Б. Критерии провала этнозащиты

Имея в виду основные цели этнопсихологической защиты, мы теперь можем более четко определить, в каких случаях эт-нозащита оказалась успешной, а в каких - неудачной (про­вальной) или полууспешной. ]) Если начать с вопроса о рели­гии как этнодифференцирующем признаке, то во всех случаях, когда этнос вынужден, с целью выжить, отказаться от своей традиционной (и, может быть, национальной) религии и при­нять другую, имеет место провал этнозащиты. Такой результат означает, что этнос не сумел защитить свою самость, этнич-ность и идеологию. Насильственное изменение вероисповеда­ния — крайний случай неудачной этнозащиты. Правда, иногда индивид и группа, чтобы выжить, принимают новую веру, но это уже начало нового этапа адаптации и нет сомнения, что по сформулированным выше критериям психологическая этноза-щита завершилась провалом. 2) При более широком подходе отказ от национальной идеологииили серьезный отход от нее -свидетельство провала этнической самозащиты. Это отказ от идеи самобытности своего народа, его основных ценностей и культуры. 3) В общем виде можно сказать, что каждый новый шаг в сторону полной ассимиляции индивида (как этнофора) и этнической группы следует считать неудачей в этнозащите. Удачная ассимиляция равноценна провалу этнической самозаши­ты.Поскольку ассимиляция — сложный процесс, мы можем выделить ряд частных "моментов" неудачной или провальной этнозащиты: а) заключение брака с представителем другого этно­са.Здесь следует различать два случая: а,) брак с представите­лем другого этноса с одинаковым (со своим этносом) статусом в полиэтническом обществе. Это горизонтальная экзогамияи представляет меньшую опасность; а2) брак с представителем

господствующего этноса уже намного опаснее, поскольку это этнически неравный брак,"вертикальная экзогамия": в таком браке процесс ассимиляции представителя нижестоящего этно­са ускоряется. Смешанные браки особенно опасны, когда их

Дополнительные вопросы этнической самозащиты

213

Б. Критерии провала этнозащиты - student2.ru заключают влиятельные национальные лидеры. Приведем ис­торический пример, в истолковании которого с нами могут не соглашаться: царь России Николай II был женат на немке и не верил, что его "кузен" Вильгельм, кайзер Германии, начнет войну против России. Такая вера привела к самоуспокоеннос­ти и серьезным поражениям в войне. Есть и другие, современ­ные примеры, тоже чреватые отрицательными последствиями не столько для этих маргинальных людей, сколько для тех эт­носов, во главе которых они стоят; б) отказ от своей националь­ности.Встречаются случаи, когда люди скрывают свою нацио­нальную принадлежность, поскольку им стыдно за. свое этни­ческое и расовое происхождение. Эти случаи принадлежат к числу провалов этнической самозашиты. Не секрет, что мнЪгие представители национальных меньшинств в таких странах, как США, Россия и другие, скрывают свою национальность: во время опросов, при получении паспорта и других случаях, ког­да этническая идентификация требуется для решения ка­ких—либо практических задач, они называют другую иденти­фикацию. Такое практическое выражение отчуждения от свое­го этноса, если оно не связано с угрозой для жизни, нам пред­ставляется признаком провала этнозащиты индивида. Подоб­ные случаи отказа от своей национальной принадлежности (как и последующий возврат к ней), наблюдаются, например, у иммигрантов. Такие случаи были с конца 80—х годов в Арме­нии, где несколько армян, имевших жен еврейской националь­ности, эмигрировали в Израиль в качестве евреев. Хорошо это или плохо, в политическом отношении и для их дальнейшей жизни — другой вопрос, но что каждый такой случай — круп­ный провал в этнозащите на индивидуальном и семейном Уровнях - тут нет никакого сомнения. У таких людей этничес­кий блок я—концепции не выдержал давления стрессоров и Фрустраторов (большей частью — бытовых): соблазны новой жизни разрушили этот защитно—адаптивный комплекс. Такие люди уже были маргиналами (скрытыми), но теперь они реши­ли ускорить свою ассимиляцию, принимая такое кардинальное Решение, как полное изменение этничности. По своим психо­логическим последствиям такая конверсия может быть эффек­тивнее изменения пола путем операции.




214 Альберт Налчаджян

Б. Критерии провала этнозащиты - student2.ru Отметим, что проблема провала этнозащиты непосредствен­но связана с вопросами этнопсихопатологии и этнопсихиат-рии, некоторые из которых мы намерены обсудить вдругой работе.

Наши рекомендации