А. Функции этнических символов в конфликтах
Этнические символы,— как мы уже знаем, выражают (или, вернее, скрывают!) определенные части, "сгустки" психического склада и идей этноса, его установки и мировосприятие, я—концепцию и другие содержания этнической психики. Символизируются различные представления, часть идеологии, психологический опыт этноса. Символизируется часть культуры этнической группы.
Исследование символов во время этнических конфликтов, по нашему мнению, целесообразно по крайней мере по следующим причинам: а) символы сразу же включают в сферу конфликта огромную этнопсихологическую и этнокультурную информацию; б) символы облегчают осуществление психологических операций с содержанием конфликта, они кодируют эти содержания, позволяя использовать правила формальной логики и психологики; в) символы позволяют маскировать такие намерения и представления сторон конфликта, которые, при их выражении "открытым текстом" дискредитировали бы их: это их эгоистические, патологические и другие мотивы и тенденции. Иначе говоря, этнические символы позволяют сублимировать конфликты,превращая их в нечто общенациональное; г) если используемые символы имеют общеэтнический харак-
Этнозащитные механизмы и процессы
165
тер и священны для значительной части членов этноса, они способствуют тому, чтобы в конфликт лидеров двух этносов вовлекалось большое число их рядовых членов, у которых нет личных интересов в этом конфликте.
Это позволяет в определенной мере прояснить вопрос о том, почему последователи идут за лидером. Если этническая символическая социализация членов этноса достаточно глубокая, то они пойдут за лидером и примут активное участие в конфликте, если даже имеют или предвидят большие личные потери.
Указанная выше сублимация этнических и других конфликтов, в том числе религиозных, приводит к тому, что дело этносов объявляется священным. "Священная война" из—за национальных интересов, символов, идей и т.п. — очень обычное явление в мировой истории. Походы крестоносцев — яркий пример тому, как целые народы и их армии могут сражаться за символы, в данном случае - религиозные: за могилу Христа, за священные места Иерусалима и т.п.
Если этнический конфликт приобретает вид войны и она объявляется "священной" с участием важнейших символов, тогда, как можно предположить, агрессивность участников достигает высочайшего накала. Могут совершаться самые дикие, массовые избиения. Поэтому предложенные выше идеи можно успешно применять для исследования межэтнической агрессии и закономерностей преобразования ее во внутриэтнические формы агрессивных, насильственных действий.
Можно также предложить следующую гипотезу: межэтническая неудовлетворенная агрессия легче превращается во внут-риэтническую, когда внутри этноса находятся люди и группы, которые, по мнению агрессора, так же оскорбляют национальные символы, как и чужой этнос. Вспомним предложенное еще в XIX веке русскими патриотически мыслящими интеллигентами представление о "внутренних турках". Именно такие люди, которые считаются предателями, легко становятся мишенью Для превращенной во внутриэтническую агрессии, прежде направленной на внешних врагов.
166
Альберт Налчаджян
Б. Способы сублимации этнических конфликтов
Этнические символы являются средствами сублимации этнических конфликтов. В тех случаях, когда конфликт имеет групповой или личный эгоистический характер и не выражает общеэтнические интересы, лидеры стремятся превратить его в общеэтнический, чтобы иметь достаточное число последователей и необходимые ресурсы. В этом деле большую помощь оказывают этнические символы: а) символизируя конфликт, его расширяют, превращают в общеэтнический. Например, если утверждается и ярко демонстрируется, что враг поднимает руку на наши этнические символы, которые освящены традицией, тогда члены этноса не могут оставаться равнодушными; б) символы участвуют в оправдании конфликтов с эгоистическими, узкогрупповыми корыстными целями участников.
Здесь, следовательно, должен наблюдаться процесс символической рационализации.Символы позволяют вовлечь в идеологическое обоснование конфликта широкие идеи этноса и с легкостью манипулировать ими. Например, организаторы погромов в Сумгаите (февраль-март 1988 года), в Баку (январь J990 г.) и в других населенных пунктах Азербайджана даже свои гнусные действия, садизм и людоедство пытались оправдывать "священными" идеями.