Б. Стиль этнозащиты: контуры новой концепции
Постановка проблемы о различиях ответов различных этносов на сходные ситуации приводит нас к проблеме этнического стиля поведения. Но мы здесь будем говорить не об этническом стиле вообще, а о стиле этнозащиты.Это более узкая проблема, чем проблема этнического стиля вообще, о которой писали другие авторы (например, А. П. Ройс), но совершенно новая и очень важная.
Защитные процессы индивидов и групп, как мы подробно показали в другой нашей работе1 и в предыдущих главах настоящей книги, осуществляются с помощью защитных механизмов (вытеснения, проекции, рационализации, регрессии, атрибуции, агрессии и т.п.), их комплексов, т.е. устойчивых сочетаний, и защитно-адаптивных стратегий.
Стиль этнической самозащиты— это возможность выбора определенных защитных механизмов, комплексов и стратегий. Поскольку таких механизмов и их комплексов, а также адаптивных стратегий несколько, то возможности выбора существуют почти всегда. И люди, и группы действительно совершают выбор. Это, во—первых, выбор стиля всей этнической группой,во-вторых — отдельными индивидами—этнофорами. Во избе-1 жание недоразумений следует уточнить: выбор стиля поведения и мышления, осуществляемый индивидом, тоже может быть этническим выбором, а не просто социально—психологическим. Поведение индивида может быть этническим или иметь
' НалчаджянА. А.Социально-психическая адаптация личности, гл. 2-3.
Дополнительные вопросы этнической самозащиты
211
этнический стиль, будучи одновременно социальным или даже общечеловеческим.
Стиль этнической самозащиты, будь то на индивидуальном или групповом уровне, выражается также (как и стиль вообще) в стереотипах и символах. Последние, в свою очередь, выражают психический склад, характер, ценности и установки этнической группы. Это еще раз показывает важность задачи исследования защитных функций этнических символов и стереотипов, о чем мы уже говорили в соответствующих главах настоящей книги.
О признаках провала этнозащитных механизмов
И процессов
А. Основные цели этнозащиты
Как и всякий другой сложный защитный процесс, этноза-щита тоже может быть удачной или неудачной. Она может привести также лишь к частичному решению той психологической задачи, которая стоит перед человеком или этносом. Для того, чтобы решить, была ли удачной психологическая самозащита этноса, еще раз сформулируем основные цели этнозашиты. Мы полагаем, что таких главных целей четыре. 1) На индивидуальном уровне:а) защита от фрустраций и стрессов, сохранение психического здоровья и дееспособности, обеспечение творческой адаптированности; б) сохранение и укрепление своего индивидуального этнического я и чувства идентичности с этносом. 2) На уровне этнической группы:а) сохранение целостности этноса, его территории и культуры, его я—концепции и психического склада; б) предотвращение ассимиляции и геноцида.
В тех случаях, когда религия является важным этнодиффе-ренцирующим признаком и составляет часть национальной идеологии, на первый план выдвигается также защита религии и церкви. Например, борьба сербов - христиан против мусульман в бывшей Югославии во многом имеет характер борьбы религий, поскольку югославские мусульмане тоже в большинстве своем (кроме албанцев) являются этническими славянами. Но они по религиозному признаку почти уже превратились в Другую нацию и принадлежат двум суперэтносам: славянскому
212
Альберт Налчадмсян
и мусульманскому. Сербы же принадлежат славянскому и христианскому суперэтносам. Это пример того, какую роль может играть религия как этногенетический фактор.