями и школьными педагогами. Поэтому они и становятся основным объектом психологическо­го воздействия. Это воздействие осуществляется в форме психологического консультирования. В некоторых случаях требуется также дополнительная психотерапевтическая работа с ребенком,

В подростковом и юношеском возрасте консультирования педагогов и родителей обычно оказывается недостаточно. Для преодоления сложивше­гося психологического синдрома, как правило, желательна групповая психо-коррекционная работа. Наиболее продуктивна работа, основанная на соче­тании деятельности подростково-молодежного клуба с психологической группой.

Литература

Берн Э- Трансакционный анализ и психотерапия. - СПб., 1992.

Венгер А.Л. Структура психологического синдрома // Вопросы психологии - 1994-№4.-С. 82-92.

Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства// Собр. соч. в 6 т, Т. 5. -М., 1983. С. 257 - 321.

Выготский Л.С. Проблема возраста//Собр. соч. в 6 и. Т. 4. -М., 1984, С. 244 -268.

Запорожец Л.В. Избранные психологические труды. - М., 1986.

Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Избранные психологи­ческие произведения в 2-х т. Т. 1.-М, 1983. С. 281-302.

Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986,

Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. -М., 1973.

Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика.-М., 1993,

Фсльдштейн Д.И.Психология становления личности.-М,, 1994.

Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды, - М., ! 989.

Venger, A., Kozulin, A. Educational and psychological problems of children who recently immigrated to Israel from the USSR // Newsletter of the International Center tor the Enhancement of Learning Potential, 1992, v. 1 (1), p. 6-7.

ПРИЛОЖЕНИЕ I

ТЕСТ "СЛОЖНАЯ ФИГУРА"

(модификация фигуры Рея-Остеррайха)

Е. Результаты групповой работы - student2.ru

Е. Результаты групповой работы - student2.ru

ПРОТОКОЛА ДЛЯ ТЕСТА "10 СЛОВ"

Е. Результаты групповой работы - student2.ru

ТЕСТ"КОДИРОВАНИЕ"

Е. Результаты групповой работы - student2.ru

Наши рекомендации