Г. Переворачивание стереотипа (новая концепция)
Мы считаем, что существует еще один способ этнозащиты с помощью стереотипов, который до сих пор, как мы думаем, еще не замечен другими исследователями. Этот способ можно назвать "переворачиванием стереотипа". Речь идет о следующем явлении: если господствующая группа имеет о группе этнического меньшинства отрицательный стереотип С, то представители меньшинства, во—первых, приписывают себе —С, т.е. обратную установку (стереотип) и, во-вторых, стереотип С приписывают господствующему этносу на основе механизма атрибуции. Например, если господствующая группа Эг создала о подчиненном этносе Эп стереотип: "Все Эп — трусливые люди", то представители Эп, используя "механизм обратной реакции", начинают утверждать, что "Все члены Эп — храбрые люди" (т.е. —С), в то же время утверждая, что "Все члены Эг —
138________________________________________ Альберт Налчаджян
трусливые". Этим путем, по нашему мнению, возникает, например, такой стереотип: "Турки — трусливые. Они хорошо "воюют" только против безоружных людей". Этот стереотип широко распространен среди народов, имеющих за своей спиной долгие века конфликтов и борьбы против тюркских племен. Стереотип этот отчасти соответствует реальности, частично же является результатом переворачивания того стереотипа, который создали турки о других, в первую очередь христианских, народах, которые в какой—то период были под их владычеством.
Таким образом, создавая отрицательные стереотипы о народах, над которыми удалось установить свою власть, представители господствующего этноса по существу вместо них (и для них) выполняют определенную психологическую работу: создают стереотипы, которые будут проецироваться на самих создателей. В этом случае угнетенным остается только менять вектор стереотипа — установки или его знак. Это похоже на то, когда человека обзывают отрицательными прилагательными и он тут же отвечает тем же: первый агрессор показал, каких характеристик он заслуживает. "Ты — дурак" — оскорбляет А своего собеседника (Б). "От дурака слышу" - немедленно отвечает Б. Нечто подобное имеет место и во взаимоотношениях этносов, причем не только "расположенных" в обществе вертикально (в ранжированных структурах), но и в "горизонтальном" направлении.
Но парадоксальность и сложность межэтнических отношений состоит в том, что, наряду с явлением переворачивания стереотипов, существует и обратное явление: слабый этнос хотя бы частично принимает те стереотипы, которые о нем созданы господствующим этносом, и считает их правильными.Причины этого странного явления указаны в предыдущем разделе: таким путем осуществляется психологическая самозащита и адаптация подчиненного этноса в такой ситуации, из которой он не может выйти. Такая адаптация таит в себе опасность формирования рабского характера, психологии холуя.
Поэтому когда политики, идеологи и другие деятели пытаются ликвидировать расовые предрассудки и отрицательные этнические стереотипы, им всегда надо иметь в виду непреложную истину: они считаются правильными как представителями
Этнозащитные механизмы и процессы 139
господствующих групп, так и членами подчиненных этносов (пусть не совсем полно, лишь частично), как хозяином, так и рабом. Поэтому надо переубеждать не только рабовладельца, но и самого раба. Надо очистить людей от типичных рабских черт и предубеждений.
Указанное парадоксальное явление охватывает более широкое поле социальных отношений, чем только отношения этносов. Оно наблюдается во взаимоотношениях родителей и детей, руководителей и подчиненных, словом — во всех неравных социальных, статусно—ролевых отношениях. В определенных учреждениях, например в министерствах, есть служащие, которые согласны с первыми руководителями, что достойны тех низких позиций, которые они занимают в вертикальной, "пирамидальной" структуре организации. Какую адаптивную функцию играет такое отрицательное, дискредитирующее личность мнение? Можно указать на следующие: а) соглашаясь с таким мнением, подчиненные вызывают к себе симпатию руководителя, поскольку тот уже может не бояться их как возможных соперников; б) таким путем подчиненный сохраняет хотя бы тот статус, который сейчас имеет; в) этим выражается солидарность с себе подобными, вследствие чего группа подчиненных людей сплачивается. В такой сплоченной группе людей одинаковой судьбы каждый чувствует себя более защищенным, чем в одиночку.
Однако подобная парапатологическая психологическая самозащита, формируя в людях психологический склад рабов(куда входят комплекс неполноценности, я—концепция "маленького человека", конформизм и трусость), препятствует дальнейшему психическому росту личности и ее вертикальной мобильности. Возникшее статичное состояние в организации может сохраниться долго, создавая стагнацию мысли и деятельности до появления новых лидеров с новаторскими идеями.
Стереотипы и агрессия
Стереотипы — упрощенные и устойчивые представления о людях и группах, в том числе этнических. Они описывают черты их характеров. Как только возникают группы и контактиру-
Альберт Налчадмсян
ют друг с другом, начинают возникать взаимные характеристики, часть которых устанавливается в качестве стереотипов.
Понятие "стереотип" в 1922 году в области социологии впервые использовал журналист Уолтер Липпман в книге "Общественное мнение". Он считал, что стереотипы создают сверхупрощенную картину мира, делая его понятнее и доступнее для управления, чем он есть на самом деле. Эти идеи развивали Г. Олпорт, Р. Браун и другие видные социальные психологи. Обсудим ряд вопросов, опираясь на труды этих авторов, поскольку они представляют определенный интерес и для этнопсихологии.