Этнические различия защитных ответов и проблема этнического стиля
А. Различия ответов (реакций)
Все этнические группы время от времени оказываются в объективно сходных проблемных ситуациях. Как они реагируют на такие ситуации, как осуществляют свою психологичес-
Еремеев Д. Е. Этногенез турок. М., 1971, с. 100.
Дополнительные вопросы этнической самозащиты
209
кую самозащиту, зависит от их культуры, опыта, развитости и традиционности тех или иных стратегий, представлений о ценности человеческой жизни, представлений о чести, гордости и других факторов.
Особенно интересны этнические различия в чрезвычайных условиях: войнах, природных катастрофах (землетрясения, наводнения и т.п.), социальной дезорганизации и кризисах (демонстрациях и митингах, забастовках и революциях), при острых конфликтах и соперничестве и т.п. В таких ситуациях представители различных слоев и классов общества, а также этнических групп, ведут себя неодинаково. Знание различий переживаний и поведения представителей различных этнических и социальных групп и их подгрупп представляет интерес потому, что они спонтанны и выражают подлинный психологический склад, характер, механизмы и стиль поведения. Особый интерес для нас представляют этнические различия защитных механизмов и стратегий. Вполне понятно, что для раскрытия этих различий следует проводить сравнительные исследования. Поскольку мы такие исследования пока что не организовали, на примере из литературы покажем, о чем идет речь.
Говоря об этнопсихологических особенностях монголов времен Чингис—хана, Л. Н. Гумилев заметил, что монголы по причине убийства их послов в других странах начинали войны. Они опирались на принцип взаимной помоши и коллективной ответственности,поэтому не могли поступить иначе. Но не все этносы в подобных ситуациях ведут себя сходным образом. Л. Н. Гумилев писал: "...члены разных этносов реагируют на одинаковые возбуждения разнообразно. Если монголы XIIIв. не мыслили, что предательство может остаться безнаказанным, и справедливости ради уничтожали население городов, где были Убиты их послы, то переднеазиатские мусульмане считали убийство посла за пустяк, из—за которого не стоило волноваться"'.
Этносы сильно различаются по тому, как их правители оценивают своих подданных или подчиненных, как высоко ставят человеческую жизнь вообще. Например, безусловный интерес представляет вопрос о том, почему мусульмане (переднеазиат-
' 1'умилевЛ. Н.Древняя Русь и Великая Степь, с. 436-437.
210 Альберт Налчаджян
ские) так спокойно относились к убийству своих послов в чужих странах? Как они оправдывали это свое равнодушие? Получить ответ на подобные вопросы - значит раскрыть интересный и во многом еще не известный нам пласт национального характера. В качестве общего методологического подхода следует сказать следующее: исследование различий поведения разных этносов в одинаковых объективных ситуациях, а также анализ их рационализации, которыми они объясняют свое поведение — интересный и плодотворный путь этнопсихологических исследований национального характера, ценностей, установок и этнозащитных механизмов разных народов.