Б. Идентификация, когнитивный диссонанс и отчуждение
По итогам значительной части социально—психологических экспериментов, проведенных Эллиотом Аронсоном и другими, мы знаем, что чем с большими трудностями связано членство индивида в группе (ритуалы инициации и другие преграды), тем выше оценивает индивид значимость для себя группы и ее Деятельности. А когда мы без труда становимся членами социальной группы, то наши оценки бывают невысокими. Эта закономерность считается установленной1.
Эту закономерность, а также наши знания о когнитивном Диссонансе, можно использовать для исследования ряда про-
См.: AronsonE. The social animal. W. H. Freeman and Co., New York, Seventh Edition, 1995, pp. 213-215; 419-422.
190
Альберт Налчаджян
блем этнопсихологии. Дело в том, что каждый индивид (с немногими исключениями) становится членом своего этноса независимо от своей воли, по рождению, без приложения усилий и преодоления трудностей. А поскольку это так, то в случае этнического членства упомянутая закономерность здесь действовать не будет. Наоборот, может иметь место тенденция недооценки своего этноса и его значения в своей жизнедеятельности.Правда, есть целый ряд конъюнктивных механизмов: связь с предками и родителями, первые импринтинги на образы родины и т.п., но мы не должны недооценивать тот факт, что каждый из нас становится членом своего этноса без приложения каких—либо усилий. Усилия нередко требуются для того, чтобы остаться членом этноса,но это уже другой вопрос.
Если это так, то этническая социализация индивидов и обеспечение их психологической идентификации с этносом — не такие уж легкие задачи, как может показаться с первого взгляда. Для достижения этой цели как индивид, так и агенты этнической социализации (индивиды и группы) должны преодолеть тенденцию недооценки того, что легко приобретается.Эта тенденция — центробежная сила и в определенных условиях может дать о себе знать с отрицательными для этноса последствиями. Два таких случая мы можем отметить сразу же: а) когда данная этническая группа завоевана со стороны более мощных врагов, подавлена и дискредитирована; б) когда она еще не достигла заметных успехов в области культуры, науки и технологий.
Доказать эти утверждения нетрудно. Как только нация попадает в зависимость от завоевателя и условия жизни становятся трудными и унизительными, начинается исход населения, эмиграция. XX век богат такими событиями и исторических фактов очень много. Достаточно ознакомиться только с данными о перемещении народов бывшего СССР начиная с конца 80—х годов, чтобы убедиться в этом.
И когда кто—либо, покинувший свою родину, с большими трудностями получает гражданство другой страны, то его идентификация с этой страной и ее народом может стать более глубокой, чем его психологические и иные связи с прежней родиной. Это явление неофитов:такие люди значительно более преданы новой группе, чем ее старые члены.
Этнические защитно—адаптивные комплексы
191
Проблема эта не только познавательная, но и практическая и весьма актуальна для Армении и армянской диаспоры, поскольку в течение почти 10 лет из Армении в страны Европы, США, Россию и другие регионы мира уехало, по официальным данным, около 800 тысяч человек. Они потеряли то, что ими было приобретено без приложения усилий. Часть этих людей утверждает, что вернется, но приводимые ими аргументы показывают, что они плохо представляют себе те психологические изменения, которые произойдут в них в новой этносоциальной среде.
Знание механизмов идентификации, когнитивного диссонанса и тех адаптивных процессов, которые следуют за ними, позволяет нам понять ряд процессов, которые имеют место до ухода индивида из своего этноса и родины, непосредственно перед уходом, сразу после появления в новой среде, а также в последующие месяцы и годы. Это процессы ассимиляции в новой этоносоциальной среде, сопровождающиеся углублением отчуждения от своего этноса. Закономерности и этапы ассимиляции нами подробно рассмотрены в отдельной книге1, материал которой полностью следует иметь в виду и при обсуждении проблем этнической самозащиты. Ряд вопросов, связанных с этнической самозащитой маргинальных людей и этнических групп мы исследуем в следующем параграфе.