Б. Идентификация с агрессором и его оправдание
В повседневной жизни идентификация с агрессором выражается в формуле: если не в силах победить врага, лучше стать его другом. Но при этом нужно также желание врага. Если враг идет навстречу, то слабый оказывается в физически безопасном, но психологически унизительном положении.
Идентификация с врагом — явление, широко распространенное в области политики и межэтнических отношений. Исследователи обнаружили его у многих заключенных концлагерей фашистской Германии и СССР. Такое поведение иррационально потому, что жертва становится помощником своего агрессора, усиливает его позиции. Некоторые разновидности предательства связаны с идентификацией жертвы с агрессором.
В. Нейтральная позиция
Бывает, что жертва, вследствие своей трусости или исходя из каких—либо интересов, занимает по отношению к агрессору нейтральную позицию. Логика такого поведения следующая: что было, то было, будем жить мирно. Как будто именно жертве дано решать данный вопрос! Если агрессор даже не выразил сожаления по поводу того, что случилось, не говоря уже о рас-каивании, то такая "великодушная" позиция жертвы может вызвать лишь жалость и иронию, особенно если агрессор остается более сильной стороной этих отношений. О каком явлении идет речь, хорошо иллюстрирует приводимый ниже ь ате-
Агресивная этнозащшпа
279
риал. Это статья армянского журналиста Гагика Мкртчяна по поводу сообщения Арменпресс о переносе праха Энвер-паши из Таджикистана в Турцию. Приведем отрывок из нее, но прежде всего — упомянутое сообщение Арменпресса: "Уже было сообщено, что прах Энвера-паши 4 августа будет переведен в Стамбул и перезахоронен рядом с Талаатом в мавзолее, построенном в Хюриет Тепе. Как известно, руководитель младотурок, бежавший из Турции в Таджикистан, воевал против советских войск и погиб в бою 4 августа 1922 года. Могила находится в Таджикстане. Турция организовывает перевозку праха в честь годовщины его смерти". Автора статьи, да и нас тоже, поражает и настораживает нейтральный тон в отношении Энвера и Талаата. Как будто речь идет не о палачах армянского народа, на совести которых полтора миллиона человеческих жизней, а о вождях племен уги и учзи, населявших территорию Маньчжурии в V—VIII вв. И уж вовсе неуместной представляется подобная "сдержанность и дипломатичность", если вспомнить, что этих извергов в свое время судили сами же турки. Из пяти пунктов обвинения первый касался депортации и массовой резни армян. Суд длился около полугода. После долгого судебного разбирательства военный трибунал г. Стамбула 6 июля 1919г. вынес решение: за вовлечение Турции в мировую войну и организацию массовых депортаций и резни армян заочно приговорить к смертной казни главных преступников — великого везиря и министра внутренних дел Талаата, военного министра Энвера, морского министра Джемаля, министра просвещения и генерального секретаря младотурецкой партии доктора Назыма"1. Нейтральная позиция в таком вопросе, занятая Арменпресс и тогдашним официозом — газетой "Айастани Ан-рапетутюн", справедливо считается автором статьи преступлением, формой поддержки палачей собственного народа. Меж-. ДУ тем этих преступников, в том числе одного из идеологов пантуранизма и врага .России, Энвера, оказавшегося трусом, казнили армянские патриоты.
' См.: Мкртчян Гагик.В поисках новых героев? - Газета "Голос Армении", 3 августа 1996 г., №84 (18001)
280______________________________________ Альберт Налчаджян
Г. Самообвинение жертвы
Но встречается еще более позорная позиция, чем нейтральное отношение к собственным палачам. Это позиция самообвинения жертвы.Явление это — довольно широко распространенное среди подчиненных народов, у которых нет выхода из создавшегося для них тяжелого положения зависимости от сильного и агрессивного этноса. Здесь, однако, уместно опять обратиться к событиям наших дней. Вначале — еще один отрывок из упомянутой статьи Г. Мкртчяна. Говоря об удивительности нейтральной позиции к своим палачам, автор продолжает: "Впрочем, а чему мы, собственно говоря, удивляемся? Ведь если премьер страны искренне считает, что просто так не уничтожают целый народ, если сотрудники Министерства информации на страницах официоза открыто заявляют о виновности армян в геноциде, то почему бы Арменпресс не попытаться сделать из уголовника Энвера идейного борца против коммунизма?"
Читатель может быть удивлен, если узнает, что такое заявление действительно сделал бывший премьер-министр Армении Грант Багратян в 1995 году и все газеты напечатали это "откровение": оказывается, что просто так целый народ не уничтожают и армяне виноваты в том, что их уничтожили. Такая логика рабатруднопостижима для нормального человека, которому непонятна "тонкая дипломатия" новоявленного деятеля - ближайшего человека бывшего президента Левона Тер-Петросяна. Кстати, у этого "президента" тоже по вопросу геноцида армян и виновности сторон были сходные позиции.
Мы считаем, что подобное самообвинение жертвы — признак полного морального разложения трусливого и раболепного человека, который использует инграциаииюдля получения каких-то выгод от врагов своего народа. Это разновидность предательства,явления, которому мы посвящаем отдельную работу.