А. Общие принципы построения обследования
Позиция проверяющего. Для того, чтобы "психологический диагноз" был по-настоящему содержательным, важно получить достаточно полное представление не только о психологических особенностях ребенка, но и о том, в какой форме они проявляются в той или иной ситуации. Для этого психолог-консультант организует различные формы общения, сотрудничества с ребенком. Таким образом он моделирует обычные жизненные ситуации, используя тесты в качестве материала для такого моделирования. Психологические тесты - это не просто проверочные задания, результаты выполнения которых автоматически создают портрет ребенка. Это - удобное средство развертывания различных типовых ситуаций взаимодействия с ребенком (именно поэтому в любых материалах к тестам приводится подробное описание того, как именно должна строиться ситуация обследования). Такой подход определяет и отбор методик, используемых при консультировании.
Тесты должны быть:
- занимательны, интересны для ребенка;
- компакты, портативны (чтобы проведение каждого из них не занимало слишком много времени),
- информативны (в этом смысле тест, оценивающий одновременно память, внимание и уровень мотивации, лучше теста, дающего только оценку памяти).
Если тесты в работе консультанта - прежде всего фон общения с ребенком, то сам консультант, а также присутствующий при обследовании взрослый (учитель, мама, дедушка...) - яркие фигуры на этом фоне.
В течение всего обследования проводится наблюдение за поведением ребенка. Оно позволяет судить о самооценке личности, об отношении к данному заданию и к деятельности в целом. Фиксируя в протоколе особенности выполнения заданий, важно отмечать такие проявления как:
- изменение характера работы ребенка над тестовым заданием при изменении интонации психолога;
- реакция на похвалу и на форм}, в которой указываются ошибки;
- собственная оценка своих промежуточных результатов в процессе деятельности и окончательного результата;
- комментарии по поводу своего отношения к заданию и своих возможностей в соответствующей сфере;
- попытки отказа от выполнения задания;
- возможности ребенка в использовании помощи проверяющего;
- обращения за помощью или за одобрением к взрослому, присутствующему при обследовании;
- эмоциональные реакции взрослого, наблюдающего за действиями ребенка.
Напряженность мамы, следящей за работой своего ребенка, невольные подсказки или нарочитая безучастность, недовольная гримаса учителя при неверном ответе его ученика психологу, детские взгляды, постоянно кидаемые на маму после каждого произнесенного слова или перед началом каждого действия, могут оказаться диагностичнее, чем результаты выполнения задания. Эти характеристики обязательно должны прочитываться психологом при обследовании ребенка. Они помогут поставить диагноз и, главное, наметить реалистичные пути коррекции, учитывая не только психологические особенности ребенка, но и сложившиеся у него формы общения со взрослыми.
Активная личностная включенность психолога, который использует самого себя как главный "измерительный прибор", превращение тестового обследования в ситуацию общения по поводу тестовых заданий — ключевые моменты второго этапа работы психолога-консультанта Обычно при первичном приеме этот этап занимает один-два часа, а иногда и больше.
Установление контакта с ребенком. Обследование начинается с установления контакта с ребенком. Эта процедура не имеет алгоритмов, она совершенно индивидуальна, но, тем не менее, не должна выпадать из поля внимания проверяющего. То, как ребенок входит в экспериментальную комнату, здоровается (или не здоровается), осматривается, подходит к столу - все это дает исходные характеристики такого важного момента как поведение ребенка при встрече с незнакомым взрослым в новой обстановке. Кроме того, это подсказывает стратегию следующего шага: перехода к деловому общению на материале диагностических методик. Этот переход не должен быть одномоментным. Чтобы продемонстрировать свою доброжелательную заинтересованность в знакомстве с ребенком, полезно начать общение с ним с беседы "на общие темы".
Удобный сюжет для начала разговора с младшим школьником - это беседа о школе. Вести ее можно в нейтрально-светской интонации, как разговор о кино со взрослыми: нравится ли школа; что нравится больше всего, а что хотелось бы изменить, чтобы в школе стало совсем замечательно; какая учительница (имя, возраст, внешность); с кем из одноклассников (одноклассниц) ребенок дружит,
Уход ребенка от школьной тематики, попытки рассказать про что-то другое, внезапная замкнутость, формальные односложные ответы- все это высоко диагностичные проявления. Однако не спешите с выводам. О чем говорят эти проявления - о реальной болезненности школьной сферы, о трудностях общения или о неустановленности контакта, - это предстой выяснить в ходе обследования.
Удобной темой для налаживания первичною контакта с рынком может стать и разговор о том, "чем мы сейчас будем здесь заниматься" (предварительно следует узнать у взрослого, как были объяснены ребенку цели прихода к консультанту).