Б. Комплексная самозащита этнически маргинальных людей
Рассмотрение проблемы комплексной самозащиты маргинальных людей удобно начать с некоторых утверждений Сто-унквиста. Исходя из них ниже мы предлагаем ряд новых идей, составляющих концепцию о предмете нашего анализа.
Одной из характерных черт маргинальных людей считается то, что часто встречающийся у них комплекс неполноценности компенсируется комплексом превосходства над другими людьми,хотя у людей данной категории встречаются и другие компенсаторные реакции: люди с различными личностными чертами реагируют на свою маргинальную ситуацию по-разному. Однако формирование у личности нового защитно—адаптивного комплекса — комплекса превосходства над другими людьми — типичный случай сложной, комплексной самозащиты. Мы считаем, что у таких людей в подсознательном, вытесненном состоянии должен продолжать свое существование и комплекс неполноценности, иначе существование комплекса превосходства, сверхценности своей личности и связанной с ним напряженности и расхода психической энергии не были бы оправданы. Эти два комплекса в психике одного человека постоянно конфликтуют, если, конечно, механизм их внутрипсихической изоляциине работает достаточно эффективно.
Другой защитный механизм, используемый маргинальными людьми — рационализация. С ее помощью они "объясняют" свои конфликты и неудачные попытки стать членом господствующей эталонной группы, весь свой кризисный опыт. Одна из разновидностей рационализации - попытка части маргинальных людей "объяснять" свои трудности своей расовой и национальной принадлежностью.
Агрессия— нередко используемый механизм в поведении маргинальных людей. Часть таких людей стремится к самовыражению и самоутверждению таким образом, что представите-
' Стоунквист, Указ. соч., с. 101.
196
Альберт Налчаджян
ли господствующего этноса определяют как агрессивность и "захватничество "'.
чЭто весьма краткое и неполное описание защитных процессов маргинальных людей превосходно иллюстрирует одну из основных идей теории социально-психологической адаптации личности, а именно: защитно—адаптивные процессы приводят к формированию черт характера и их комплексов2.
У различных индивидов одни и те же конфликты и фрустрации актуализируют различные защитные и компенсаторные механизмы, вследствие чего у них формируются различные ведущие черты характера и их комплексы. Одни становятся агрессивными захватчиками, другие — рационализирующими и пассивными и т.п.
Представляет интерес утверждение, что "лица с более слабой психикой стремятся объяснять личные недостатки своей расовой или национальной принадлежностью". Эта черта нередко встречается у представителей народов, долгое время живущих в условиях национального угнетения: как только один из членов такого этноса соверигает ошибочное или предосудительное действие, немедленно следует проекцияэтих недостатков на всех членов этноса, обобщение признака в качестве общеэтнического и выражение его в различных нелестных суждениях.
Такую тенденцию самодискредитацииможно считать патологической зашитой,которая ничуть не улучшает таких слабых людей и не освобождает их от своих недостатков и неудач, от фрустраций. Наоборот, такая "самозащита" за счет дискредитации своей нации приводит к вторичной фрустрации и усилению комплекса неполноценности, так как индивид идентифицирован со своим этносом. Вследствие дискредитации своей нации обесценивается также этническая я—концепция самой личности. Результат может быть плачевным: человек может еще больше отчуждаться от своей этнической группы и придти к решению окончательно покинуть ее. Возможно, что именно в этой подгруппе членов притесняемого этноса следует искать тех людей, которые с готовностью ассимилируются в среде до-
1 См.: Stonequist,Op. cit, pp. 101-102.
7 См.: НалчаджянА. А.Социально-психическая адаптация личности, гл. 3.
Этнические защитно—адаптивные комплексы
минирующего этноса. Такие люди постоянно ругают свою этническую группу, а если возможно, скрывают свое этническое происхождение. Такие люди, по нашему мнению, легче преобразовывают свою межэтническую агрессию во внутриэтничес-кую (и наоборот), поскольку обладают внутренней психологической готовностью, необходимой для такой гибкости агрессивного поведения.
Что касается так называемых "агрессивных захватчиков", которых белые американцы обнаружили в первую очередь среди американских евреев, то данный стереотип, как показали еще авторы "Авторитарной личности", действительно широко распространен в США. Но является ли он подлинным еврейским типом, или же те качества, которые описываются у таких людей — обычное выражение компенсаторной активности маргинальной личности? Эта проблема требует дополнительных исследований. Мы полагаем, что во всех маргинальных этнических группах встречается эта разновидность маргинальной личности. Таким был, например, известный мастер восточных видов единоборств и актер, действительно талантливая личность — Брюс Ли, кумир многих поколений молодежи. Он попытался совершить синтез элементов разных культур и, безусловно, будучи маргиналом, переживал огромную психофизиологическую нагрузку. Его ранняя смерть тоже свидетельствует о том, что он переживал весь опыт маргинала и пассионарной личности.