Б. Показатели умственного развития и организации действий
При оценке уровня умственного развития следует ориентироваться не на один какой-либо показатель из числа приводимых ниже, а на их совокупность. При этом важно учитывать, что низкие результаты выполнения интеллектуальных тестов могут объясняться не только нарушениями умственного развития, но и низким уровнем мотивации, погруженностью ребенка в свои эмоциональные проблемы, отрицательным отношением к ситуации обследования, к проверяющему и пр. При анализе рисунков необходимо учитывать, что их особенности могут определяться не только интеллектуальным уровнем ребенка, но и его специфическим отношением к изображаемому объекту.
Снижение уровня организации действий может вызываться не только интеллектуальными проблемами, но и состоянием острой тревоги (обычно это связано с общим сильным повышением уровня тревожности, но иногда бывает следствием острого стресса). Организация деятельности нарушается также вследствие импульсивности, характерной для гипертимного склада личности,
Рисунок человека и другие рисуночные тесты.
Рисуночные тесты не могут служить достаточным основанием для подробной характеристики особенностей умственного развития ребенка. Однако они позволяют строить обоснованные предположения об уровне развития интеллекта и выявлять некоторые виды органических поражений мозга.
Для повышения достоверности выводов желательно, если это возможно, сопоставить рисунки ребенка на разные темы, сделанные в разное время и в разных ситуациях. Кроме того, следует помнить, что, чем старше ребенок, тем менее прямой является связь между уровнем умственного развития и уровнем рисования. Поэтому с возрастом ребенка падает надежность выводов о его умственном развитии, сделанных на основе рисунка (надежность выводов о личностных и эмоциональных особенностях, напротив, растет с возрастом).
С точки зрения оценки умственного развития наиболее показателен рисунок человека Критерии, приведенные ниже, относятся, в основном, именно к нему.
1) Наличие основных деталей
При оценке умственного развития можно руководствоваться следующими ориентировочными нормами, приведенными в табл. 1.
Отсутствие какой-либо из деталей (кроме глаз и туловища) может компенсироваться наличием детали, относящейся к следующим возрастам, но не дополнительными, необязательными деталями (типа пупа, пуговиц и т.п.).
Следует учитывать, что отсутствие па рисунке какой-либо важной детали (например, рук или рта) может быть обусловлено не интеллектуальными нарушениями, а личностными проблемами ребенка или же просто отвлечением внимания. Поэтому необходимо выяснить, все ли рисунки дефектны. Для сопоставления могут быть использованы рисунки, сделанные ребенком самостоятельно и принесенные родителями, методика "Рисунок семьи' и т.п. Достаточно, если данная деталь присутствует хотя бы в одном из рисунков.
2) Пластичность - схематичность
Показателем высокого уровня умственного развития является пластический рисунок, то есть изображение того, что ребенок видит, в отличие oт "изобразительного перечисления" требуемых деталей при схематическом изображении. В пластическом изображении части тела переходят одна в другую без четкой границы, что соответствует реальному строению человеческого тела. Ноги (на рисунке фигуры в брюках или без одежды) сходятся наверху в одну точку. Имеется попытка передать реальную форму тела (хотя эта попытка может быть и не очень удачной). Как правило, пластический рисунок свидетельствует о нормальном уровне умственного развития младшего школьника даже при отсутствии тех или иных деталей, обычных для этого возраста.
Схематические изображение - это рисунок, на котором человек как бы собран из отдельных деталей (голова, туловище, руки, ноги), границы между которыми отчетливо видны. Наиболее показательны переходы между шеей (при се наличии) и телом, а также между плечом и рукой. В схематическом рисунке и шея, и руки как бы приклеены к телу. Ноги (на рисунке фигуры в брюках или без одежды) не сходятся наверху в одну точку. Схематическое изображение типично для детей до 7 лет. В школьном возрасте такой рисунок - проявление общей или частичной инфантильности. Он может появиться вследствие сенсомоторных нарушений, вызванных органическим поражением мозга, из-за педагогической запущенности или умственной отсталости. Он может быть также проявлением интеллектуализма (раннего развития формального интеллекта при недоразвитии образной сферы).
Рисунок, промежуточный между схематическим и пластическим изображением, характеризуется тем, что некоторые части тела переходят одна в другую без четкой границы (что соответствует реальному строению человеческого тела), в то время как другие части как бы "приклеены". Например, руки органично вырастают из плеч, а ноги отделены от туловища четкой границей. Такой способ изображения типичен для детей в возрасте 7-9 лет, начиная с 10-летнего возраста, он может рассматриваться как показатель замедленного развития изобразительной деятельности и, возможно, образного мышления в целом. Начиная с 12 лет это показатель явного отставания в развитии образного мышления.
3) Количественная оценка выполнения задания может быть получена следующим образом.
Если в рисунке отсутствует голова или туловище, то оценка - 0 баллов.
Если имеются голова и туловище, то ставится по 2 балла за каждую из следующих деталей: глаза (2 глаза засчитываются за одну деталь), рот, нос, уки (2 руки - одна деталь), ноги (две ноги - одна деталь).
По 1 баллу ставится за каждую из деталей: уши, полосы (или шапка), шея, пальцы, одежда, ступни (обувь).
За правильное количество пальцев (по 5 на каждой руке) ставится еще 2 балла.
Если способ изображения - пластический, то ставится 8 дополнительных баллов; если он промежуточен между пластическим и схематическим - 4 дополнительных балла; если он схематический, причем руки и ноги изображены двойными линиями, то ставится 2 дополнительных балла. За схематическое изображение, в котором руки или ноги изображены одинарной линией или отсутствуют, дополнительные баллы не ставятся.
Таким образом, минимальный балл за это задание - 0, максимальный (при наличии всех перечисленных выше деталей и пластическом способе изображения) - 26 баллов. Примерные возрастные нормы приведены в табл. 2. Примеры оценивания рисунка человека приведены в Приложении IV.
4) Признаки повышенной импульсивности
При высокой импульсивности, нарушениях организации действий линии в рисунках часто не доводятся до конца (контур оказывается незамкнутым) или, наоборот, "проскакивают" дальше чем нужно. Рисунок выполняется очень быстро. Низка его детализированность. Причем, в отличие от низкой детализированности при астеизации (см. ниже), для импульсивных детей характерна линия с сильным нажимом.
К признакам импульсивности относятся также:
• отклонения от вертикали — "падающая" (наклоненная) фигура человека, наклонный ствол дерева (когда оно производит впечатление неустойчивого или падающего);
• грубые нарушения симметрии - например, смещенность крыши дома или кроны дерева вправо или влево от центра рисунка, изображение веток с одной стороны ствола заметно более короткими, чем с другой, и т.п.;
• неудачное размещение рисунка на листе - на рисунке человека не хватает места для ног или же он упирается головой в верхний обрез листа; крона дерева или крыша дома не помещаются на листе.
Эти же признаки могут свидетельствоват о сенсомоторных нарушениях, вызванных органическим поражением мозга.
Пиктограмма.
При оценке умственного развитии используются следующие критерии.
1) Адекватность ассоциаций
Этот показатель характеризует степень соответствия смысла изображения смыслу слов, предложенных для запоминания. Существуют различные виды снижения адекватности ассоциаций.
Отдаленность или неточность смыслов проявляется в частичной подмене смысла слов (например, к словосочетанию "тяжелая работа" делается рисунок, изображающий гирю или груз на весах). До восьмилетнего возраст такие рисунки вполне нормальны, позже могут рассматриваться как негативный показатель.
Использование несущественных смысловых связей проявляется в поверхностности и случайности ассоциаций (например, к слову "дружба" рисуются коньки с объяснением: "Мы с моим другом вчера ходили на каток"). Этот признак может рассматриваться как негативный, начиная с семилетнего возраста.
Серьезный признак нарушения адекватности ассоциаций — опора на звуковую форму слов, а не на их смысл (например, к слову "обман" рисуется тарелка с объяснением: "Обман — а тут манная каша"). Этот признак должен настораживать проверяющего независимо от возраста ребенка.
Одно из наиболее распространенных нарушений адекватности, свидетельствующее о невысоком уровне интеллектуального развития в младшем школьном возрасте, - это единообразие рисунков, когда рисунки к разным словам почти не различаются.
2) Абстрактность - конкретность рисунков
Абстрактный рисунок говорит о высоком уровне интеллектуального развития и характеризуется экономностью, отсутствием лишних деталей.
Чрезмерная конкретность рисунки, обилие однообразных деталей (например, к словосочетанию "веселый праздник" нарисована елка с большим количеством шариков) свидетельствует о конкретности мышления. Начиная с восьмилетнего возраста это может рассматриваться как негативный показатель.
В ряде случаев конкретность рисунка говорит не о снижении уровня абстрагирования, а о художественно-образном стиле мышления. В этих случаях детали разнообразны, а рисунок в целом оригинален, не стандартен. В отличие от этого, при конкретности, вызванной снижением возможностей к абстрагированию, детали однообразны, а рисунок в целом стандартен.
3) Понимание отвлеченных понятий
Возможность понять используемые в "Пиктограмме" отвлеченные понятия и найти адекватные ассоциации показывает уровень развития абстрактного мышления к уровень общей осведомленности ребенка.
До 6 лет (включительно) отсутствие рисунков (неадекватные рисунки) к абстрактным понятиям (развитие, сомнение, обман) вполне допустимо, так как- конкретность мышления в этом возрасте - нормальное явление. В 7-8 лет ожидается наличие адекватного рисунка хотя бы к одному-двум из этих слое. В возрасте 9-10 лет отсутствие рисунков или неадекватные рисунки к этим словам - свидетельство либо чрезмерной конкретности мышления, либо недостаточного запаса знаний (либо тога и другого одновременно). Начиная с 11-12 лет это с большой вероятностью проявление патологии.
4) Расположение рисунков на листе
По расположению рисунков на листе можно судить об уровне организации действий и, в частности, о ее нарушениях, вызванных импульсивностью. Хорошая организация действий проявляется в том, что рисунки располагаются строками или столбцами (такое расположение типично для подростков). Более низкий уровень организации - случайное расположение рисунков на листе. Если при этом достаточно легко определить, где кончается один рисунок и начинается другой, то для возраста 6 — 7 лет этого вполне достаточно. Начиная с восьмилетнего возраста такое расположение говорит о низком уровне организации действий, однако не может рассматриваться как отклонение от нормы. Если же рисунки налезают друг на друга, так что становится непонятно, где кончается один и начинается другой, то это показатель импульсивности (даже в шестилетнем возрасте). Такая импульсивность часто возникает в состоянии острой тревоги (хотя может быть вызвана и другими причинами).
5) Воспроизведение заданных слов
При воспроизведении слов ребенок должен произвести операцию, обратную по отношению к выполненной ранее операции обозначения. Общее количество правильно воспроизведенных слон (из 12) отражает уровень опосредованного запоминания — культурной формы памяти. Можно ориентироваться на приблизительные границы нормы для разных возрастов, приведенные и табл. 3.
Если заданные слова регулярно заменяются синонимами, то это может свидетельствовать о снижении механической памяти при нормальном раз витии опосредования, однако следует более тщательно проанализирован. характер замен. Так, если регулярно производится замена на слова с более конкретным значением (например, вместо "веселый праздник" - "новый год"), то это может быть показателем конкретности, недостаточной обобщенности мышления, даже если по самим рисункам этого не видно (что бывает, в частности, при плохой технике рисунка). Иногда замены производятся под влиянием эмоционального отношения к запоминаемым словам и вообще не свидетельствуют о каких-либо особенностях памяти или мышления. Так, словосочетание "строгая учительница" младшие школьники нередко воспроизводят как "злая учительница". И дело не только в том, что слово "строгая" не всегда входит в их активный словарь. Бывает, что школьный опыт ребенка дает ему все основания отождествлять учительскую строгость со злостью, так что подобная замена характеризует подчас не столько ребенка, сколько его учительницу. Особенно выразительно это проявляется в массовом обследовании, когда целый класс устойчиво дает такую синонимическую замену, в отличие от параллельного класса, где эта замена редка.
Сложная фигура.
Оценка копировании образца и его воспроизведения по памяти производится порознь, но по одним и тем же критериям.
1) Способ воспроизведения фигуры
При оценке способа воспроизведения учитываются:
• степень адекватности воспроизведения общей структуры фигуры (большой прямоугольник, расчлененный на 8 секторов, в которых расположены мелкие фигуры);
• последовательность изображения разных деталей.
Нулевой уровень: изображение не имеет никакого отношения к образцу.
Первый уровень: детали изображаются в случайной последовательности, без какой-либо системы.
Второй уровень: воспроизведение начинается с отдельных треугольных секторов.
Третий уровень имеет два разных варианта:
(1) воспроизведение начинается с маленьких прямоугольников, объединяющих по два или четыре треугольных сектора;
(2) воспроизведение начинается с большого прямоугольника; затем он заполняется внутренними деталями в случайном порядке, без какой-либо системы.
Четвертый уровень: сначала изображается большой прямоугольник; затем проводятся некоторые, но не все из основных разделяющих его линий (двух диагоналей, вертикали и горизонтали); затем изображаются внутренние детали (и, возможно, оставшиеся линии, разделяющие большой прямоугольник).
Пятый уровень: сначала изображается большой прямоугольник; затем проводятся все основные разделяющие его линии (две диагонали, вертикаль и горизонталь); затем изображаются внутренние детали.
Способ воспроизведения свидетельствует об уровне планирования и организации действий. В младшем школьном возрасте он тесно связан также с уровнем развития логического мышлении (операций анализа и синтеза).
Для 6 лет нормальными являются второй и третий уровни. Допустим также первый уровень, который, однако, свидетельствует о слабом развитии организации действий. Нулевой уровень говорит об импульсивности, которая может быть вызвана интеллектуальным отклонением, органическим поражением мозга или серьезной педагогической запущенностью.
Для 7-8 лет уже и первый уровень - это показатель инфантильности, задержки в развитии планирования и организации действий.
Для 9 лег нормальными являются третий и четвертый уровень. Второй уровень - некоторая задержка в развитии планирования и организации действий. Первый уровень — показатель грубых нарушений.
В 10-11 лет нормальны четвертый и пятый уровни. Второй и третий уровни — показатели некоторой задержки в развитии планирования и организации действий.
Начиная с 12 лет нормальным является пятый уровень.
Возрастные нормы, отражающие способ воспроизведения, одинаковы для непосредственного копирования образца и для его воспроизведения но памяти. Однако, если снижение уровня организации действий вызвано интеллектуальными нарушениями, то при воспроизведении но памяти способ обычно оказывается более низким, чем при копировании. Если же снижение объясняется состоянием острой тревоги, то при воспроизведении по памяти способ не ниже, чем при копировании, а в некоторых случаях даже выше. Это объясняется тем, что при наличии образца усиливается сосредоточенность тревожного ребенка на мелких деталях, вызванная опасением пропустить какую-либо из них и отвлекающая его от анализа фигуры в целом.
2) Правильность воспроизведения деталей
В качестве отдельных деталей рассматриваются следующие (см. Приложение!):
а) большой прямоугольник;
б) диагональ прямоугольника;
в) вторая диагональ прямоугольника;
г) вертикальная ось прямоугольника;
д) горизонтальная ось прямоугольника;
е) круг в секторе 1;
ж) горизонтальная линия в секторе 2;
з) три вертикальные линии в секторе 3 (вес три линии засчитываются за
одну деталь; если изображено другое число линий, то деталь не засчитывается);
и) прямоугольник, занимающий сектора 4 и 5;
к) три наклонные линии в секторе 7 (псе три линии засчитываются за одну деталь; если изображено другое число линий, то деталь не засчитывается).
Таким образом, имеется 0 деталей. За деталь "а" ставится 2 балла, если пропорции прямоугольника близки к образцу, 1 балл - сели изображен прямоугольник, вытянутый по горизонтали, или квадрат, а также в случае, если сильно искажена форма (углы далеки от прямых или скруглены). За каждую из деталей "б", "в'', "г" и "д'' ставится по 2 балла, если она делит прямоугольник приблизительно на две половины, 1 балл - в противном случае (оценка производится "на глаз"). За наличие каждой из деталей "ж", "з", "и", "к" ставится по 1 баллу. Если деталь расположена в требуемом секторе и в правильном повороте, то за нее ставится еще t дополнительный балл {если отсутствует большой прямоугольник, то дополнительный балл не ставится; если прямоугольник имеется, но не разделен на сектора, то дополнительный балл ставится в случае, когда деталь находится на правильном месте по отношению к прямоугольнику). Максимальный балл за воспроизведение деталей -20 (пропорции большого прямоугольника близки к образцу; остальные детали изображены на правильных местах и в правильном повороте). Минимальный балл - 0 (не изображена ни одна из деталей образна).
Ориентировочные значения нижней границы нормы но воспроизведению деталей (в баллах) приведены в таблице 4.
Таблица 4
Возраст (лет) | 10-11 | 12-13 | > 14 | ||||
По образцу | |||||||
По памяти |
Правильность воспроизведения деталей при копировании образца отражает уровень развития восприятия, образных представлений, координации глаз-рука. Правильность воспроизведения по памяти - показатель уровня развития зрительной памяти.
Слов.
Оценка результатов основывается, в первую очередь, на кривой заучивания слов. Кривая процесса заучивания слов - график, на каюром по горизонтальной оси откладывается номер повторения, по вертикальной -- число воспроизведенных слов. Основные виды графиков следующие:
• растущий график (благоприятный), когда после каждого следующего
чтения воспроизводится все больше слов; допустимо, чтобы в двух (но не
более) пробах подряд воспроизводилось одно и то же число слов;
• график, имеющий плато, когда в трех пробах подряд воспроизводится одно
и то же количество слов;
• график со спадом, когда после какого-либо из чтений воспроизводится
меньше слов, чем после предыдущего чтения (например, после третьего
чтения воспроизведено меньше слов, чем после второго).
Растущий график говорит о благоприятной динамике заучивания. В норме дети 6-8 лет с четвертой пробы выучивают все 10 или, по крайней мере, 9 слов. При нормальной памяти дети 9 лет и старше обычно могут воспроизвести 9-10 слов уже с третьей пробы. Если результаты более низки, то это показатель снижения словесной (слуховой) памяти. Важным дополнительным показателем является количество слое, воспроизведенных с первой попытки. Для 6 лет нормальным является воспроизведение с первой пробы не менее четырех слов (в среднем - шесть), для более старших детей -не менее пяти слов (в среднем - семь). Если с первой попытки воспроизведено меньшее число слов, но остальные показатели нормальны, то, скорее всего, в начале выполнения задания было случайное отвлечение внимания.
График, имеющий плато, часто свидетельствует о нарушениях слуховой памяти. Однако, если это плато находится на относительно высоком уровне (не ниже 7 слов) и с первой пробы воспроизведено нормальное количество слов, то это, скорее всего, показатель низкой мотивации, а не снижения памяти.
График со спадом характерен для нарушений внимания, в особенности - при астении или при нарушениях мозгового кровообращения. Даже при высоком итоговом результате (а также при достаточно высоком результате первой пробы) график со спадом - это повод для предположения о наличии тех или иных неврологических нарушений или о состоянии усталости.
Устойчивость запоминания проверяется при отсроченном воспроизведении слов. После отсрочки для детей 6-7 лет нормально воспроизведение не менее шести слов (в среднем - восемь), для более старших детей - не менее семи слов (в среднем - восемь-девять).
Кодирование.
Основной показатель в этой методике - количество фигур, правильно маркированных за 2 мин. работы. (См. Приложение III). Другой показатель, который необходимо учитывать при оценке выполнения этой методики, - количество ошибок, т. е. неправильно помеченных или пропущенных фигур. Дополнительную информацию даст изменение эффективности работы от первой минуты ко второй.
Средние значения количества правильно маркированных фигур и нижняя граница нормы приведены в таблице 5.
Таблица 5
Возраст (лет) | 10-11 | 12-13 | > 14 | |||||||
Среднее значение | - | - | ||||||||
Нижняя граница нормы | ||||||||||
Количество ошибок
При отсутствии нарушений внимания неправильно маркированных (пропущенных) фигур или совсем нет или очень немного (не более двух - трех).
Большое количество ошибок при низком темпе деятельности - показатель либо серьезных нарушений внимания, либо особо низкой мотивации. Оно также нередко встречается при общей задержке психического развития и при умственной отсталости.
Большое количество ошибок при высоком темпе деятельности - показатель установки на скорость работы в ущерб ее качеству. Такая установка типична для импульсивных детей с низким уровнем самоконтроля.
Изобилие ошибок в сочетании со средним темпом деятельности - наиболее характерный признак нарушений внимания как такового (плохой концентрации внимания, его неустойчивости, отвлекаемости).
Изменения продуктивности от первой минуты ко второй Обычно на второй минуте продуктивность несколько выше, чем на первой (на 10-20%), Это обусловлено эффектом врабатывания, тренировки. Если рост продуктивности более высок, то это говорит о замедленном вхождении в деятельность. Если же, напротив, продуктивность на второй минуте ниже, чем на первой, то это показатель высокой утомляемости, частый признак астенического состояния.
Несуществующее животное.
Прежде всего полезно оценить способ построения образа, характеризующий тип воображения и мышления ребенка, его подход к творческой
задаче. При ниjком уровне изобразительной техники способ построения образа в большей мере отражается в названии животного, чем в его внешнем виде.
Наиболее низкий ("нулевой") уровень - это изображение реального животного (зайца, собаки, крокодила, человека...). Для шестилетнего возраста такой способ изображения - свидетельство низкого уровня развития воображения, но не признак отклонения от нормы. Для более старшего ребенка это показатель отклонений либо в умственном развитии, либо в эмоциональной сфере. В частности, к подобному способу построения образа приводит сильное повышение уровня тревоги: ребенок боится отойти от реальности и позволить себе фантазирование.
Несколько более высокий вариант, относящийся, однако, к тому же уровню, - это изображение животных, не существующих, но существовавших когда-то или же позаимствованных из литературы или кино (динозавр, дракон, змей-горыныч...). Этот вариант говорит о бедности воображения и, как правило, типичен для детей с низким общекультурным уровнем.
Первый уровень - конструирование, собирание нового существа из деталей реальных животных (например, голова человека, тело медведя, заячьи уши, птичий хвост). Обычно конструкция отражается и в названии: "человеке-медведь-заяц", "слоно-корова", "летающий медведь" и т.п. Этот способ характерен для рационалистического подхода к задаче. Он говорит не о каких-либо психологических отклонениях, а лишь о низкой творческой направленности, об "исполнительской", а не творческой установке. В начале младшего школьного возраста (примерно до восьми лет) такая установка является наиболее типичной. При рационалистическом способе создания образа дальнейшая оценка определяется количеством прототипов и степенью их разнородности. Так, комбинация из пяти животных - это, разумеется, более сложное изобретение, чем собака с птичьим клювом. Корова с рыбьими плавниками -- показатель более развитого воображения, чем та же корова с лошадиными ногами.
Второй уровень - создание целостного образа нового, несуществующего животного в соответствии с общей схемой животного, но без привлечения деталей конкретных животных (хотя результат и может отдаленно напоминать дракона, слонопотама или что-то еще). Такое животное имеет голову с глазами и ртом, туловище, конечности (ноги, руки, крылья, щупальца). Название в этом случае не включает указаний на прототипы, но иногда может строиться по той же модели, по которой строятся названия реальных животных ("пусик", "бубозавр", "шанкоед"...). Этот тип образа характерен для художественно-эмоционального подхода к творческой задаче. Чем меньше созданное животное похоже на что-то реально существующее (в природе или в культуре), тем выше оценивается уровень воображения.
Третий уровень - создание абсолютно оригинального существа (не напоминающего обычных животных и не построенного по стандартной схеме: голова с глазами и ртом, туловище, конечности). Этот способ говорит о творческом складе личности. Он возможен у ребенка как с преимущественно рационалистическим, так и с преимущественно художественным подходом к действительности, если только у него есть реальные творческие возможности. У детей младше 9-10 лет такой способ построения образа встречается довольно редко. При творческом подходе к задаче уровень воображения оценивается но степени естественности получившегося существа и, в частности, по степени соответствия между его внешним видом и описанием образа жизни. Если изображение слишком вычурно, то обычно это свидетельствует не столько о творчестве и оригинальности, сколько о стремлении продемонстрировать окружающим свою непохожесть на других, т.е. об оригинальности.
Описание образа жизни несуществующего животного дает дополнительную информацию об интеллектуальном развитии ребенка. Здесь главным показателем является логичность описания рисунка. Так, все имеющиеся органы должны для чего-то служить. Вместе с тем, иногда несоответствие между рисунком и описанием образа жизни объясняется не нарушениями логики, а эмоциональными причинами (подробнее об этом см. ниже).