Дискриминация и активизация этнической самозащиты

Начнем с рассмотрения конкретного случая. Сравнительное исследование армянских общин в Ливане, в странах Европы и США показало, что в условиях доминирования ислама армян­ская община Ливана более консолидирована, чем общины ар­мянского этноса в христианских странах Запада. Армяне Лива­на живут компактно, имеют свои этнические организации, все ее члены хорошо владеют армянским языком. Армянская апо-

Дискриминация и активизация этнической самозащиты - student2.ru 74 Альберт Налчаджян

Дискриминация и активизация этнической самозащиты - student2.ru стольская церковь является важным этнозащитным фактором, способствующим самоидентификации и консолидации армян этой страны. Что касается армянских общин в странах Запада, то здесь все — наоборот: армянским языком владеют, причем кое-как, только представители старшего поколения, а моло­дежь в лучшем случае владеет лишь примитивной разговорной речью; периодические издания выходят в основном на языках доминирующих народов (английском, французском, испан­ском). Армяне в этих колониях большей частью живут дисперс­но, а церковь является лишь одним из направлений христиан­ства и поэтому не играет той этнозащитной роли, какую она играет в Ливане, Сирии и Иране1.

Согласно нашей гипотезе, дискриминация средней интенсив­ности вызывает активное сопротивление ассимиляции и опти­мальную активность этнозащитных механизмов, вследствие чего этнос и его самосознание долгое время сохраняются.Так в основ­ном обстоит дело в общинах армян в странах Востока, кроме Индии, Афганистана и ряда других, где сравнительно неболь­шие армянские общины растворились или эмигрировали в дру­гие страны.

Что же касается армянских общин на Западе, то здесь идет их активная и добровольная ассимиляция. Некоторые призна­ки не оставляют никакого сомнения в этом: а) плохое знание родного языка, б) дисперсное проживание, в) небольшое чис­ло лиц, активно участвующих в общественных и политических организациях этноса, г) большое число маргиналов, д) отсутст­вие у многих связей с родиной предков, е) ослабление роли церкви, и т.п. Э. Л. Мелконян очень верно называет описан­ные восточные и западные армянские общины "полярными ти­пами".

Эмиграция армян из Ливана и других стран Среднего Вос­тока, а теперь уже и из самой Армении на Запад, значительно увеличило число маргиналов и ассимилирующихся армян в Ев­ропе и США. Поэтому для сохранения армянского этноса не­обходимы энергичные шаги по усилению их этнозащитных ме-

Дискриминация и активизация этнической самозащиты - student2.ru ' МелконянЭ. Л. Проблемы ассимиляции и этнического самосохранения в со­временной армянской диаспоре. — В сб.: Всесоюзной сессии по итогам по­левых этнографических и антропологических исследований 1982—1983"го­дов. Тезисы докладов, Часть 2, Черновцы, 1984, с. 395-397.




Адаптивные процессы и стратегии 75

Дискриминация и активизация этнической самозащиты - student2.ru ханизмов и стратегий. Сходные явления и аналогичные задачи возникают в жизни всех народов, имеющих диаспору.

Литература

1. Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., ПетровскаяЛ. А. Современная
социальная психология на Западе (теоретические направления).
Изд-во МГУ, М., 1978.

2. Беккер Г., БосковА. Современная социологическая теория. М.,
1961.

3. ЕремеевД. Е.Этногенез турок. М., "Наука", 1971.

4. ЕремеевД. Е. На стыке Азии и Европы: Очерки о Турции и турках.
И., "Наука", 1980.

5. МайерсД. Социальная психология. Санкт-Петербург, "Питер",
1997.

6. МелконянЭ. Л. Проблемы ассимиляции и этнического самосохра­
нения в современной армянской диаспоре. — В сб. : Всесоюзной
сессии по итогам полевых этнографических и антропологических
исследований 1982—1983 годов. Тезисы докладов, Часть 2, Чернов­
цы, 1984, с. 395-397.

'/. НалчаджянА. А.Социально—психическая адаптация личности. Ере­ван, Изд—во АН Армении, 1988.

8. НалчаджянА. А.Личность, психическая адаптация и творчество.
Ереван, Изд-во "Луйс", 1980.

9. Смелзер Н. Социология. М., "Феникс", 1994.

10. Hartmann H.Ego Psychology and the Problem of Adaptation, New
York, 1958.

11. Horowitz D. L.Ethnic Groups in Conflict. University of California
Press. Berkley et al., 1985.

12. Merton R.Social theory and social structure. Glencoe (111.), Free Press,
1957.

13. SampsonE. E.Social Psychology and Contemporary Society. New
York, 1971.

14. Shibutani T. and К. М. KwanEthnic Stratification: A Comparative
Approach. Macmillan Co., New York, 1965.

15. Weiner M.Sons of the Soil: Migration and Ethnic Conflict in India.
Princeton University Press, 1978.

Дискриминация и активизация этнической самозащиты - student2.ru Альберт Налчаджян

Дискриминация и активизация этнической самозащиты - student2.ru Глава 3. Этнозащитные механизмы и процессы

§ 3.1. Общая характеристика

П

еред каждой этнической группой, уже в "момент" зарож­дения, возникает вопрос о своей физической и психоло­гической защите. Физическая защита этноса осуществляется путем ускоренного размножения, созданием боевых отрядов, вооружений и регулярных армий. Хотя эти два аспекта этниче­ской самозащиты тесно связаны друг с другом, мы в настоящей книге будем заниматься только вопросами психологической са­мозащиты этноса: защиты его "я", этничности, психологичес­кого склада и культуры. Этнос, как специфическое сообщество людей со своими неповторимыми культурными ценностями, этногенезом и этнопсихологической историей, безусловно нуждается в защите.

Мы уже знаем, что высшим уровнем развития этноса явля­ется нация. Мы рассмотрим два уровня этнозащиты: а) гло­бальный, осуществляемый крупными блоками культуры и дру­гими средствами, и б) специфический, осуществляемый с по­мощью специальных защитных механизмов и их комплексов. На данном уровне образуется ряд защитно—адаптивных страте­гий, о некоторых из которых мы уже писали в предыдущей гла­ве. И хотя этническая самозащита свойственна как доминиру­ющим, так и подчиненным нациям и этносам, мы рассмотрим ее главным образом на примере самозащиты подчиненных эт­нических меньшинств, для которых проблема самосохранения стоит особенно остро.

А. Глобальная этническая самозащита

На данном уровне главным средством защиты этноса явля­ется вся его культура.Здесь задача состоит в том, чтобы сохра­нить различные элементы культурного фонда и вновь их акту­ализировать, а также создать или внести в культуру новые эле­менты. Последние тоже, по мнению исследователей, играют этнозащитную роль. Это можно понять в том смысле, что об-

Этнозащшпные механизмы и процессы_________________________ 77

новление этнической культуры — одно из условий обеспечения защиты этноса в новых условиях.

В качестве этнозащитного механизма используются также осуществление, проведение в жизнь исторических прав народа на свою родину, защита ее от посягательств извне.

Но этого, конечно же, мало. Мы считаем важным сохране­ние типа традиционной национальной семьи, обеспечение ее однородного в этническом отношении характера. Семья может стать одним из устойчивых центров национальной психологии, если сама она сохраняет свою устойчивость и традиционный характер. Насколько это трудная задача — общеизвестно.

Третий мощный "защитный блок" нации — ее религия и церковь. Религиозные различия между нациями - эффектив­ное средство их разграничения и самозащиты. Хотя религиоз­ные гонения — явление вредное и разрушительное, но если они не сопровождаются насилием, могут играть положительную роль: усиливают национальное и религиозное самосознание, чувство самобытности и отличия от других этносов, вследствие чего, а также с целью самосохранения, гонимые этносы спла­чиваются. Примеров тому множество. Так, во Франции, где ар­мян приняли хорошо и не подвергали религиозным гонениям, они в значительной части слились с местным этносом и уже офранцужены. Точно так же в Венгрии, Польше и других стра­нах. В то же время, как уже сказано, в странах мусульманско­го Востока, армянские христианские общины, живя в мусуль­манской среде, сохранились и имеют свои национальные шко­лы, церковь, политические и культурные организации. Есть ар­мянские кварталы в Бейруте, Дамаске и других городах со сво­ими очагами культуры, издательствами и типографиями и т.п. Но проникновение западной культуры в страны Востока ока­зывает разрушительное воздействие на армянские общины, из которых многие семьи и отдельные люди уже переселились в страны Западной Европы, США, Канаду. В самих общинах Востока усилилось отчуждение людей от своего национального наследия. Западная христианская культура в этом смысле раз­рушила целый ряд этнозащитных механизмов армянской диа­споры. Многие теряют свой родной язык, который является одним из самых мощных средств этнозащиты.

Дискриминация и активизация этнической самозащиты - student2.ru 78_________________________________________ Альберт Налчаджян

Поскольку язык, религия, церковь и семья лишь частично обеспечивают этнозащиту, ставится задача создания междуна­родных национальных организаций, которые могли бы обеспе­чить единство нации в мировом масштабе. Но это уже связано с различием интересов различных общин: существуют полити­ческие "разночтения", в том числе между "метрополией" и эт­ническими общинами диаспоры. Идет сложная борьба за само­сохранение, в которой нужны новые средства, новые механиз­мы и стратегии. Этнические границы защищаются с помощью веры, традиций, устойчивого национального быта, националь­ными традициями в семейной жизни, запретом смешанных браков и другими средствами, но у национальных меньшинств со временем все эти средства могут стать слабыми и неэффек­тивными под влиянием преобладающей культуры и новых мо­тиваций.

Во все исторические периоды одним из средств этнозащиты являлась самоизоляция этноса.Там, где данный механизм по тем или иным причинам ослаблен, начинается ускорение асси­миляции. А это означает, что этнозащита крайне ослаблена и неэффективна. Например, во многих странах ассимиляция ар­мянского этноса в состав доминирующей нации и ее культуры идет быстрыми темпами по причине ослабления самоизоляции общин. Когда границы этнической группы открыты и самоизо­ляция ослаблена, увеличивается физическая и психологическая дистанция между членами этнического меньшинства. Увеличи­вается число контактов с представителями других этносов, причем с ними устанавливается все больше устойчивых дело­вых и личных отношений. Увеличивается число смешанных браков. Резко снижается уровень сплоченности этнического меньшинства. Например, такое положение сложилось в армян­ских общинах России, США, Франции и других христианских странах. Здесь члены одного этноса уже не знают друг друга, они пространственно тоже все больше удаляются друг от друга, живут дисперсно, поэтому организация школ, культурных цен­тров и общественных организаций затруднена.

Существует, однако, ряд эффективных средств активизации контактов между членами этнической группы, живущей в сре­де другой, преобладающей нации. Средствами изменения со­циальной дистанции являются личные контакты, средства мае-

Этнозащитные механизмы и процессы 79

Дискриминация и активизация этнической самозащиты - student2.ru совой информации (радио, телевидение, печать). Они усилива­ют чувство "мы", принадлежности одному этносу. Некоторые средства массовой коммуникации сохраняются и используются только внутри этноса (например, телепрограммы), что усилива­ет самоизоляцию и чувство различия от других этнических групп. Такие попытки действительно предпринимаются в раз­личных общинах диаспоры.

В результате самоизоляции этнической группы усиливается имбриндинг— заключение брачных союзов только внутри этно­са, вследствие чего через некоторый промежуток времени фор­мируется определенный антропологический тип.Специалисты отмечают, например, что американские негры уже значительно различаются от своих африканских предков и современных аф­риканских негров: у них (во всяком случае у многих) более светлая кожа, а у значительной части появились черты кавка-зоидов (арменоидов). О роли эндогамии как защитного средст­ва этносов, говорили и другие авторы1.

Наши рекомендации