Б. Тесты, рекомендуемые для начала обследования

После того, как ребенок начинает улыбаться и с интересом смотреть на нового взрослого, можно предложить ему порисовать. Чтобы повысить мо­тивацию, полезно попросить рисунок себе в подарок, на память

В начале обследования используются наиболее информативные тесты, которые дают возможность сразу же получить общую (пока еще не конкре­тизированную) оценку самых различных особенностей ребенка (интеллектуальных, личностных, эмоциональных). Данные, полученные с помощью та­ких тестов, не очень надежны и требуют дальнейшей проверки и утверждения. Однако в начале обследования это не минус, а плюс. Слишком торопли­вая постановка узкого диагноза часто оборачивается тенденциозностью. Пока что важно построить гипотезы, которые будут проверяться в дальнейшем ходе обследования.

При такой принципиально нежесткой процедуре обследования у психо­лога постепенно складывается достаточно многомерный и живой индивиду­альный образ ребенка. Поначалу в пестрой мозаике его внутреннего мира видны лишь отдельные фрагменты, которые на следующем этапе при анали­зе полученных материалов, еще должны быть собраны в единое целое.

В начале обследования, независимо от характера предъявленной жало­бы, удобно использовать рисуночные тесты "Рисунок человека», «Пикто­грамма» . Рисуночные тесты просты в проведении и не требуют социальных материалов. Для них нужны только лист нелинованной бумаги, постой мяг­кий карандаш (ручка или фломастер не годятся) и резинка. Для теста "Рису­нок человека" лист кладут перед ребенком вертикально, для "Пиктограммы" — горизонтально.

Рисунок человека. Этот тест впервые был предложен Ф.Гуденаф для исследования познавательных способностей. Впоследствии К.Маховер раз­работала систему критериев, позволяющую оценивать с его помощью лич­ностные особенности. С тех пор критерии оценки как познавательного, так и личностного развития многократно пересматривались и дорабатывались разными авторами, сам же тест до сих пор остается одним из наиболее часто используемых диагностических методов.

Он занимает немного времени и совсем не похож на школьные прове­рочные задания. Это позволяет успешно применять его при обследовании детей со сформированной стойкой негативной реакцией на все, что напоми­нает о школе. Рисунок человека позволяет оценивать как когнитивные осо­бенности ребенка (восприятие, способы построения целостного зрительно­го образа, координацию глаз - рука, сформированности общих представле­ний о строении человеческого тела и другие), так и особенности личностно-эмоциональной сферы.

Данные, получаемые с помощью методики "Рисунок человека", не очень надежны и требуют дополнительной проверки, но они позволяют сразу же выдвинуть разумные гипотезы о том, в каких именно областях у ребенка имеются психологические проблемы.

Инструкция: "Пожалуйста, нарисуй человека - всего, целиком. Поста­райся нарисован, как можно лучше - так, как ты умеешь". Если ребенок задает уточняющие вопросы ("Мальчика или девочку'?", "А можно, чтобы у него в руке был шарик?" и т.п.), то ему говорят: "Рисуй так, как ты хочешь". Если же вопрос противоречит инструкции, то надо ее повторить (частично). Например, если ребенок спрашивает: "А можно нарисовать только лицо?", то ему отвечают: "Нет, нарисуй его всего, целиком". Если он предлагает на­рисовать вместо человека что-нибудь другое (машину, дом), то ему говорят: "Это потом. А сейчас нарисуй человека". Бывает, что ребенок отказывается выполнять задание, утверждая, что он не умеет рисовать. В этом случае надо сказать ему, чтобы он рисовал так, как умеет, даже если получится не очень хорошо; что вам (проверяющему) интересны любые детские рисунки; что не очень хороший рисунок лучше, чем никакого.

Используя эту методику, следует обращать внимание на мельчайшие черточки поведения ребенка и сопровождающего его взрослого: куда и как ребенок смотрит, когда ему объясняют задние; какова его первая реакция (вздох, поза покорности, оживление); в какой позе он работает, в какие мо­менты расслабляется и ведет себя естественно, непринужденно, а в какие -напрягается, хмурится, когда и как пытается привлечь к себе внимание взрос­лого; с каким выражением подает психологу законченную работу. Чтобы все это не забыть, желательно делать соответствующие заметки в протоколе.

Пиктограмма. Meтодика "Пиктограмма" предложена А.Р.Лурией как метод исследования мышления и памяти. В дальнейшем с помощью данного метода были разработаны критерии оценки личностных и эмоциональных особенностей. Этот тест, как и ''Рисунок человека", позволяет получить пред­ставление о состоянии разных психических процессов: мышления, памяти, воображения, об уровне организации действий, о личностных и эмоциональ­ных особенностях ребенка.

Инструкция: "Сейчас мы посмотрим, как ты запоминаешь слова. Что­бы тебе легче было их запомнить, сделай к каждому слову какой-нибудь про­стой рисунок. Он не должен быть хорошим. Надо только, чтобы потом он напомнил тебе это слово. Слов будет довольно много; надо, чтобы все рисун­ки поместились на этой странице. Писать слова или буквы нельзя". Затем ребенку по одному зачитываются слова или простые словосочетания для запоминания. После каждого слова (словосочетания) ему дастся достаточно времени для того, чтобы он успел сделать рисунок. Если он работает медлен­но, можно поторопить: "Заканчивай этот рисунок, я даю следующее слово" (но все равно надо дождаться, пока он закончит). В случае, когда все рисунки не помещаются на одном листе, надо дать второй (а иногда и третий), но напомнить: "Старайся, чтобы все рисунки поместились на одном листе".

По завершении каждого рисунка у ребенка спрашивают: "Как этот ри­сунок поможет тебе вспомнить слово?" Объяснения записывают в протоко­ле. Если ребенок отказывается давать объяснения (например, говорит: "Про­сто напомнит"), то не следует настаивай.. Иногда ребенок дает объяснения сам, без дополнительного вопроса; в этих случаях вопрос, естественно, не задастся.

Если ребенок не понимает смысла задания, можно спросить его: "О чем тебе напоминают слова веселый праздник)" Предположим, он отвечает: "О елке". Тогда вы говорите ему: "Вот и нарисуй елку, а потом она напомнит тебе слова веселый праздник". Подобное объяснение дается только один раз. Если его оказывается недостаточно, то от этой методики желательно отка­заться.

Для методики '"Пиктограмма" существует несколько стандартных набо­ров слов и словосочетаний. Приведем один из них: веселый праздник; бо­лезнь, тяжелая работа, вкусный ужин; строгая учительница; теплый ве­тер; дружба; обман; слепой мальчик; сомнение; семья; развитие.

После того, как закончен рисунок к последнему слову, лист с рисунками убирается. Через 30-40 мин., в течение которых проводятся другие методики, ребенку снова дают лист со сделанными им рисунками и предлагают вспом­нить слова. В протоколе записывается, как ребенок воспроизводит каждое из слов и словосочетаний.

Наши рекомендации