Анонимность и межэтническая агрессия
Анонимность— это то положение личности, когда она осознает, что в данном социальном мире ее никто не знает, что она не занимает никакого социального статуса. А раз так, то человек чувствует себя в значительной мере вне контроля об-
Межэтническая и внутриэтническая агрессия
247
шества и его референтных групп. До определенной степени аномии люди доходят в составе больших толп, вследствие чего их поведение становится раскованным, свободным от многих норм, примитивным и импульсивным. Об этом писал еще Г. Лебон'.
Анонимность и тесно связанная с ней деиндивидуализация (лишение многих индивидуальных личностных черт) создают условия для усиления агрессивности человека, хотя нередко в подобном состоянии усиливаются и такие положительные аспекты и способности личности, которые до этого были подавлены. Эти явления в последние десятилетия стали предметом исследования в социальной психологии. Здесь нас особенно интересует одно исследование, проведенное еще в 70—е годы Р. Уотсоном2. Этого психолога интересовало следующее явление: есть общества и государства, мужчины которых, готовясь к бою с врагом, надевают маски или красят свое лицо так, чтобы стать неузнаваемыми. Но есть и много таких этнических сообществ и государств, в которых нет такой традиции. Возникает вопрос: воины каких стран или обществ более агрессивны во время боев — те, кто надевает маску, или же те, кто идет в бой с открытым лицом. Считается (и это действительно так), что маска создает состояние анонимности: человека в маске почти невозможно узнать, он скрывает важную часть своего "я".
Чтобы получить ответ на поставленный выше вопрос, собрали сведения о 23 разных культурах (т.е. этнических сообществах). Полученные данные буквально "ошеломили" исследователя. В 12 из 15 обществ ("культур"), в которых солдаты меняют свою внешность, уровень агрессивности очень высокий. Эти воины крайне беспощадны, они подвергают своих врагов пыткам, убивают и уродуют их тела. В то же время из тех 8 обществ, воины которых не скрывают свое лицо, только в одном обнаружили высокий уровень агрессивности. Результаты исследования представлены в виде таблицы. (См. ниже).
Результаты эти весьма интересны и, надо полагать, действительно обусловлены анонимностью. Но, как мы видели, есть и
' ЛебонГ. Психология народов и масс. СПбБ 1896, МосковичиС. Век толп. М.,
1998.
Zimbardo P.G. Psychology and Life, llth ed., Glenview and London, 1985, pp. 614-617; Смелзер Н.Социология. Москва, "Феникс", 1994, с. 207-209.
248
Альберт Налчаджян
исключения. Почему в 3-х обществах из 15—и, в которых воины маскируют свое лицо, тем не менее уровень агрессивности невысокий? Или почему в одном обществе из восьми, в которых солдаты сражаются с открытыми лицами, все же уровень агрессивности высокий? На эти вопросы пока нет ответов, ни ясно одно: существуют какие—то другие факторы, которые тоже делают людей крайне агрессивными. Во всяком случае факты налицо: представители многих этносов при встрече с представителями других народов проявляют очень высокие уровни агрессивности и беспощадности и без ношения масок.
Таблица.Межкультурное исследование связи между анонимностью и агрессивностью
Неоткрытое лицо | Открытое лицо | Всего | |
Сильная агрессивность | |||
Слабая агрессивность | |||
Всего |
(Приводится по работе: Watson, R. J. J.,Investigation into de-individuation using a cross-cultural survey technique. — "Journal of Personality and Social Psychology", 1973, 25, pp. 342-345; См. : Zimbardo,P. G., op. cit, pp. 614-617).
Деиндивидуация,т.е. лишение индивидуальных неповторимых черт и превращение в стандартного члена определенной категории, является одним из следствий анонимности человека. Например, когда многих молодых парней берут в армию, полностью удаляют волосы и одевают в одинаковую форму, они в определенной мере оказываются одинаковыми, анонимными и деиндивидуализированньши. В тюрьмах присваивают номера, что еще больше усиливает анонимность и склонность к агрессивности.
В каждом обществе есть определенное число анонимных и деиндивидуализированных людей вне армии, тюрем и других закрытых учреждений. Эти люди лишены социальных вознаграждений и готовы совершить отклоняющиеся от норм деРст-
Межэтническая и внутриэтническая агрессия
249
вия, в том числе агрессивные преступления. Таким путем они компенсируют свою анонимность и лишения (депривацию), особенно удаленность от рычагов власти. Часть этих людей — преступники. Подобные люди и их группы становятся особенно активными в периоды быстрых социальных перемен и революций. Иногда они добиваются власти над большими группами людей. Примеров очень много, начиная от Великой Французской революции, Октябрьской революции в России и до наших дней, особенно в годы развала СССР. Целые толпы прежде неизвестных и фрустрированных людей, выскочек и маргиналов, рвались к власти и богатству. Кое—где они достигли своих целей.