В. Почему возникли ингибиторы?
Конрад Лоренц полагает, что возникновение ингибиторов агрессии связано с возникновением особых орудий борьбы (лучше сказать: орудий нападения): клыков, клювов, когтей и т.п., используя которые животные одного вида могли бы уничтожить друг друга. У животных, обладающих такими орудиями уничтожения, ингибиторы особенно развиты и эффективны. Между тем у шимпанзе, голубей и других животных, которым трудно уничтожить друг друга, ингибиторы агрессии менее эффективны.
Человек принадлежит к этой второй группе, так как он не обладает очень опасными естественными орудиями борьбы.Вследствие этого в процессе биологической эволюции у человека не возникли и не развились достаточно эффективные успокаивающие жесты. Исходя из этого этологи считают главной опасностью для человечества то, что этот вид (этот "голубь") изобрел оружие массового уничтожения, для запрещения которого не имеет эффективных средств.
Г. Дезингибиторы
Дезингибитораминазывают такие механизмы, которые устраняют влияние ингибиторов. У животных дезингибиторами агрессии являются, например, новые попытки жертвы продолжать борьбу. Если волк, уже побежденный и лежащий на спине, пытается встать и продолжать борьбу, победитель сразу же совершает новые и резкие агрессивные действия, заставляя вернуться к позе подчинения. Иначе жертва будет разорвана, что, кстати, редко бывает. Это значит, что действия жертвы, свидетельств1 ю-
Внутривидовая и межвидовая агрессия
227
шие о желании продолжать борьбу, являются дезингибиторами: они устраняют воздействие ингибитора — позы подчинения.
В жизни человека дезингибитором механизмов торможения агрессии является наблюдение сцен агрессии и насилия над людьми и даже животными и вандализма по отношению к неодушевленным предметам, совершаемых другими людьми. Когда человек наблюдает такие сцены, у него агрессивность усиливается. Почему? Такой результат может быть следствием активизации агрессивного влечения, которое потенциально есть у всех. Кроме того, восприятие агрессии, за которое действующее лицо не наказывается, снимает действие многих тормозных механизмов, показывая наблюдателю дозволенность насилия.Это расторможениеагрессии.
Оба описанных случая — усиление агрессивного влечения и расторможение — общие явления, но они не у всех происходят одновременно. Легко видеть, что после наблюдения сцен насилия не все становятся в одинаковой степени агрессивными.Определенная часть зрителей отличается особо интенсивной агрессивностью. Поэтому мы можем сказать, что у них до просмотра фильма или уличной сцены уже имелась в душе сильная агрессивность, которую они тормозили, но теперь эти тормоза, эти ингибиторы сняты. Ингибитором же мог быть страх перед социальными отрицательными санкциями (наказаниями). По—видимому, значительная часть враждебности и агрессивных действий, возникающих после наблюдения сцен насилия в реальной жизни или на сцене, является дезингибиторной агрессией, т.е. результатом расторможения организма, подверженного воздействию ингибитора. А агрессивный организм неразличим от дезингибированного агрессивного организма.
Здесь уместно задать следующий вопрос: существуют ли ингибиторы других инстинктивных действий? Например, ингибиторы сексуального поведения, ингибиторы эмпатии и помощи? Эти важные проблемы, насколько нам известно, пока не стали предметом серьезных исследований, хотя некоторые результаты уже получены, например, в области "психологии оказания помощи"1.
См.: Latane В. and Darley J.The unresponsive bystander: Why doesn't he help? New York: Appleton-Century-Grofts, 1970; О современном состоянии этой проблемы см.: Deaux К., F. С. Dane, L. S. Wrightsman.Social Psychology in the ^0s. 6th ed., Brooks/Cole, Pacific Grove (CA): 1993.
228
Альберт Налчаджян
§6.6. У каких животньрс не развились механизмы, предотвращающие агрессию?
Есть в мире животные и птицы, которые так хорошо снабжены орудиями нападения, что могли бы одним ударом убить своего сородича. Именно у этих животных в первую очередь образовались тормозные механизмы. Если бы не они, то данные виды давно исчезли бы с лица земли.
Но есть и такие физически сильные и большие животные, например шимпанзе, которые не могут сразу убить друг друга. Кроме того, многие из них очень подвижны и при возникновении опасности быстро удаляются. У таких животных против внутривидовой агрессии не развились тормозные механизмы (ингибиторы). Такие животные, следовательно, убивают друг друга. В условиях плена, когда жертва не имеет возможности уйти, ее могут умертвить мучительно и медленно. Даже символ мира, голубь, может подвергнуть мучительному умертвлению другую такую же птицу, причем у нее при этом не наблюдается действие каких—то внутренних тормозов1.
Человек - всеядное животное. У него нет естественных орудий для убийства больших животных, поэтому в ходе эволюции у него не развились те внутренние механизмы, которые тормозят агрессивные действия "профессиональных" плотоядных, не давая им возможности злоупотреблять своей способностью убийцы для уничтожения представителей своего вида. Обсуждая вопрос о том, что тормозными механизмами наделены волки и другие хищники, К. Лоренц высказывает очень интересную и, как мы полагаем, еще не до конца понятую другими специалистами, идею: тормозные механизмы таких животных функционально аналогичны морали.Только в редких случаях, в гневе, эти животные убивают друг друга. (Там же, с. 233).
Объяснения К. Лоренца, касающиеся того, почему у человека не развились тормозящие агрессию механизмы, конечно, не всегда убедительны. Так, он утверждает, что поскольку один человек не может быстро убивать другого (если нет оружия), не было необходимости в тормозных механизмах. Кроме того, жертва могла просить пощады и принимать позы, символизи-
1 См.: Lorenz К., Op. cit., pp. 232-233.
Внутривидовая и межвидовая агрессия
229
рующие подчинение: у нее для этого было достаточно времени. И ученый полагает, будто только с созданием искусственных орудий внезапно человек получил возможность быстро убивать другого. Но ведь это же не так! И до создания орудий и оружия человек был агрессивен: просто необработанными камнями или ударом могучего кулака можно было убивать, тем более детей и женшин.
Тем не менее, получив в свои руки оружие, этот наш предок—"голубь" превратился в ворона. Если бы в те времена был создан топор, люди бы полностью истребляли друг друга. Со времен создания первых орудий и до настоящего времени человечество никогда не было свободно от опасности самоуничтожения. Возникла мораль, но одновременно росло желание убивать других. Росло также чувство безнаказанности. Тем более спокойно убивают друг друга люди на расстоянии, когда жертвы не видны. Огнестрельное оружие еще более способствует этому, не говоря о новейших видах оружия массового поражения, когда простым нажатием кнопки можно уничтожить тысячи и сотни тысяч людей.
К. Лоренц везде, обсуждая проблему человеческой агрессии, имеет в виду физическую ее разновидность. Но при дальнейшем углубленном исследовании данной проблематики следует учесть существование и более "мягких" форм агрессии — клеветы, распространения слухов, несправедливой критики и т.п., с помощью которых тоже люди медленно и садистически убивают друг друга.
Современный человек страдает от недостаточной разрядки своей агрессивности. К. Лоренц не принимает фрейдовскую идею существования инстинкта смерти (танатоса), считая, что человеческая агрессивность, которая прежде была необходима для сохранения вида, в настоящее время злоупотребляется, поскольку у человека так и не возникли тормозные механизмы. Для иллюстрации своих идей К. Лоренц приводит результаты исследования Сиднеем Марголиным поведения представителей одного индейского племени. Результаты эти очень интересны и достойны того, чтобы рассмотреть их здесь.
230
Альберт Налчад.жян
§ 6.7. Наследственна ли сверхагрессивность?
С. Марголин исследовал воинственное индейское племя Ута. Эти жители североамериканских прерий до появления белых вели непрерывные войны против других племен. В племени произошел отбор агрессивных индивидов, вследствие чего оно стало сверхагрессивным.С. Марголин считает, что такая агрессивность может унаследоваться биологически, и К. Лоренц соглашается с такой возможностью. Известно, что с помощью целенаправленной селекции домашние животные могут меняться за более короткое время.
Однако в настоящее время данное племя живет в совершенно других условиях, условия воспитания новых поколений другие, но у его представителей сохранились та же агрессивность и тс же патологические черты, которые были у их предков. Причем эти патологические черты, появившиеся вследствие невозможности разрядки агрессии, сходны у разных племен, живущих в прериях1.
Подобные факты сразу же подсказывают нам мысль о том, что те этнические группы, которые были кочевниками и жили за счет разбоя, формировались в результате отбора наиболее агрессивных индивидов, следовательно их сверхагрессивность имеет генетический характер. Для понимания этногенеза тюркских и других народов, данный подход может быть весьма плодотворным.
Исследование показало, что в племени ута больше невротиков, чем в других этнических и социальных группах. Как мы уже сказали, С. Марголин считает, что причина этого — невозможность свободной разрядки агрессивности. Нападения на представителей других племен и их убийство считаются в порядке вещей. Но агрессивность к членам своего племени — редкое явление: существует строжайшее табу, запрещающее убийство сородичей. Каждый, кто совершает убийство члена своего племени, должен совершить самоубийство.Был даже случай, когда ута, служащий полицейским, защищаясь, убил другого ута и был вынужден совершить самоубийство2.
' Лоренц К. Указ. соч., с. 236.
- Лоренц К. Указ. соч., с. 236-237.
Внутривидовая и межвидовая агрессия
231
§ 6.8. Агрессивность и подверженность несчастным
случаям
Вопрос, который мы здесь рассмотрим, возможно, откроет дорогу для исследования определенных этнопсихологических аспектов так называемой виктимологии,науки о жертвах преступлений. По нашему разумению, эта наука находится на границе между юриспруденцией и психологией, но, как и почти все остальные проблемы, касающиеся человека и межличностных отношений, она имеет свои этнопсихологические аспекты.
Речь идет о следующем: С. Марголин обнаружил, что члены племени Ута чаще подвержены несчастным случаям, чем представители других племен. Он доказал, что эта склонность попасть в происшествия, стать жертвой несчастных случаев, является следствием подавленной агрессии. Члены племени Ута создают значительно больше автоаварийных ситуаций, чем представители других человеческих групп.
Подхватив данные факты, К. Лоренц привел, в подтверждение выводов С. Марголина, ряд дополнительных аргументов: когда сердитый человек ведет машину, у него появляется сильная склонность к саморазрушающему поведению. В таких случаях, считает К. Лоренц, даже уместно сказать о наличии у этих людей "желания смерти"'.
Можно поставить и более широкую проблему о связи само-виктимизации с подавленной агрессивностью.Развитие этого направления может привести к созданию очень интересной области науки — психологической виктимологии.Фактически у таких людей суицидальные склонности сочетаются со склонностью убивать других. В более мягких случаях речь идет о сочетании склонностей стать жертвой и других превращать в жертву. Эти две сильные тенденции у сверхагрессивных людей сосуществуют, что делает их социально опасными.
Вообще быстрое развитие науки и технической культуры приводит к тому, что возникшие в ходе эволюции адаптивные механизмы выходят из строя. Функция морали - восстановить потерянное равновесие между инстинктами и требованиями социальной жизни.
' Лоренц К. Указ. соч., с. 237.
232
Альберт Налчаджян
Литература
1. Бэрон Р., РичардсонД. Агрессия. "Питер", Санкт-Петербург идр.,
1997.
2. Хайнд Р.,Поведение животных. М., "Мир", 1975.
3. Тинберген Н.Поведение животных. М., "мир", 1985.
4. Deaux. К., F. С. Dane, L. S. Wrightsman.Social Psychology in the 90s.
6th ed., Broks/Cole, Pacific Grove (CA):1993.
5. Latane B. and Darley J.,The unresponsive bystander: Why doesn't he
help? New York: Appleton-Century-Grofts, 1970.
6. Lorenz K.On Aggression. 4th printing, Harcourt, Brace and World.New
York,1967.
I
Межэтническая и внутриэтническая агрессия
233
Глава 7. Межэтническая и внутриэтническая агрессия
О |
бщее представление о психологических особенностях агрессии и агрессивности мы уже имеем из предыдущих глав. Здесь и в следующей главе подробно рассмотрим межэтническую и внутриэтническую агрессию и их преобразования, предлагая целый ряд новых гипотез и концепций. Но чтобы сделать это, нам необходимо чуть подробнее рассмотреть явление замещения агрессии,т.е. переноса агрессии с одного объекта на другой. Это универсальный психический процесс, имеющий место в жизни каждого человека, каждый день и многократно. Это, конечно, вовсе не значит, что в данном процессе все ясно и понятно: и тут еще налицо много загадок, тем более, что процессы, о которых, вместе с их результатами, будет идти речь, преимущественно подсознательны и о них трудно получить достоверные данные.
Замещающие формы агрессии
Когда прямые агрессивные действия против подлинного фрустратора, т.е. враждебного объекта, сдерживаются из—за чувства вины или страха, внутренний мотив совершения таких действий не исчезает.
Чаще всего человек не отказывается совершить агрессивные действия, а переносит эти действия на другие объекты. Происходит то, что называют замещением агрессии.Исследования показали, что замещение агрессии нередко принимает вид поиска "козла отпущения", причем данное явление имеет несколько разновидностей, которые довольно подробно описаны в психологической и социологической литературе, а также в настоящей книге.
1) Направление агрессии против членов других социальных групп.Когда человека фрустрируют члены своей эталонной или референтной группы, он, особенно в ответственных социальных ситуациях, осознавая, что ответные действия могут разрушить сплоченность группы, начинает поиск других объектов. В таких случаях хороший "козел отпущения" мог бы привлечь к
234_______________________________________ Альберт Налчаджян
себе его агрессию, способствуя подавлению агрессивных действий против своей группы. Группа для человека является средством удовлетворения разнообразных потребностей (в работе, средствах существования, безопасности и т.п.) и многие стараются сохранить с ней нормальные отношения.
2) Преобразование агрессии в косвенные и мягкие формы.Да
же когда фрустрированный в группе человек находит удобный
невинный объект и замещает значительную часть своей агрес
сии, все же не освобокдается полностью от своей враждебнос
ти, направленной на других членов группы. Враждебные чувст
ва остаются. Каждый случай лишения каких—то ценностей,
требование вести себя конформно, критика и другие неприят
ные действия членов группы вызывают в психике состояние
враждебности и тенденцию к совершению агрессивных дейст
вий. Значительная часть возникающей враждебности выража
ется в форме язвительности или поддразниваний, сочетаемых с
чувствами товарищества, близости и т.п. Итак, в подобных слу
чаях объект агрессии не меняется, но она преобразуется в бо
лее мягкие, в значительной мере вербальные формы.
Такое преобразование грубой агрессии в более мягкие словесные формы шуток, язвительных выражений и т.п. можно считать первым шагом к сублимации агрессии.Правда, это еще очень низкий уровень сублимации, которая может быть обратимой: человек легко может перейти от агрессивных словесных выражений к конкретным физическим действиям, если будут устранены психологические и иные барьеры на этом пути. Происходит то, что мы однажды назвали антисублимацией'.
Итак, если солидарность внутри группы велика, то агрессия здесь принимает более мягкие словесные и невербальные формы, но возвращается к своим грубым физическим формам, когда направляется на членов других групп.
3) Чем определяется выбор "козлов отпущения"?Какие фак
торы тут являются главными? Исследования показали, что на
выбор "козлов отпущения" влияют следующие факторы: а)
сходство с истинным фрустратором: чем значительнее это сход
ство, тем больше вероятность того, что именно данньгй объект
1 См.: НалчаджянА. А.Личность, психическая адаптация и творчество, с. 158-184.
Межэтническая и внутриэтническая агрессия 235
станет жертвой агрессии; б) осознание того, что "козел отпущения" действительно играл некоторую роль в том, что человек оказался в состоянии фрустрации; например, если подлинный фрустратор — сильный человек, то агрессии может подвергаться более слабый человек, который помог ему, т.е. играл второстепенную роль. С ним начинают обращаться так, как будто он является настоящим фрустратором. Это явление очень часто наблюдается в межэтнических отношениях, например, в виде взятия заложников; в) на выбор влияет также оценка возможности "козла отпущения" к возмездию. Выбираются неспособные на месть люди или такие, с которыми новые встречи маловероятны. Часто такими объектами оказываются члены национальных меньшинств1.
Исследование американских психологов Г. Олпорта, Беттел-хейма и Яновица показали, что люди с нисходящей карьерой (с отрицательной социальной мобильностью) проявляют более интенсивную враждебность и предубежденность к национальным меньшинствам, чем те, кто делает успешную карьеру2. Вообще во времена социально-экономических трудностей и кризисов враждебность к "чужакам", национализм и шовинизм усиливаются, принимая порой разрушительные формы. Усиление названных социально—психологических явлений можно считать индикатором глубокого недовольства, фрустрирован-ности основной массы людей.