Г. Рихард Вагнер и Адольф Гитлер
Антиеврейская идеология Гитлера имела разные источники. Они подробно изучены его биографами1 и здесь нет необходимости о них говорить. Но был один источник воздействия на Гитлера, который представляет психологический интерес как сам по себе, так и в связи с проблемой перехода от индивидуальной этнозащиты к общеэтнической. Речь идет об антисемитизме великого композитора Рихарда Вагнера (1813—1883).
Р. Вагнер был музыкальным гением, но имел расистские политические взгляды. А. Гитлер внимательно изучил все его политические трактаты, был вдохновлен его идеями, и всю жизнь обращался к ним вновь и вновь. У этих двух известных людей было много удивительных психологических сходств несмотря на то, что они не были современниками. Оба писали отвратительную прозу, которую никто не читал бы, если бы они не были известны в других областях деятельности: один в музыке, другой — в политике. '
У Вагнера, как и у Гитлера, были следующие общие черты характера: а) нарциссизм; б) самомнение, представление о себе как о специалисте во многих областях знания; в) оба не умели слушать других и заставляли своих собеседников часами слушать свои рассуждения обо всем на свете; г) оба индивида большей частью говорили о себе, о своих делах и мыслях, т.е. эти люди совсем не отличались скромностью и т.п. Вагнер счи-
' См.: Bullock AlanHitler and Stalin. Parallel Lives. Vintage Books, New York, 1993; Wait R. G. L.The Psychopathic God: Adolf Hitler. Da Capo Press, New York, 1993, pp. 90-123.
324 Альберт Налчаджян
тал себя духом своего народа, "германским духом". Точно так же "духом" считал себя и Гитлер, но выражал это свое убеждение в более экзальтированных формах: он ведь был неплохим оратором'.
Но основное их психологическое сходство состояло в другом: оба они проецировали свои собственные слабости на других.Так, хотя Вагнер был по-женски изнеженным человеком и любил роскошь, духи и т.п., все же считал себя строгим и сильным человеком, преданным нордически—спартанскому образу жизни. Они обвиняли французов и евреев в изнеженности и "разгромили их" в музыке и реальной жизни. Они оба заявляли о "твердости" и скрывали свою слабость. Оба не раз угрожали, что могут покончить жизнь самоубийством. Они оба считали, что люди их предавали и бросили в одиночестве. Они не терпели критики в свой адрес (нарциссизм) и легко приходили в состояние сильнейшего гнева.
Эти психологически схожие люди не были способны на дружбу и легко предавали даже тех, кто делал для них доброе дело. Связи с другими им были нужны лишь для того, чтобы эксплуатировать их. Вообще оба не обладали развитой способностью сопереживания. Но они любили животных! У обоих осталась сильная инфантильность, они часто переходили из одного крайнего эмоционального состояния в другое, имели быстрые смены настроения, были вегетарианцами, имели инцес-туозные тенденции и т.п.
Но в рамках тех проблем, которые здесь нас интересуют в первую очередь, важно следующее: Вагнер, как и Гитлер, не был уверен в своем "чисто арийском" происхождении. В своей автобиографии он лжёт, когда говорит, будто был крещен сразу же после рождения: на самом деле его крестили почти три месяца спустя после рождения, и это для тех времен было странно, если иметь в виду, что его мать была преданной католичкой. Есть мнение, что подлинным отцом Рихарда был не чиновник Карл Фридрих Вагнер, а актер Людвиг Гейер, к которому мать Рихарда перешла сразу же после рождения мальчика. К. Ф,. Вагнер умер в ноябре 1813 года, и через несколько месяцев мать Рихарда Иоанна вышла замуж за Гейера. Про
См.: Wait R. G. L. Op. cit., pp. 103-105.
Агресивная этнозащита____________________________________ 325
этого Людвига Гейера ходили слухи, что он еврей. Об этом Рихард знал. Он подозревал также, что его отчим — на самом деле его отец. Школьные товарищи говорили Рихарду, что у него еврейские черты и издевались над ним. Он страстно отрицал это.В 14 лет он изменил свою фамилию и стал Рихардом Вагнером.
В такой психологической ситуации, которая, как нетрудно видеть, весьма сходна с ситуацией Гитлера, он стал ярым антисемитом. Показывая себе и другим, как страстно он ненавидит евреев, он хотел доказать, что не является евреем1.
Антисемитизм Вагнера, таким образом, это тоже этническая самозащита, которая поднялась до уровня межэтнических отношений.Логика этой психологической самозащиты такова: "Если я так сильно ненавижу евреев, как же могу быть евреем?" Интересно, что все доскональные исследования родословной Вагнера не открыли хоть один документально подтвержденный факт, доказывающий его еврейское происхождение. Тем не менее, у человека были сомненияи подозрения,которые и привели к формированию у него сильнейшей антиеврейской установки. О психологике этих переживаний мы уже говорили. Такому развитию личности Рихарда Вагнера способствовало и то, что, несмотря на его последовательный и резкий антисемитизм, в течение его жизни многие продолжали считать Вагнера евреем2. Это уже показывает значение социальных фрустрато-ров в развитии личности. Нет сомнения, что у Вагнера активно работал защитный механизм обратной реакции:подозревая, что его родным отцом был Л. Гейер, который, возможно, был евреем, Рихард выработал обратную реакцию как в идейном плане, так и реальными действиями: изменил фамилию, выработал антисемитизм, фанатически боролся против еврейства и, даже не подозревая об этом, подготовил выступление на историческую арену Гитлера, подготовил национал—социализм и геноцид евреев.
Теперь посмотрим, в чем выражался антисемитизм Вагнера, который представляется нам в качестве формы этнической са-
] См.: Wait R. G. L. Op.cit., p.107.
! См.: Gutman R. W.Richard Wagner: The Man, His Mind and His Music. New York, 1968; Wait R. G. L. Op.cit., p.107.
326 Альберт Налчаджян
мозащиты. Свои антисемитские взгляды он выражал в частных письмах, а также в памфлете "Иудаизм в музыке", который имел в свое время широкое хождение в обществе: а) Вагнер ощущал к евреям физическую неприязнь и отвращение и считал их уродливыми созданиями природы. Он считал, что это отвращение возникает непроизвольно, инстинктивно; б) Вагнер считал, что евреи не способны создать ничего нового в области философии, искусства, литературы и музыки; в) он был также согласен с теми, кто выступал против евреев в области политики, религии и экономики. Все эти идеи были восприняты Гитлером; г) как Вагнер, так и Гитлер, считали, что у евреев нет религии и что Христос не был евреем. Даже после христианского крещения евреи не меняются, они остаются самыми бессердечными людьми.
Вагнер (и Гитлер тоже) считал, что хотя евреи — трусливые люди и дегенеративны, они представляют большую опасность для Германии, что немецкой душе грозит большая опасность со стороны евреев, которые уже, по существу, правят Германией. Вагнер считал евреев "врагами человечества" и полагал, что если они не будут ассимилироваться, их надо будет истребить. Он мечтал о таком времени, когда евреев уже не будет. Вагнер по существу призвал истреблять евреев. Правда, он полагал, что евреи должны сами освободиться от своего "еврейства" и только тогда они могут, вместе с немцами, участвовать в спасении культуры.
Гитлер упростил идеи Вагнера и пришел к убеждению, что еврейский вопрос можно решить лишь путем полного уничтожения этого народа. И в этом он очень схож с турецкими фашистами, организовавшими геноцид армян в начале XX века. Наконец, как и Вагнер, Гитлер считал арийцев выше всех остальных рас и был убежден, что вся подлинная культура создана арийцами.
Итак, как и в случае с Р. Вагнером, и у Гитлера (и, вероятно, у многих маргинальных людей) мы наблюдаем общую закономерность: неуверенность в своем происхождении, фустра-цию вследствие постоянных внутренних конфликтов и рожденную этими переживаниями сильную этнозащитную мотивацию. Они сознательно считали себя немцами, но в их этнических я—концепциях содержались противоречивые элементы.
Агресивная этнозащита
327
Поэтому возникшая у них этнозащитная мотивация нашла выход в защите всего этноса, с которым у этих индивидов была идентификация.Этот процесс осуществлялся с помощью механизмов вытеснения, проективной атрибуции и агрессии.Через психическую защиту всего своего этноса они, по существу, стремились решать свои личные и мучительные психологические проблемы.
Конечно, остается немало вопросов, требующих ответа. Так, в какой мере инфантилизмэтих людей способствовал их развитию в качестве агрессивных расистов? Возникают ли такие же проблемы у других расовых и этнических метисов? Мы можем назвать Вагнера и Гитлера психологическими маргиналами и метисами(поскольку их биологическая метисация лишь предполагается). Но тогда возникает новый вопрос: кто агрессивнее — психологические (и сомневающиеся) метисы (гибриды) вроде Вагнера и Гитлера, или же те, кто твердо знает, что является метисом? Последний вопрос следует, конечно, исследовать специально, но мы думаем, что психологические (сомневающиеся и подозрительные) метисы более тревожны и агрессивны.
Д. Жестокость маргинала и идеология
Маргиналы вообще, находясь на пути к полной ассимиляции, отчуждены от своего этноса и не любят его. Более того, мы полагаем, что они особенно агрессивны и жестоки к тем представителям своего этноса, которые верны своему народу и не желают ассимилироваться в другой этнической или расовой среде. Отчуждение всегда вызывает презрение и/или ненависть, в лучшем случае — безразличие к судьбе "своего" этноса. Агрессивность маргиналов усиливается тогда, когда происхождение препятствует их карьере в новой среде доминирующего народа, когда соперники время от времени напоминают им об их происхождении и, дискриминируя, эксплуатируют эти сведения. Когда к этому присоединяется еще и определенная идеология, то агрессивность таких людей становится весьма активной и разрушительной.
Психологические маргиналы вроде Вагнера и Гитлера опасны тем именно, что они все время сомневаются и раздражительны, ненавидят другой этнос даже телесно и инстинктивно,
328
Альберт Налчаджян
"органически"; имеют расовую идеологию (ищут ее, перенимают или сами создают ее). Создавая или воспринимая идеологию авторитаризма, "объясняющую" им "суть дела", они могут перейти к уничтожению того, что причиняет им сильное беспокойство и страдания. А если в руках таких людей оказывается большая власть, тогда они становятся крайне опасными даже для собственного народа, с которым у них, казалось бы, есть сильная положительная идентификация. Известно, например, что Гитлер и Сталин ненавидели не только чужие народы, но и свои собственные. Они охотно пожертвовали жизнью миллионов своих сородичей ради осуществления своей "исторической миссии".