Ингибиторы агрессии — защитные механизмы

Агрессия имеет не только адаптивные, но и деструктивные последствия, и у некоторых животных, как мы видели в преды­дущей главе, развились механизмы торможения внутривидовой агрессии. Нас здесь интересуют следующие аспекты этой про­блемы: а) как обстоит дело с внутривидовой агрессией у чело­века? б) есть ли специальные тормозные механизмы для внут-риэтнической агрессии? — Дать исчерпывающие ответы на эти фундаментальные вопросы пока невозможно, но обсуждать их необходимо. Уже сейчас мы можем сказать, что если удастся обнаружить специальные тормозящие внутриэтническую агрес­сию механизмы, то они будут этнозашитными.

Ингибиторы агрессии — защитные механизмы - student2.ru Рьюз М.Философия биологи. М., 1977; Карпинская Р. С, Никольский С.А.

Социобиология, с. 161-162 и др.; WilsonE. О.Sociobiology: The new synthe­sis. Cambridge (MA), Harvard University Press, 1975. Ruse, M.,Sociobiology: Sense or Nonsense?

Межэтническая и внутриэтническая агрессия

261

Ингибиторы агрессии — защитные механизмы - student2.ru Ингибиторы агрессии — защитные механизмы - student2.ru А. У каких животных нет ингибиторов агрессии?

В связи с обсуждением новой тематики некоторые повторе­ния должны считаться простительными. Мы помним из преды­дущей главы, что есть животные и птицы (волк, ворон и дру­гие), которые могут одним ударом убивать сородича. Если бы не возникли в ходе эволюции механизмы, предотвращающие такие убийства, сейчас на земле таких животных не осталось бы. Именно у таких "хорошо вооруженных" наступательным оружием животных и развились, как очень убедительно пока­зали этологи, тормозные механизмы.

Но есть и такие крупные животные, например шимпанзе, которые не могут быстро убивать друг друга. Кроме того, мно­гие из них очень подвижны и при возникновении опасности быстро скрываются или удаляются из бпасной зоны. У таких животных перед внутривидовой агрессией не образовались за­щитные механизмы и они убивают друг друга. В условиях пле­на, например, в клетках, эти животные могут убивать друг дру­га долго и мучительно. Так поступают, например, голуби1.

Человек — всеядное животное. У него почти нет естествен­ных орудий для убийства крупных животных, поэтому в про­цессе эволюции у него не развились те внутренние механизмы, которые тормозят агрессивные действия, которые, наоборот, появились у профессиональных плотоядных животных, предот­вращая взаимное их истребление. К. Лоренц считает, что тор­мозные механизмы, развитые у волка и других хищников, функционально аналогичны морали.Только в редких случаях они, в гневе, убивают друг друга2.

Проблема состоит в том, что объяснения К. Лоренца, поче­му у человека не появились тормозные механизмы, не всегда убедительны. Так, он утверждает, что один человек не мог бы­стро убивать других людей (до создания орудий), поэтому не было потребности в тормозных механизмах. Кроме того, жерт­ва могла просить пощады и принимать позу подчинения, бла­го, у нее для этого было достаточно времени. К. Лоренц счита­ет, что только со времени создания искусственных орудий вне­запно человек получил возможность быстро убивать себе по-

Ингибиторы агрессии — защитные механизмы - student2.ru ' Lorenz К., Op. cit., pp. 232-233. 3 Lorenz К., Op. cit., p233.

262

Альберт Налчаджян

Ингибиторы агрессии — защитные механизмы - student2.ru Ингибиторы агрессии — защитные механизмы - student2.ru Ингибиторы агрессии — защитные механизмы - student2.ru добных. Но, как мы уже сказали, человек всегда был агрессив­ным существом и мог убивать других людей и до этого перио­да своего развития. Индивидуальные различия по силе и лов­кости между людьми всегда были очень значительны. Особен­но плохо были защищены от своих агрессивных сородичей де­ти и женщины.

И все же, верно то, что создание орудий сразу же увеличи­ло возможности применения внутривидовой агрессии. Если бы в древйейшие времена был изобретен топор, люди бы полно­стью истребляли друг друга. С периода создания первых орудий и до наших дней человек никогда не был свободен от опасно­сти самоистребления. Специалисты по антропологии полагают, тем не менее, что неандертальцы, по—видимому, были пого­ловно истреблены кроманьонцами, которые считаются предка­ми современного человека1. Возможно, что кроманьонцы были более агрессивными и были лучше вооружены.

Возникла мораль,но одновременно росло желание убивать, появилось чувство безнаказанности. Человек спокойно убивает другого человека на расстоянии, когда не видит жертву и ее му­чения. Современные виды*оружия еще больше способствуют этому. Современный человек имеет огромный заряд агрессив­ности, которую не всегда имеет возможность разрядить безо­пасными путями, поэтому проблема его тормозных механизмов крайне актуальна.

Наши рекомендации