Ингибиторы агрессии — защитные механизмы
Агрессия имеет не только адаптивные, но и деструктивные последствия, и у некоторых животных, как мы видели в предыдущей главе, развились механизмы торможения внутривидовой агрессии. Нас здесь интересуют следующие аспекты этой проблемы: а) как обстоит дело с внутривидовой агрессией у человека? б) есть ли специальные тормозные механизмы для внут-риэтнической агрессии? — Дать исчерпывающие ответы на эти фундаментальные вопросы пока невозможно, но обсуждать их необходимо. Уже сейчас мы можем сказать, что если удастся обнаружить специальные тормозящие внутриэтническую агрессию механизмы, то они будут этнозашитными.
Рьюз М.Философия биологи. М., 1977; Карпинская Р. С, Никольский С.А.
Социобиология, с. 161-162 и др.; WilsonE. О.Sociobiology: The new synthesis. Cambridge (MA), Harvard University Press, 1975. Ruse, M.,Sociobiology: Sense or Nonsense?
Межэтническая и внутриэтническая агрессия
261
А. У каких животных нет ингибиторов агрессии?
В связи с обсуждением новой тематики некоторые повторения должны считаться простительными. Мы помним из предыдущей главы, что есть животные и птицы (волк, ворон и другие), которые могут одним ударом убивать сородича. Если бы не возникли в ходе эволюции механизмы, предотвращающие такие убийства, сейчас на земле таких животных не осталось бы. Именно у таких "хорошо вооруженных" наступательным оружием животных и развились, как очень убедительно показали этологи, тормозные механизмы.
Но есть и такие крупные животные, например шимпанзе, которые не могут быстро убивать друг друга. Кроме того, многие из них очень подвижны и при возникновении опасности быстро скрываются или удаляются из бпасной зоны. У таких животных перед внутривидовой агрессией не образовались защитные механизмы и они убивают друг друга. В условиях плена, например, в клетках, эти животные могут убивать друг друга долго и мучительно. Так поступают, например, голуби1.
Человек — всеядное животное. У него почти нет естественных орудий для убийства крупных животных, поэтому в процессе эволюции у него не развились те внутренние механизмы, которые тормозят агрессивные действия, которые, наоборот, появились у профессиональных плотоядных животных, предотвращая взаимное их истребление. К. Лоренц считает, что тормозные механизмы, развитые у волка и других хищников, функционально аналогичны морали.Только в редких случаях они, в гневе, убивают друг друга2.
Проблема состоит в том, что объяснения К. Лоренца, почему у человека не появились тормозные механизмы, не всегда убедительны. Так, он утверждает, что один человек не мог быстро убивать других людей (до создания орудий), поэтому не было потребности в тормозных механизмах. Кроме того, жертва могла просить пощады и принимать позу подчинения, благо, у нее для этого было достаточно времени. К. Лоренц считает, что только со времени создания искусственных орудий внезапно человек получил возможность быстро убивать себе по-
' Lorenz К., Op. cit., pp. 232-233. 3 Lorenz К., Op. cit., p233.
262
Альберт Налчаджян
добных. Но, как мы уже сказали, человек всегда был агрессивным существом и мог убивать других людей и до этого периода своего развития. Индивидуальные различия по силе и ловкости между людьми всегда были очень значительны. Особенно плохо были защищены от своих агрессивных сородичей дети и женщины.
И все же, верно то, что создание орудий сразу же увеличило возможности применения внутривидовой агрессии. Если бы в древйейшие времена был изобретен топор, люди бы полностью истребляли друг друга. С периода создания первых орудий и до наших дней человек никогда не был свободен от опасности самоистребления. Специалисты по антропологии полагают, тем не менее, что неандертальцы, по—видимому, были поголовно истреблены кроманьонцами, которые считаются предками современного человека1. Возможно, что кроманьонцы были более агрессивными и были лучше вооружены.
Возникла мораль,но одновременно росло желание убивать, появилось чувство безнаказанности. Человек спокойно убивает другого человека на расстоянии, когда не видит жертву и ее мучения. Современные виды*оружия еще больше способствуют этому. Современный человек имеет огромный заряд агрессивности, которую не всегда имеет возможность разрядить безопасными путями, поэтому проблема его тормозных механизмов крайне актуальна.