Б. Критерии провала этнозащиты
Имея в виду основные цели этнопсихологической защиты, мы теперь можем более четко определить, в каких случаях эт-нозащита оказалась успешной, а в каких - неудачной (провальной) или полууспешной. ]) Если начать с вопроса о религии как этнодифференцирующем признаке, то во всех случаях, когда этнос вынужден, с целью выжить, отказаться от своей традиционной (и, может быть, национальной) религии и принять другую, имеет место провал этнозащиты. Такой результат означает, что этнос не сумел защитить свою самость, этнич-ность и идеологию. Насильственное изменение вероисповедания — крайний случай неудачной этнозащиты. Правда, иногда индивид и группа, чтобы выжить, принимают новую веру, но это уже начало нового этапа адаптации и нет сомнения, что по сформулированным выше критериям психологическая этноза-щита завершилась провалом. 2) При более широком подходе отказ от национальной идеологииили серьезный отход от нее -свидетельство провала этнической самозащиты. Это отказ от идеи самобытности своего народа, его основных ценностей и культуры. 3) В общем виде можно сказать, что каждый новый шаг в сторону полной ассимиляции индивида (как этнофора) и этнической группы следует считать неудачей в этнозащите. Удачная ассимиляция равноценна провалу этнической самозашиты.Поскольку ассимиляция — сложный процесс, мы можем выделить ряд частных "моментов" неудачной или провальной этнозащиты: а) заключение брака с представителем другого этноса.Здесь следует различать два случая: а,) брак с представителем другого этноса с одинаковым (со своим этносом) статусом в полиэтническом обществе. Это горизонтальная экзогамияи представляет меньшую опасность; а2) брак с представителем
господствующего этноса уже намного опаснее, поскольку это этнически неравный брак,"вертикальная экзогамия": в таком браке процесс ассимиляции представителя нижестоящего этноса ускоряется. Смешанные браки особенно опасны, когда их
Дополнительные вопросы этнической самозащиты
213
заключают влиятельные национальные лидеры. Приведем исторический пример, в истолковании которого с нами могут не соглашаться: царь России Николай II был женат на немке и не верил, что его "кузен" Вильгельм, кайзер Германии, начнет войну против России. Такая вера привела к самоуспокоенности и серьезным поражениям в войне. Есть и другие, современные примеры, тоже чреватые отрицательными последствиями не столько для этих маргинальных людей, сколько для тех этносов, во главе которых они стоят; б) отказ от своей национальности.Встречаются случаи, когда люди скрывают свою национальную принадлежность, поскольку им стыдно за. свое этническое и расовое происхождение. Эти случаи принадлежат к числу провалов этнической самозашиты. Не секрет, что мнЪгие представители национальных меньшинств в таких странах, как США, Россия и другие, скрывают свою национальность: во время опросов, при получении паспорта и других случаях, когда этническая идентификация требуется для решения каких—либо практических задач, они называют другую идентификацию. Такое практическое выражение отчуждения от своего этноса, если оно не связано с угрозой для жизни, нам представляется признаком провала этнозащиты индивида. Подобные случаи отказа от своей национальной принадлежности (как и последующий возврат к ней), наблюдаются, например, у иммигрантов. Такие случаи были с конца 80—х годов в Армении, где несколько армян, имевших жен еврейской национальности, эмигрировали в Израиль в качестве евреев. Хорошо это или плохо, в политическом отношении и для их дальнейшей жизни — другой вопрос, но что каждый такой случай — крупный провал в этнозащите на индивидуальном и семейном Уровнях - тут нет никакого сомнения. У таких людей этнический блок я—концепции не выдержал давления стрессоров и Фрустраторов (большей частью — бытовых): соблазны новой жизни разрушили этот защитно—адаптивный комплекс. Такие люди уже были маргиналами (скрытыми), но теперь они решили ускорить свою ассимиляцию, принимая такое кардинальное Решение, как полное изменение этничности. По своим психологическим последствиям такая конверсия может быть эффективнее изменения пола путем операции.
214 Альберт Налчаджян
Отметим, что проблема провала этнозащиты непосредственно связана с вопросами этнопсихопатологии и этнопсихиат-рии, некоторые из которых мы намерены обсудить вдругой работе.