Агрессивные фантазии, сила агрессивности и межэтническая агрессия
Проблема выражения агрессивности и враждебных установок личности в фантазиях — достаточно обширная область исследований. Это обусловлено тем, что к области воображения и фантазии относятся такие явления, как дневные грезы ("сны наяву"), галлюцинации, ночные сновидения и другие психические процессы, преимущественно протекающие с участием различных психических образов — зрительных, слуховых, тактильных и других.
Вопрос, интересующий нас здесь, следующий: приводят ли агрессивные фантазии к уменьшению агрессивности, злости человека?Этот вопрос с помощью психологических опытов исследовал американский специалист С. Фишбек'. Он показал, что агрессивные фантазии уменьшают реальную, поведенческую агрессивность людей лишь в небольшой степени. "Фантазиче-ским поведением" (Fantasy behavior) он считал, например, создание рассказов об агрессивных действиях людей. Как показал этот психолог, когда людей подвергают фрустрации и позволяют затем писать рассказы об агрессивных действиях, у них уровень, т.е. интенсивность агрессивных действий несколько падает. Он показал также, что у людей, которых оскорбляют (ос-
Feshback S.The Drive-reducing Function of Fantasy Behavior. Journal of Abnormal and Social Psychology, 1955, 50, pp. 3-11; См. также: AronsonE., The Social Animal. (7 th ed.), New York, 1996, Ch. 6.
250_______________________________________ Альберт Налчаджян
корбление личности — разновидность фрустрации), агрессивность интенсивнее по сравнению с членами контрольной группы, которых никто не фрустрировал.
В целом агрессивные фантазии мало помогают, так как реальный фрустратор не получаст реального агрессивного ответа. Здесь было бы уместно обсуждать, например, вопрос о том, насколько эффективно христианское смирение перед агрессором и грешником, в частности, перед людьми другой религиозной веры, которые имеют сильнейшую тенденцию распространить и на других ее влияние. Однако это уже предмет другого исследования. В связи с установленным фактом небольшой эффективности агрессивных фантазий как средств уменьшения агрессивности человека, можно спросить: в таком случае какие функции имеют внутренние, чрезвычайно активные, длительные и эмоционально насыщенные психические процессы? Отметим следующие возможные функции агрессивных фантазий, ни в коей мере не претендуя на исчерпывающий ответ на данный сложный вопрос: а) агрессивные фантазии — это попытки ярче и полнее представить себе ту ситуацию фрустрации, в которой оказалась личность; б) это средство создания намерения отомстить и схемы тех действий, с помощью которых можно наказать фрустратора; в) это поиск замещающего объекта агрессии, если наказание подлинного фрустратора будет невозможно или очень трудно; г) это предвидение собственных действий и их возможных последствий. Именно в воображении впервые создаются новые способы выражения агрессии, словесные формулировки, наиболее оскорбительные для противника1.
Все это показывает, что фантазии служат не столько для замещающего удовлетворения агрессивных мотивов и уменьшения агрессии, сколько для организации будущих агрессивных действий и их целенаправленности. Поэтому и неудивительно, что агрессивные фантазии редко смягчают агрессивность человека, а иногда даже усиливают ее. Правда, логическая организация будущих агрессивных действий может уменьшить такие непосредственные эмоциональные реакции на воздействие
' Подробнее см.: НалчаджянА. А. Личность, психическая адаптация и творчество. Изд-во "Луис", Ереван, 1980, гл. 2, §6.
Межэтническая и внутриэтническая агрессия 251
фрустратора, как аффекты гнева и злости, и человек, как говорится, готовится действовать "с холодной головой", но это вовсе не значит, что его агрессивная мотивация теряет силу. Она становится более рациональной (и рационализированной, аргументированной) и поэтому способной к порождению более организованных и разрушительных агрессивных действий. Отсроченное удовлетворение агрессивных мотивов может породить хладнокровного садиста.
Какое отношение имеет все это к проблеме межэтнической агрессии? Проблема состоит в следующем: организаторы геноцида армян, греков и других народов в Османской империи и в "новой Турции" Кемаля Ататюрка, организаторы геноцида евреев в Германии и во всей Европе в годы Второй мировой войны, действовали именно так, как мы только что описали. Если бытовой расизм эмоционален, то государственный расизм значительно более рационален. Составляются тайные планы, они отрабатываются "специалистами" по организации массовых убийств, согласуются с различными ведомствами и органами власти. Создаются группы исполнителей, в частности — палачей и т.п. Идет также психологическая подготовка к широкомасштабным межэтническим агрессивным действиям, которую мы описали уже в этой главе.
Поэтому если в какой—либо стране, в литературе, научных трудах, во время дискуссий об этнических проблемах, в печати и т.п., развертываются агрессивные разговоры о какой—либо этнической группе, о ее "недостатках", "неблагодарности" и т.п., то все это является подготовкой к более решительным агрессивным действиям, в том числе к физическому насилию.
§ 7.8. Другие условия усиления межэтнической агрессии
А. Роль вознаграждения
Как и все другие формы поведения индивидов и групп, этническая агрессия тоже подчиняется психологическим закономерностям научения. Из теории научения известно, что положительное подкреплениеповедения является одним из основных механизмов приобретения и закрепления в памяти различных действий, образования навыков. Следовательно, агрессив-
252
Альберт Налчаджян
ные действия тоже успешно приобретаются тогда, когда позитивно подкрепляются, т.е. вознаграждаются. Подкрепление действий осуществляется двояко: а) успешные агрессивные действия поддерживаются своими собственными положительными результатами. В этом случае претензии агрессора все больше и больше увеличиваются; б) агрессивные действия вознаграждаются другими людьми, обладающими особой разновидностью власти — властью вознаграждения. Например, когда человек за успешные агрессивные действия против вражеского этноса получает государственную награду, то в психологическом смысле это есть поощрение его агрессивного поведения.
Мы сказали, что благодаря получению вознаграждений постепенно уровень притязаний агрессора повышается, и «менно в сфере агрессивного поведения.Но это явление, во избежание недоразумений и для большей точности, следует обсуждать в двух плоскостях: межэтнической и внутриэтнической.
Вознаграждение межэтнической агрессии в тот период, когда между этническими группами налицо острый конфликт, действительно может повысить уровень притязаний агрессора. Как в группах несовершеннолетних преступников самые жестокие подростки имеют самый высокий престиж и влияние из—за своих успешных агрессивных действий, точно так же успешные участники межэтнических конфликтов и войн достигают более высоких статусов, чем пацифисты. Другой пример: в концлагерях фашистской Германии служащих вознаграждали за убийство как можно большего числа жертв и они на этой почве даже соперничали между собой.
Но другое дело агрессия внутриэтническая. Она обычно поощряется только в субкультурах преступных групп, да и то не всегда. Эта разновидность агрессии наказывается и подвергается моральному осуждению. Поэтому здесь большие претензии не всегда уместны. Все же надо иметь в виду, что есть криминальные авторитеты,которые во многом благодаря своей жестокости и беспощадности достигли таких позиций.
Когда межэтническая агрессивность поощряется, поднимается общий уровень агрессивности всего этноса.Увеличивается вероятность совершения групповых агрессивных действий против другого этноса, поскольку все больше людей обладает психологической готовностью перейти от враждебности к агрессии.
Межэтническая и внутриэтническая агрессия 253
Б. Когнитивный диссонанс и усиление этнической агрессии
Исследования показали, что нанесение вреда другому лицу усиливает враждебные чувства агрессора к своей жертве,вследствие чего от него следует ждать новых, еще более интенсивных и разрушительных агрессивных действий. К этому выводу на основе экспериментов пришел, в частности, М. Кан1. Этот установленный факт помогает понять, каким образом фрустри-руются садисты, в том числе сексуальные: безнаказанность способствует все большему усилению их враждебности к жертвам и они совершают все новые преступления. Здесь можно заметить интересное явление: постепенно у таких индивидов создается представление, образ обобщенной жертвы (или обобщенный образ жертвы, что то же самое). Одни из них убивают только молодых женщин определенной внешности (например, белокурых), другие — только мальчиков и т.п.
Вывод М. Кана, Л. Берковича и других исследователей противоречит психоаналитической концепции, согласно которой подавление агрессивных желаний смягчает их. То же самое они утверждают о подавлении сексуальных желаний. Оказалось, что это неверно, во всяком случае — во многих случаях. Чем больше человек действует агрессивно, тем больше усиливается его тенденция и в дальнейшем действовать агрессивно, и это наблюдается достаточно часто.
А Э. Аронсон, со своей стороны, отмечает, что такого результата следовало ожидать исходя из теории когнитивного диссонанса:когда человек высказывает агрессивные суждения или совершает агрессивные действия, то он переживает диссонанс и его поведение требует от него дополнительного оправдания. Осуществляя подобное самооправдание, индивид пользуется Двумя сериями аргументов:с помощью одной он подчеркивает отрицательные качества объекта агрессии, другая же используется для дискредитации его положительных черт. Вследствие этого ненависть к жертве еще больше усиливается.Люди, которые получают удовольствие от собственных агрессивных дейст-
Kahn M.,The physiology of catarsis. "Journal of Personality and Social Psychology", 1966, 3, pp. 278-298; См. также: Berkowitz L., Green J. and Macauley J.,Hostility catarsis as the reduction of emotional tension"Psychology", 1962, 25, pp. 23-31."
254______________________________________________ Альберт Налчаджян
вий (т.е. садисты) охотно включаются в такого рода затяжную активность. Этим путем они самоутверждаются. Возможно, что учет этой закономерности — один из путей понимания психологии диктаторов с садистическими чертами.
Здесь можно отметить одно важное явление, более глубокое исследование которого позволит лучше понять внутрипсихиче-ские аспекты человеческой активности. Речь идет о следующем: самооправдывающие аргументы и дискредитация жертвы, представляющие собой разновидности рационализации, усиливают агрессивность человека. Иначе говоря, механизм рационализации как бы приходит на подмогу механизму агрессии, сочетается с ним, образуя адаптивный комплекс. Как нетрудно догадаться, такой комплекс характерен для садистов и некоторых этносов с садистическими чертами. По—видимому, наличие или отсутствие данного комплекса может служить одним из критериев классификации этносов и наций.