Б. Показатели умственного развития и организации действий

При оценке уровня умственного развития следует ориентироваться не на один какой-либо показатель из числа приводимых ниже, а на их совокуп­ность. При этом важно учитывать, что низкие результаты выполнения интел­лектуальных тестов могут объясняться не только нарушениями умственного развития, но и низким уровнем мотивации, погруженностью ребенка в свои эмоциональные проблемы, отрицательным отношением к ситуации обсле­дования, к проверяющему и пр. При анализе рисунков необходимо учиты­вать, что их особенности могут определяться не только интеллектуальным уровнем ребенка, но и его специфическим отношением к изображаемому объекту.

Снижение уровня организации действий может вызываться не только интеллектуальными проблемами, но и состоянием острой тревоги (обычно это связано с общим сильным повышением уровня тревожности, но иногда бывает следствием острого стресса). Организация деятельности нарушает­ся также вследствие импульсивности, характерной для гипертимного склада личности,

Рисунок человека и другие рисуночные тесты.

Рисуночные тесты не могут служить достаточным основанием для под­робной характеристики особенностей умственного развития ребенка. Одна­ко они позволяют строить обоснованные предположения об уровне разви­тия интеллекта и выявлять некоторые виды органических поражений мозга.

Для повышения достоверности выводов желательно, если это возмож­но, сопоставить рисунки ребенка на разные темы, сделанные в разное время и в разных ситуациях. Кроме того, следует помнить, что, чем старше ребенок, тем менее прямой является связь между уровнем умственного развития и уровнем рисования. Поэтому с возрастом ребенка падает надежность выво­дов о его умственном развитии, сделанных на основе рисунка (надежность выводов о личностных и эмоциональных особенностях, напротив, растет с возрастом).

С точки зрения оценки умственного развития наиболее показателен ри­сунок человека Критерии, приведенные ниже, относятся, в основном, имен­но к нему.

1) Наличие основных деталей

При оценке умственного развития можно руководствоваться следую­щими ориентировочными нормами, приведенными в табл. 1.

Б. Показатели умственного развития и организации действий - student2.ru

Отсутствие какой-либо из деталей (кроме глаз и туловища) может ком­пенсироваться наличием детали, относящейся к следующим возрастам, но не дополнительными, необязательными деталями (типа пупа, пуговиц и т.п.).

Следует учитывать, что отсутствие па рисунке какой-либо важной дета­ли (например, рук или рта) может быть обусловлено не интеллектуальными нарушениями, а личностными проблемами ребенка или же просто отвлече­нием внимания. Поэтому необходимо выяснить, все ли рисунки дефектны. Для сопоставления могут быть использованы рисунки, сделанные ребен­ком самостоятельно и принесенные родителями, методика "Рисунок семьи' и т.п. Достаточно, если данная деталь присутствует хотя бы в одном из ри­сунков.

2) Пластичность - схематичность

Показателем высокого уровня умственного развития является пласти­ческий рисунок, то есть изображение того, что ребенок видит, в отличие oт "изобразительного перечисления" требуемых деталей при схематическом изображении. В пластическом изображении части тела переходят одна в дру­гую без четкой границы, что соответствует реальному строению человече­ского тела. Ноги (на рисунке фигуры в брюках или без одежды) сходятся наверху в одну точку. Имеется попытка передать реальную форму тела (хотя эта попытка может быть и не очень удачной). Как правило, пластический рисунок свидетельствует о нормальном уровне умственного развития млад­шего школьника даже при отсутствии тех или иных деталей, обычных для этого возраста.

Схематические изображение - это рисунок, на котором человек как бы собран из отдельных деталей (голова, туловище, руки, ноги), границы ме­жду которыми отчетливо видны. Наиболее показательны переходы между шеей (при се наличии) и телом, а также между плечом и рукой. В схематиче­ском рисунке и шея, и руки как бы приклеены к телу. Ноги (на рисунке фигу­ры в брюках или без одежды) не сходятся наверху в одну точку. Схематиче­ское изображение типично для детей до 7 лет. В школьном возрасте такой рисунок - проявление общей или частичной инфантильности. Он может поя­виться вследствие сенсомоторных нарушений, вызванных органическим по­ражением мозга, из-за педагогической запущенности или умственной отста­лости. Он может быть также проявлением интеллектуализма (раннего разви­тия формального интеллекта при недоразвитии образной сферы).

Рисунок, промежуточный между схематическим и пластическим изо­бражением, характеризуется тем, что некоторые части тела переходят одна в другую без четкой границы (что соответствует реальному строению челове­ческого тела), в то время как другие части как бы "приклеены". Например, руки органично вырастают из плеч, а ноги отделены от туловища четкой границей. Такой способ изображения типичен для детей в возрасте 7-9 лет, начиная с 10-летнего возраста, он может рассматриваться как показатель замедленного развития изобразительной деятельности и, возможно, образ­ного мышления в целом. Начиная с 12 лет это показатель явного отставания в развитии образного мышления.

3) Количественная оценка выполнения задания может быть получена следующим образом.

Если в рисунке отсутствует голова или туловище, то оценка - 0 баллов.

Если имеются голова и туловище, то ставится по 2 балла за каждую из следующих деталей: глаза (2 глаза засчитываются за одну деталь), рот, нос, уки (2 руки - одна деталь), ноги (две ноги - одна деталь).

По 1 баллу ставится за каждую из деталей: уши, полосы (или шапка), шея, пальцы, одежда, ступни (обувь).

За правильное количество пальцев (по 5 на каждой руке) ставится еще 2 балла.

Если способ изображения - пластический, то ставится 8 дополнитель­ных баллов; если он промежуточен между пластическим и схематическим - 4 дополнительных балла; если он схематический, причем руки и ноги изо­бражены двойными линиями, то ставится 2 дополнительных балла. За схема­тическое изображение, в котором руки или ноги изображены одинарной ли­нией или отсутствуют, дополнительные баллы не ставятся.

Таким образом, минимальный балл за это задание - 0, максимальный (при наличии всех перечисленных выше деталей и пластическом способе изо­бражения) - 26 баллов. Примерные возрастные нормы приведены в табл. 2. Примеры оценивания рисунка человека приведены в Приложении IV.

Б. Показатели умственного развития и организации действий - student2.ru

4) Признаки повышенной импульсивности

При высокой импульсивности, нарушениях организации действий ли­нии в рисунках часто не доводятся до конца (контур оказывается незамкну­тым) или, наоборот, "проскакивают" дальше чем нужно. Рисунок выполня­ется очень быстро. Низка его детализированность. Причем, в отличие от низ­кой детализированности при астеизации (см. ниже), для импульсивных де­тей характерна линия с сильным нажимом.

К признакам импульсивности относятся также:

• отклонения от вертикали — "падающая" (наклоненная) фигура человека, наклонный ствол дерева (когда оно производит впечатление неустойчивого или падающего);

• грубые нарушения симметрии - например, смещенность крыши дома или кроны дерева вправо или влево от центра рисунка, изображение веток с одной стороны ствола заметно более короткими, чем с другой, и т.п.;

• неудачное размещение рисунка на листе - на рисунке человека не хватает места для ног или же он упирается головой в верхний обрез листа; крона дерева или крыша дома не помещаются на листе.

Эти же признаки могут свидетельствоват о сенсомоторных нарушени­ях, вызванных органическим поражением мозга.

Пиктограмма.

При оценке умственного развитии используются следующие критерии.

1) Адекватность ассоциаций

Этот показатель характеризует степень соответствия смысла изображе­ния смыслу слов, предложенных для запоминания. Существуют различные виды снижения адекватности ассоциаций.

Отдаленность или неточность смыслов проявляется в частичной под­мене смысла слов (например, к словосочетанию "тяжелая работа" делается рисунок, изображающий гирю или груз на весах). До восьмилетнего возраст такие рисунки вполне нормальны, позже могут рассматриваться как нега­тивный показатель.

Использование несущественных смысловых связей проявляется в по­верхностности и случайности ассоциаций (например, к слову "дружба" ри­суются коньки с объяснением: "Мы с моим другом вчера ходили на каток"). Этот признак может рассматриваться как негативный, начиная с семилетне­го возраста.

Серьезный признак нарушения адекватности ассоциаций — опора на звуковую форму слов, а не на их смысл (например, к слову "обман" рисуется тарелка с объяснением: "Обман — а тут манная каша"). Этот признак должен настораживать проверяющего независимо от возраста ребенка.

Одно из наиболее распространенных нарушений адекватности, свиде­тельствующее о невысоком уровне интеллектуального развития в младшем школьном возрасте, - это единообразие рисунков, когда рисунки к разным словам почти не различаются.

2) Абстрактность - конкретность рисунков

Абстрактный рисунок говорит о высоком уровне интеллектуального развития и характеризуется экономностью, отсутствием лишних деталей.

Чрезмерная конкретность рисунки, обилие однообразных деталей (на­пример, к словосочетанию "веселый праздник" нарисована елка с большим количеством шариков) свидетельствует о конкретности мышления. Начиная с восьмилетнего возраста это может рассматриваться как негативный пока­затель.

В ряде случаев конкретность рисунка говорит не о снижении уровня абстрагирования, а о художественно-образном стиле мышления. В этих слу­чаях детали разнообразны, а рисунок в целом оригинален, не стандартен. В отличие от этого, при конкретности, вызванной снижением возможностей к абстрагированию, детали однообразны, а рисунок в целом стандартен.

3) Понимание отвлеченных понятий

Возможность понять используемые в "Пиктограмме" отвлеченные по­нятия и найти адекватные ассоциации показывает уровень развития абст­рактного мышления к уровень общей осведомленности ребенка.

До 6 лет (включительно) отсутствие рисунков (неадекватные рисунки) к абстрактным понятиям (развитие, сомнение, обман) вполне допустимо, так как- конкретность мышления в этом возрасте - нормальное явление. В 7-8 лет ожидается наличие адекватного рисунка хотя бы к одному-двум из этих слое. В возрасте 9-10 лет отсутствие рисунков или неадекватные рисунки к этим словам - свидетельство либо чрезмерной конкретности мышления, либо не­достаточного запаса знаний (либо тога и другого одновременно). Начиная с 11-12 лет это с большой вероятностью проявление патологии.

4) Расположение рисунков на листе

По расположению рисунков на листе можно судить об уровне органи­зации действий и, в частности, о ее нарушениях, вызванных импульсивно­стью. Хорошая организация действий проявляется в том, что рисунки распо­лагаются строками или столбцами (такое расположение типично для подро­стков). Более низкий уровень организации - случайное расположение ри­сунков на листе. Если при этом достаточно легко определить, где кончается один рисунок и начинается другой, то для возраста 6 — 7 лет этого вполне достаточно. Начиная с восьмилетнего возраста такое расположение говорит о низком уровне организации действий, однако не может рассматриваться как отклонение от нормы. Если же рисунки налезают друг на друга, так что становится непонятно, где кончается один и начинается другой, то это показа­тель импульсивности (даже в шестилетнем возрасте). Такая импульсивность часто возникает в состоянии острой тревоги (хотя может быть вызвана и другими причинами).

5) Воспроизведение заданных слов

При воспроизведении слов ребенок должен произвести операцию, об­ратную по отношению к выполненной ранее операции обозначения. Общее количество правильно воспроизведенных слон (из 12) отражает уровень опо­средованного запоминания — культурной формы памяти. Можно ориенти­роваться на приблизительные границы нормы для разных возрастов, приве­денные и табл. 3.

Б. Показатели умственного развития и организации действий - student2.ru

Если заданные слова регулярно заменяются синонимами, то это может свидетельствовать о снижении механической памяти при нормальном раз витии опосредования, однако следует более тщательно проанализирован. характер замен. Так, если регулярно производится замена на слова с более конкретным значением (например, вместо "веселый праздник" - "новый год"), то это может быть показателем конкретности, недостаточной обобщенности мышления, даже если по самим рисункам этого не видно (что бывает, в част­ности, при плохой технике рисунка). Иногда замены производятся под влия­нием эмоционального отношения к запоминаемым словам и вообще не сви­детельствуют о каких-либо особенностях памяти или мышления. Так, слово­сочетание "строгая учительница" младшие школьники нередко воспроизво­дят как "злая учительница". И дело не только в том, что слово "строгая" не всегда входит в их активный словарь. Бывает, что школьный опыт ребенка дает ему все основания отождествлять учительскую строгость со злостью, так что подобная замена характеризует подчас не столько ребенка, сколько его учи­тельницу. Особенно выразительно это проявляется в массовом обследова­нии, когда целый класс устойчиво дает такую синонимическую замену, в отличие от параллельного класса, где эта замена редка.

Сложная фигура.

Оценка копировании образца и его воспроизведения по памяти произ­водится порознь, но по одним и тем же критериям.

1) Способ воспроизведения фигуры

При оценке способа воспроизведения учитываются:

• степень адекватности воспроизведения общей структуры фигуры (большой прямоугольник, расчлененный на 8 секторов, в которых расположены мелкие фигуры);

• последовательность изображения разных деталей.

Нулевой уровень: изображение не имеет никакого отношения к образцу.

Первый уровень: детали изображаются в случайной последовательно­сти, без какой-либо системы.

Второй уровень: воспроизведение начинается с отдельных треугольных секторов.

Третий уровень имеет два разных варианта:

(1) воспроизведение начинается с маленьких прямоугольников, объеди­няющих по два или четыре треугольных сектора;

(2) воспроизведение начинается с большого прямоугольника; затем он заполняется внутренними деталями в случайном порядке, без какой-либо системы.

Четвертый уровень: сначала изображается большой прямоугольник; затем проводятся некоторые, но не все из основных разделяющих его линий (двух диагоналей, вертикали и горизонтали); затем изображаются внутрен­ние детали (и, возможно, оставшиеся линии, разделяющие большой прямо­угольник).

Пятый уровень: сначала изображается большой прямоугольник; затем проводятся все основные разделяющие его линии (две диагонали, вертикаль и горизонталь); затем изображаются внутренние детали.

Способ воспроизведения свидетельствует об уровне планирования и организации действий. В младшем школьном возрасте он тесно связан так­же с уровнем развития логического мышлении (операций анализа и синтеза).

Для 6 лет нормальными являются второй и третий уровни. Допустим также первый уровень, который, однако, свидетельствует о слабом развитии организации действий. Нулевой уровень говорит об импульсивности, кото­рая может быть вызвана интеллектуальным отклонением, органическим по­ражением мозга или серьезной педагогической запущенностью.

Для 7-8 лет уже и первый уровень - это показатель инфантильности, задержки в развитии планирования и организации действий.

Для 9 лег нормальными являются третий и четвертый уровень. Второй уровень - некоторая задержка в развитии планирования и организации дей­ствий. Первый уровень — показатель грубых нарушений.

В 10-11 лет нормальны четвертый и пятый уровни. Второй и третий уров­ни — показатели некоторой задержки в развитии планирования и организации действий.

Начиная с 12 лет нормальным является пятый уровень.

Возрастные нормы, отражающие способ воспроизведения, одинаковы для непосредственного копирования образца и для его воспроизведения но памяти. Однако, если снижение уровня организации действий вызвано ин­теллектуальными нарушениями, то при воспроизведении но памяти способ обычно оказывается более низким, чем при копировании. Если же снижение объясняется состоянием острой тревоги, то при воспроизведении по памя­ти способ не ниже, чем при копировании, а в некоторых случаях даже выше. Это объясняется тем, что при наличии образца усиливается сосредоточен­ность тревожного ребенка на мелких деталях, вызванная опасением пропус­тить какую-либо из них и отвлекающая его от анализа фигуры в целом.

2) Правильность воспроизведения деталей

В качестве отдельных деталей рассматриваются следующие (см. Прило­жение!):

а) большой прямоугольник;

б) диагональ прямоугольника;

в) вторая диагональ прямоугольника;

г) вертикальная ось прямоугольника;

д) горизонтальная ось прямоугольника;

е) круг в секторе 1;

ж) горизонтальная линия в секторе 2;

з) три вертикальные линии в секторе 3 (вес три линии засчитываются за
одну деталь; если изображено другое число линий, то деталь не засчитывается);

и) прямоугольник, занимающий сектора 4 и 5;

к) три наклонные линии в секторе 7 (псе три линии засчитываются за одну деталь; если изображено другое число линий, то деталь не засчитывается).

Таким образом, имеется 0 деталей. За деталь "а" ставится 2 балла, если пропорции прямоугольника близки к образцу, 1 балл - сели изображен пря­моугольник, вытянутый по горизонтали, или квадрат, а также в случае, если сильно искажена форма (углы далеки от прямых или скруглены). За каждую из деталей "б", "в'', "г" и "д'' ставится по 2 балла, если она делит прямоуголь­ник приблизительно на две половины, 1 балл - в противном случае (оценка производится "на глаз"). За наличие каждой из деталей "ж", "з", "и", "к" ста­вится по 1 баллу. Если деталь расположена в требуемом секторе и в правиль­ном повороте, то за нее ставится еще t дополнительный балл {если отсутству­ет большой прямоугольник, то дополнительный балл не ставится; если пря­моугольник имеется, но не разделен на сектора, то дополнительный балл ставится в случае, когда деталь находится на правильном месте по отноше­нию к прямоугольнику). Максимальный балл за воспроизведение деталей -20 (пропорции большого прямоугольника близки к образцу; остальные дета­ли изображены на правильных местах и в правильном повороте). Минималь­ный балл - 0 (не изображена ни одна из деталей образна).

Ориентировочные значения нижней границы нормы но воспроизведе­нию деталей (в баллах) приведены в таблице 4.

Таблица 4

Возраст (лет) 10-11 12-13 > 14
По образцу
По памяти

Правильность воспроизведения деталей при копировании образца отра­жает уровень развития восприятия, образных представлений, координа­ции глаз-рука. Правильность воспроизведения по памяти - показатель уров­ня развития зрительной памяти.

Слов.

Оценка результатов основывается, в первую очередь, на кривой заучи­вания слов. Кривая процесса заучивания слов - график, на каюром по гори­зонтальной оси откладывается номер повторения, по вертикальной -- число воспроизведенных слов. Основные виды графиков следующие:

• растущий график (благоприятный), когда после каждого следующего
чтения воспроизводится все больше слов; допустимо, чтобы в двух (но не
более) пробах подряд воспроизводилось одно и то же число слов;

• график, имеющий плато, когда в трех пробах подряд воспроизводится одно
и то же количество слов;

• график со спадом, когда после какого-либо из чтений воспроизводится
меньше слов, чем после предыдущего чтения (например, после третьего
чтения воспроизведено меньше слов, чем после второго).

Растущий график говорит о благоприятной динамике заучивания. В норме дети 6-8 лет с четвертой пробы выучивают все 10 или, по крайней мере, 9 слов. При нормальной памяти дети 9 лет и старше обычно могут воспроизвести 9-10 слов уже с третьей пробы. Если результаты более низки, то это показатель снижения словесной (слуховой) памяти. Важным допол­нительным показателем является количество слое, воспроизведенных с пер­вой попытки. Для 6 лет нормальным является воспроизведение с первой пробы не менее четырех слов (в среднем - шесть), для более старших детей -не менее пяти слов (в среднем - семь). Если с первой попытки воспроизведе­но меньшее число слов, но остальные показатели нормальны, то, скорее все­го, в начале выполнения задания было случайное отвлечение внимания.

График, имеющий плато, часто свидетельствует о нарушениях слухо­вой памяти. Однако, если это плато находится на относительно высоком уров­не (не ниже 7 слов) и с первой пробы воспроизведено нормальное количест­во слов, то это, скорее всего, показатель низкой мотивации, а не снижения памяти.

График со спадом характерен для нарушений внимания, в особенности - при астении или при нарушениях мозгового кровообращения. Даже при высоком итоговом результате (а также при достаточно высоком результате первой пробы) график со спадом - это повод для предположения о наличии тех или иных неврологических нарушений или о состоянии усталости.

Устойчивость запоминания проверяется при отсроченном воспроиз­ведении слов. После отсрочки для детей 6-7 лет нормально воспроизведение не менее шести слов (в среднем - восемь), для более старших детей - не менее семи слов (в среднем - восемь-девять).

Кодирование.

Основной показатель в этой методике - количество фигур, правильно маркированных за 2 мин. работы. (См. Приложение III). Другой показатель, который необходимо учитывать при оценке выполнения этой методики, - количество ошибок, т. е. неправильно помеченных или пропущенных фигур. Дополнительную информацию даст изменение эффективности работы от первой минуты ко второй.

Средние значения количества правильно маркированных фигур и ниж­няя граница нормы приведены в таблице 5.

Таблица 5

Возраст (лет) 10-11 12-13 > 14
  Среднее значение - -
  Нижняя граница нормы
                     

Количество ошибок

При отсутствии нарушений внимания неправильно маркированных (про­пущенных) фигур или совсем нет или очень немного (не более двух - трех).

Большое количество ошибок при низком темпе деятельности - показа­тель либо серьезных нарушений внимания, либо особо низкой мотивации. Оно также нередко встречается при общей задержке психического разви­тия и при умственной отсталости.

Большое количество ошибок при высоком темпе деятельности - показа­тель установки на скорость работы в ущерб ее качеству. Такая установка типична для импульсивных детей с низким уровнем самоконтроля.

Изобилие ошибок в сочетании со средним темпом деятельности - наи­более характерный признак нарушений внимания как такового (плохой кон­центрации внимания, его неустойчивости, отвлекаемости).

Изменения продуктивности от первой минуты ко второй Обычно на второй минуте продуктивность несколько выше, чем на пер­вой (на 10-20%), Это обусловлено эффектом врабатывания, тренировки. Если рост продуктивности более высок, то это говорит о замедленном вхождении в деятельность. Если же, напротив, продуктивность на второй минуте ниже, чем на первой, то это показатель высокой утомляемости, частый признак астенического состояния.

Несуществующее животное.

Прежде всего полезно оценить способ построения образа, характери­зующий тип воображения и мышления ребенка, его подход к творческой

задаче. При ниjком уровне изобразительной техники способ построения об­раза в большей мере отражается в названии животного, чем в его внешнем виде.

Наиболее низкий ("нулевой") уровень - это изображение реального животного (зайца, собаки, крокодила, человека...). Для шестилетнего возрас­та такой способ изображения - свидетельство низкого уровня развития вооб­ражения, но не признак отклонения от нормы. Для более старшего ребенка это показатель отклонений либо в умственном развитии, либо в эмоциональ­ной сфере. В частности, к подобному способу построения образа приводит сильное повышение уровня тревоги: ребенок боится отойти от реальности и позволить себе фантазирование.

Несколько более высокий вариант, относящийся, однако, к тому же уров­ню, - это изображение животных, не существующих, но существовавших когда-то или же позаимствованных из литературы или кино (динозавр, дра­кон, змей-горыныч...). Этот вариант говорит о бедности воображения и, как правило, типичен для детей с низким общекультурным уровнем.

Первый уровень - конструирование, собирание нового существа из де­талей реальных животных (например, голова человека, тело медведя, заячьи уши, птичий хвост). Обычно конструкция отражается и в названии: "челове­ке-медведь-заяц", "слоно-корова", "летающий медведь" и т.п. Этот способ характерен для рационалистического подхода к задаче. Он говорит не о каких-либо психологических отклонениях, а лишь о низкой творческой направлен­ности, об "исполнительской", а не творческой установке. В начале младшего школьного возраста (примерно до восьми лет) такая установка является наи­более типичной. При рационалистическом способе создания образа даль­нейшая оценка определяется количеством прототипов и степенью их разно­родности. Так, комбинация из пяти животных - это, разумеется, более слож­ное изобретение, чем собака с птичьим клювом. Корова с рыбьими плавни­ками -- показатель более развитого воображения, чем та же корова с лошади­ными ногами.

Второй уровень - создание целостного образа нового, несуществую­щего животного в соответствии с общей схемой животного, но без привлече­ния деталей конкретных животных (хотя результат и может отдаленно напо­минать дракона, слонопотама или что-то еще). Такое животное имеет голову с глазами и ртом, туловище, конечности (ноги, руки, крылья, щупальца). На­звание в этом случае не включает указаний на прототипы, но иногда может строиться по той же модели, по которой строятся названия реальных живот­ных ("пусик", "бубозавр", "шанкоед"...). Этот тип образа характерен для ху­дожественно-эмоционального подхода к творческой задаче. Чем меньше созданное животное похоже на что-то реально существующее (в природе или в культуре), тем выше оценивается уровень воображения.

Третий уровень - создание абсолютно оригинального существа (не на­поминающего обычных животных и не построенного по стандартной схеме: голова с глазами и ртом, туловище, конечности). Этот способ говорит о твор­ческом складе личности. Он возможен у ребенка как с преимущественно рационалистическим, так и с преимущественно художественным подходом к действительности, если только у него есть реальные творческие возможно­сти. У детей младше 9-10 лет такой способ построения образа встречается довольно редко. При творческом подходе к задаче уровень воображения оце­нивается но степени естественности получившегося существа и, в частности, по степени соответствия между его внешним видом и описанием образа жизни. Если изображение слишком вычурно, то обычно это свидетельствует не столько о творчестве и оригинальности, сколько о стремлении продемон­стрировать окружающим свою непохожесть на других, т.е. об оригинальности.

Описание образа жизни несуществующего животного дает дополни­тельную информацию об интеллектуальном развитии ребенка. Здесь глав­ным показателем является логичность описания рисунка. Так, все имеющие­ся органы должны для чего-то служить. Вместе с тем, иногда несоответствие между рисунком и описанием образа жизни объясняется не нарушениями логики, а эмоциональными причинами (подробнее об этом см. ниже).

Наши рекомендации