А. Иррациональны ли стереотипы?
У. Липпман и другие авторы считали, что стереотипы о других народах и расах иррациональны,т.е. неверны, упрощенны и искажают реальность. Так, не все русские являются мазохистами, а вот автор скандальной книги "Рабская душа России"' считает всю русскую нацию мазохистами. Поэтому обобщения об этнических группах являются ложными и, в этом смысле, иррациональными. Эту точку зрения разделяют многие исследователи — психологи, социологи и философы. Стереотипное мышление обладает явными недостатками.
Но еще более иррациональны сами люди, охотно пользующиеся стереотипами. Как ни стараются специалисты объяснить им вредность стереотипного мышления, мнения людей практически мало меняются. Продолжают упорно существовать стереотипы о евреях, тюрках, русских, японцах и других народах.
Но люди все же чему—то научились. Как заметил Р. Браун, средние американцы научились, что нехорошо выражать свои стереотипы в обществе людей: многие теперь считают, что нельзя неосторожно высказывать расистские и этноцентристские взгляды, так как это может нанести урон их карьере и благополучию. Все же несомненно, что есть определенные типы людей, например авторитарные личности, которые не могут обойтись без употребления стереотипов: это в природе их мышления и характера.
1 См.: Ранкур—Лафсрьер Даниел.Рабская душа России. Проблемы нравственного мазохизма и культ страдания. Москва, Арт-Бизнес—Центр, 1996.
Этнозащитные механизмы и процессы
141
Проанализировав ряд результатов исследований, Р. Браун пришел к выводу, что стереотипы не являются иррациональными в том смысле, в каком их до сих пор считали такими. Впечатление иррациональности создается самими психологами, которые во время своих экспериментов предлагают своим испытуемым иррациональные задачи, требуя быстрых ответов. Затем, анализируя эти, первыми приходящие в голову мысли (ответы), психологи приписывают этим людям иррациональность мышления'. Правда, никто не может отрицать, что первые и непосредственные ответы нередко являются самыми искренними: когда человеку дается много времени для ответа, он уже выбирает то, что, по его мнению, уместно сказать, а что — нет.
Тем не менее считается, что стереотипы являются неизбежными представлениями о самых различных группах и невозможно ликвидировать их. Истинны ли этнические стереотипы? Проблема состоит в том, что очень часто это трудно проверить научными методами. Так, во время эмпирических исследований, проведенных в Принстонском университете, китайцы были охарактеризованы в качестве суеверных, а итальянцы — религиозных. Первая из этих черт считается отрицательной и нежелательной, а вторая — положительной и желательной. Это значит, что названным двум этническим группам свойственны вера в сверхъестественные силы, плюс этноцентрические различия: черта итальянцев, с точки зрения американцев, достойна уважения2..
Другой пример: итальянцев считают импульсивными, а англичан сдержанными. Это значит, что их размещают на различных полюсах оси импульсивность — сдержанность, а принстон-ские студенты занимают среднюю позицию. Это уже выражение их этноцентризма.
Эти примеры показывают, что люди не только имеют стереотипы об этнических группах, но и этноцентрические оценки этих стереотипов:приписываемые черты (т.е. атрибуции) оцениваются также на основе внутригрупповых стандартов. Ясно, что в таких условиях истинность или ложность этих оцененных
\ Brown R., Social Psychology (2nd ed.), N. Y., 1986, pp. 589-590. 3 Там же, с. 591.
142 Альберт Налчадмсян
атрибуцийневозможно установить. Но является ли это свидетельством иррациональности стереотипов? По—видимому, нет, поскольку нет ничего глупого или дезадаптивного в том, что мы судим о других исходя из своих стандартов. Эти суждения вряд ли верны, но не иррациональны, считает, например, Р. Браун. Но ведь понятно, что проблема состоит в первую очередь в том, что понимать под "иррациональностью"'. Поскольку психические явления имеют свою логику (психо—логику), а стереотипы, их появление и оценивание подчиняются законам психологии, которые еще не все открыты, то с психологической точки зрения эти атрибуции—оценки не являются иррациональными. Они вполне психо—логичны. Но с точки зрения формальной логики они могут считаться нелогичными, т.е. иррациональными.