МА и ВА и техника разрешения конфликтов
Наши представления о механизмах превращения межэтнической агрессии во внутриэтническую можно использовать в практических целях - для смягчения или разрешения межэтнических конфликтов. Такая уверенность вызвана тем, что, не-
Агресивная этнозащита_______________________________ ££7
зависимо от мнения ряда специалистов в области конфликтологии, наряду с другими методами предлагается следующий: для разрешения межэтнического конфликта следует создать внут-риэтнический конфликт.Когда внутренний конфликт усиливается, для межэтнического конфликта не остается ни времени, ни сил1.
К сожалению, описание этого "механизма" остается на таком макроуровне. Между тем дело не столько в силах и времени, сколько в следующем: а) межэтнический конфликт на личностном и групповом (этническом) уровнях вызывает действие ряда защитных и других психологических механизмов; б) когда одновременно с внешним возникает и внутренний конфликт, то часть этих механизмов преобразовывается для того, чтобы обеспечить защиту на новом, внутреннем фронте; в) вот здесь и происходит преобразование межэтнической агрессивности во внутриэтническую.
Происходит, на наш взгляд, не просто изменение направления действия защитных механизмов, а их значительное преобразование по крайней мере по следующим причинам: а) поскольку объект агрессии уже другой; б) так как мотивация психологической самозащиты не может быть в точности такой же, как при защите против другого этноса.
Доказательством этих утверждений может служить, например, следующее: если агрессивность во время войны с другим народом проявляется на поле боя и в дискредитирующих врага разговорах и выступлениях, в пропагандистских материалах, то при внутриэтническом конфликте — уже в различных видах ссор, преступлений и т.п. Здесь уже этнические символы противника — члена своего этноса — редко становятся объектами дискредитации, так как они большей частью — и свои символы. Психологическая разница между этими двумя случаями очень велика.
Точно так же можно было бы проследить за преобразованием механизмов проекции, атрибуции, рационализации, регрессии и других в процессе перехода из межэтнической сферы отношений во внутриэтническую. Это очень интересная область исследований (см. следующую главу настоящей книги).
' См.: Horowitz D. L.,Ethnic Groups in Conflict, Т. 1., 1985, p. 598.
298_______________________________________ Альберт Налчаджян
§ 8.11. Когнитивный диссонанс и этническая агрессия
Представленные в наших гипотезах и их обоснованиях идеи можно еще больше расширить и в других направлениях. Для этого здесь предварительно сформулируем ряд новых задач.
Какую роль играет уже известный нам феномен когнитивного диссонанса' в процессах преобразования межэтнической агрессии во внутриэтническую (и обратно)? Мы имеем в виду, в частности, такие внутренние противоречия и диссонансы, которые возникают между следующими типами когнитивных единиц ("когниций"): а) "Я—немец"; б) "Я ненавижу немцев". Очевидно, что эти два суждения диссонансны. Если у человека на уровне сознания актуализированы подобные пары утверждений, то он будет переживать психофизиологическое напряжение, неприятные чувства, недовольство собой, стремление освободиться от такого состояния.
Такой диссонанс переживал к концу Второй мировой войны и своей карьеры немецкий диктатор Адольф Гитлер. Считая се-.бя Мессией, родившимся для спасения немцев от евреев и западной демократии и обеспечения для них мирового господства, Гитлер пришел к выводу, что немцы недостойны такого лидера, как он. Об этом он говорил открыто2.
В зависимости от того, удается ли человеку освободиться от такого диссонанса (если да, то каким из возможных путей), последствия для него и для его этноса будут различными.
Согласно теории Л. Фестингера, как мы помним, подобный диссонанс можно смягчить или устранить одним из следующих путей: 1) путем ослабления ненависти и усилением другого полюса амбивачентной установки - любви или симпатии. Тогда возникнет новая пара: "Я—немец", "Я люблю немцев". Это уже консоннантные когниций; 2) или меняется первый элемент пары диссонантных утверждений и человек отказывается от своей национальной принадлежности. Хотя и редко, но такое тоже бывает: об этом мы уже говорили в главах, посвященных маргинальности и ассимиляции.
' См.: FestingerL. A Theory of Cognitive Dissonance. Stanford (CA): Stanford Univ. Press, 1957. Основы этой теории нами предсташтены в параграфе 20, гл. 3 настоящей книги.
; См.: Wait R. G. L., Op.cit,
Агресивная этнозащита
299
§ 8.12. Этническая агрессия, прочность и развал ранжированных полиэтнических обществ
Мы уже видели, что между ранжированными и неранжиро-ванными полиэтническими обществами существуют определенные различия. Одно из них следующее: в ранжированных обществах этнические группы знают свое место в иерархии этносов и своими действиями адаптируются к своему статусу. Между этносами с различными статусами существует определенное взаимопонимание относительно того, какое место каждая группа занимает, как должны вести себя их представители в различных ситуациях взаимодействия и т.п. Существует также определенное согласие о способностях, нравах и обязанностях этносов и не все вопросы решаются путем конфликтов и насилия. Во многих обществах эти ролевые ожиданиярегулируются не только гражданскими институтами, но и религиозными. Церковь может требовать подчинения своему положению и, в ответ на лояльность, получают определенные блага и гарантии безопасности. Адаптация этнических групп к своему низкому положению в обществе формирует у их представителей определенные черты характера, которые, в свою очередь, закрепляют их статус: бунты становятся исключениями.
Что касается неранжированных полиэтнических обществ, то в них взаимоотношения этносов труднее предвидеть, поскольку нет этносов с таким авторитетом и-ресурсами, чтобы можно было создать устойчивые взаимоотношения субординации. Вследствие этого возникают недоразумения, трения и конфликты.
Итак, как показали этносоциологические исследования, в ранжированных обществах больше объединяющих этнические группы сил, чем в неранжированных сообществах. Ранжированные общества более сплочены, поскольку агрессивность подчиненных групп, первоначально направленная на доминирующую группу, затем переносится и вымещается на этносах с равным или более низким статусом. Перенос агрессии происходит из—за страха перед вышестоящим или потому, что он является более авторитетным.
Итак, агрессивность фрустрированных этносов, меняя свое направление, переносится с одного объекта на другой, более
300
Альберт Налчаджян
слабый. Поэтому на одном статусном уровне ("горизонтальном" направлении) наблюдается рост числа конфликтов, или же агрессия идет еще "вниз" - на группы с более низким статусом. Подобные явления всегда наблюдались в ранжированных полиэтнических обществах и имеют место в настоящее время в США, России, в ряде африканских и азиатских стран.
Однако в связи с этим возникает ряд вопросов: а) вся ли агрессивность этнической группы может разряжаться таким путем? б) что же происходит тогда, когда нет в обществе другой этнической группы с равным или более низким статусом9 Что происходит с агрессивностью подчиненного этноса? Ведь группа фрустрирована и имеет остаточную, нереализованную агрессивность!
Разрешению этих вопросов может способствовать следующая гипотеза,состоящая из четырех утверждений: а) часть этой агрессии сублимируется; б) другая часть превращается в такие формы поведения, которые мы назвали антисублимационными; в) еще одна часть превращается во внутриэтническую агрессивность, вследствие чего наблюдается рост числа внутриэт-нических конфликтов и насилия; г) у части этнофоров наблюдаются симптомы, возникающие из—за вытеснения и подавления агрессии. Из всех этих путей здоровую адаптацию и защиту обеспечивает в основном только сублимация.
Однако, несмотря на наличие таких механизмов и путей преобразования и разрядки агрессивности, возникающей в межэтнических отношениях, определенная ее часть сохраняется в первоначальном виде и ищет повода для выражения. Об этом свидетельствуют как экспериментальные исследования, проводившиеся на индивидах1, так и следующее явление: когда в ранжированных полиэтнических обществах конъюнктивные силы исчезают, все здание быстро разрушается. Когда этнические иерархические системы подрываются, такие общества претерпевают фундаментальные трансформации со вспышками агрессивности. Убедительные примеры нам предоставляет коллапс СССР и социалистического содружества государств в 90—е годы. Много подобных фактов можно найти также в истории
I
Berkowitz L.Aggression: A Social—Psychological Analysis. New York: McGraw-Hill, 1962, pp. 76-78.
Агресивная этнозащита
301
формирования и распада таких империй, как Римская, Османская, Арабский халифат и другие.