Непреднамеренные действия, атрибуция и защита
Как в повседневных отношениях внутри этносов, так и п межэтнических отношениях, наблюдается еще одно интересное явление, знание которого позволит лучше разобраться в ме;;эт-
Агресивная этнозащшпа
281
нических отношениях и не допускать ошибочных действий. Речь идет о следующем: бывает, что человек, совсем не имея агрессивных намерений, "нечаянно" наносит вред другому. Из самого психологического определения агрессии мы знаем, что в таких случаях действия человека нельзя считать агрессивными в подлинном смысле слова. Если у него не было ни сознательных, ни подсознательных мотивов нанесения вреда другому, ни обобщенной агрессивности к людям вообще (так называемого "свободно плавающего гнева"), тогда он не агрессор. Правда, его наказывают, но в юридической практике принято иметь в виду непреднамеренность вредных действий в качестве смягчающего вину обстоятельства. Сам "агрессор", совершая подобные действия, обычно сожалеет об этом, хочет извиниться и таким путем как бы уничтожить свои действия, аннулировать их.
Но ситуацию совершенно по-другому может воспринимать жертва. Она может считать, что "агрессор" намеренно нанес ей обиду или вредное физическое воздействие. Исходя из каких—то признаков и сигналов, она может приписать "агрессору" соответствующие мотивы, т.е. совершить каузальную атрибуциюи попытаться наказать его.
Но когда наш мнимый агрессор оказывается в такой ситуации и его извинения не принимаются в качестве достаточного основания для его оправдания, когда желают его наказать в качестве злонамеренного человека, ему не остается ничего иного, как принять позицию защищающегося, ун-ето формируется защитная установка и активизируются защитные механизмы: агрессия, рационализации (в виде самооправдания) и даже процессы контратрибуции отрицательных свойств и мотивов своей жертве. Оба становятся агрессивными, у обоих актуализируются защитные установки и стратегии, между ними возникает подлинный психологический конфликт. Оба человека считают себя несправедливо пострадавшими, и в этом есть доля правды. Такая форма несправедливости часто встречается в межличностных отношениях.
Но мы считаем, что сходные явления имеют место также между социальными и этническими группами.Действия этнических групп полиэтнических обществ и соседних, этнических государств в определенной мере обусловлены тем, какие намерения
282
Альберт Налчаджян
они приписывают друг другу,т.е. какие каузальные атрибуции они делают, стремясь понять намерения и планы друг друга.
Чтобы убедиться в справедливости сказанного, приведем интересный исторический пример, до сих пор обсуждаемый в среде историков. В последние годы к этой дискуссии присоединились также психоисторики1. Речь идет о следующем: в конце 1941 года для немецких войск, сражавшихся против СССР, особенно под Москвой, создалась труднейшая ситуация. Советские войска не только остановили немцев, но и провели успешное контрнаступление. Жестокая зима была в разгаре, а немцы не были готовы к такому повороту событий. "Блицкриг", о котором мечтал лидер Германии, провалился, и он уже начал предчувствовать неизбежность окончательного поражения. В такой ситуации, когда, казалось бы, военно—политическим лидерам необходимо стать более осторожными и расчетливыми, Гитлер совершает парадоксальный поступок: 11 декабря 1941 года он, только по своей личной инициативе, объявляет войну США, тем самым ускорив открытие против Германии второго фронта. Этим своим шагом он значительно ухудшил свое положение и ускорил гибель своей карьеры. Почему он поступил таким образом?
Высказан целый ряд доводов и гипотез, подробное обсуждение которых здесь нецелесообразно. Психологически наиболее правдоподобной нам представляется следующая гипотеза: Гитлер приписал американцам намерение уже в ближайшее время объявить войну Германии и, исходя из этой своей атрибуции, инициативу объявления войны взял в свои руки.Находясь в трудном положении, он хотел показать миру, будто непоколебимо верит в свою победу и так силен, что может вовлечь в войну самую мощную индустриальную державу мира. А между тем он ошибся: в руководстве США было много противников объявления войны Германии, которые хотели бы, чтобы СССР и Германия измотали друг друга и создали бы вакуум силы в мире, где могли свободно действовать США. Президент Рузвельт, как дальновидный политик, хотел, чтобы США объявили войну Германии и помогли бы СССР и европейцам быстро ликвидировать
См.: Wait R. G. L.The Psychophatic God: Adolf Hitler. Da Capo Press. New York, 1993, pp. 403-411.
Агресивная этнозащита
283
фашизм, но он ломал себе голову над тем, каким способом преодолеть сопротивление конгресса. И тут ему на помощь пришел Гитлер: своим иррациональным решением, которое он принял не советуясь с генералитетом, он показал сенату США, что нет другого пути, как начать войну против Германии и его союзника - Японии.
Это убедительный пример того, к каким последствиям может привести атрибуция мотивов у иррационально подозрительных лидеров.
В условиях диктатуры и тирании необоснованные каузальные атрибуции и их последствия — наказание невинных людей — обычные явления. Когда, например, авторитарные лидеры объявляют: "Кто не с нами, тот против нас!", они фактически приписывают нейтральным людям нежелательные для себя намерения и черты и наказывают их. Диктаторы требуют абсолютной лояльности.Так, Сталин и его клика, обвинив сотни тысяч людей шпионами и предателями, уничтожили их. Подобное явление в широких масштабах имело место таюке в Германии в годы правления Гитлера. Вообще, всякое обвинениесодержит в себе опасность преувеличения вины, атрибуции того, чего нет на самом деле. Для подозрительных людей самые безобидные действия могут выглядеть выражениями злых намерений.