В. Попытка синтеза разных подходов

Обострение этнического самосознания людей при контактах различных этносов — важный, но частный аспект более широ­кого явления — усиления этничностикаждого из конфликтую­щих народов. Сюда входит более четкое осознание своих этни­ческих признаков и различий от других этносов. С первого взгляда может показаться, что учащение контактов между этно­сами будет способствовать их смешению и образованию ново­го этнического сообщества. Между тем нередко наблюдения над реальными межэтническими процессами, например, в бы-

В. Попытка синтеза разных подходов - student2.ru ' См.: Мосесова И.Армяне Баку: Бытие и исход. Ереван, 1999.

Социальные и этнические конфликты______________________ 5/

стро растущих африканских промышленных городах, куда сте­кались представители различных этнических групп, показали, что здесь происходит обратный процесс, названный одним из исследователей ретрибализацией- обострением племенных идентичностей. Члены племен, благодаря взаимодействию с представителями других племен, с их обычаями и ценностями, начинают острее чувствовать и яснее понимать, кто они и ка­кими этническими чертами обладают1. Межэтнические контак­ты не сближают этносы, а психологически даже удаляют их друг от друга. Происходит межэтническая поляризация,весьма сходная с поляризацией установок и убеждений в результате групповых дискуссий людей с противоположными взглядами. Это явление обнаружено социальными психологами2.

Возможно, что ретрибализация (а лучше назвать данный процесс реэтнизацией)при столкновении разных этносов и по­ляризация установок сторон во время групповых обсуждений, имеют какие—то общие психологические механизмы и законо­мерности.

Надо сказать, что такие этносы могут объединить свои усилия для борьбы против обшего врага, т.е. тогда, когда у них появля­ется цель более высокого уровня, чем сугубо этнические цели.

Таким образом, по мнению этих исследователей, если этни­ческие группы имеют четко различимые черты, тогда их кон­такты приводят к усилению этнической идентичности каждой из групп. Тем более противоречия и конфликты этносов явля­ются условиями сохранения и усиления идентичности кон­фликтующих этносов.

Концепцию взаимодействия, как условия возникновения эт­нической идентичности, разработал Ф. Барт, который считал, что для развития и сохранения этничности достаточны взаимо­действие этносов и взаимное принятие (адаптация) друг друга. Он считал, что культурные различия могут сохраняться несмот­ря на интер-этнические конфликты, независимо от них3.

В. Попытка синтеза разных подходов - student2.ru 1 См.: EpsteinA. L.Politics in an Urban African Community. Manchester;

Manchester Univ. Press, 1958; RoyceA. P. Ethnic Identity, pp. 39-40. ! См.: BaronR. and ByrneD. Social Psychology. Understanding Human Interaction.

2nd ed.; Allin and Bacon Inc., Boston a. o., 1977, pp. 569-580. Barth, FrederikEthnic Groups and Boundaries. Boston: Little, Brown and Co.,

1969.

В. Попытка синтеза разных подходов - student2.ru В. Попытка синтеза разных подходов - student2.ru В. Попытка синтеза разных подходов - student2.ru 52 Альберт Налчад:жян

В. Попытка синтеза разных подходов - student2.ru В отличие от него Эд. Спайсер для сохранения этничности считает необходимым наличие этнических конфликтов. Его подход называют оппозиционным.Процесс противостояния он считает существенным фактором в возникновении и развитии системы идентичности, производящим интенсивное коллек­тивное сознание и высокий уровень внутриэтнической соли­дарности'.

Точки зрения этих исследователей противоположны, однако мы считаем, что можно объединить их в единой концепции, которую можно назвать "теорией взаимодействия и этничнос­ти". Мы имеем в виду, что в реальной жизни конфликты, раз­личные виды взаимодействия — соперничества и сотрудничест­ва — не протекают изолированно друг от друга: они выступают как аспекты длительных процессов межэтнического взаимодей­ствия.

Поскольку и реальность ассимиляции нельзя отрицать, сле­дует конкретизировать, когда и контакты каких этнических общностей приводят к усилению их этничности, и когда — к ослаблению этничности одной из них или одновременно двух партнеров по взаимодействию.

Мы предлагаем следующие суждения, которые могут спо­собствовать объединению разрозненных утверждений о послед­ствиях контактов и конфликтов этносов: а) контакты этничес­ких групп с равными социально—экономическими статусами приводят к усилению этничности обеих сторон; б) контакты этносов с неравными социально-экономическими статусами вначале усиливают их этничность, но затем начинается асси­миляция подчиненной (с низким рангом) группы в среде доми­нирующей этнической общности; в) играет роль, конечно, на­личие или отсутствие линии непосредственного подчинения. Если сильная и многочисленная группа в результате завоевания подчиняет себе слабую группу, тогда они контактируют часто и непосредственно и возникают процессы, отмеченные в п. б; г) если между сильным и слабым этносами нет контактов, все вы­шеназванные процессы могут отсутствовать. Например, оче-

В. Попытка синтеза разных подходов - student2.ru См.: Spicer, Edvard.Persistent Identity Systems. "Science", 1971 (4011)- pp. 795-800; SpicerEd. Cycles of Conquest. Tucson: Univ. of Arizona. 1961.

Социальные и этнические конфликты__________________________ 53

видно, что какое—либо африканское племя не может ассими­лироваться в русском народе.

Эти идеи могут иметь важные применения и в практической политике. Известно, что многие политики даже международно­го уровня ошибочно считают, что общение этносов, их жизнь рядом друг с другом, способствуют их сближению, дружбе и со­существованию. На самом деле это совсем не так: если этносы очень различны, их общение приводит к обострению этничес­кого самосознания каждого из них и создает психологическую предпосылку для конфликтов. Для разрешения межэтнических конфликтов преодоление этого заблуждения имеет коренное значение.

Литература

1. Вебер М.Избранное. Образы общества. М., 1994.

2. Левин К.Типы конфликтов. - В сб. : Психология личности. Текс­
ты. Изд-во МГУ, ML, 1982, с. 93-96.

3. Налчаджян А. А.Социально-психическая адаптация личности. Ере­
ван, Изд—во АН Армении, 1988, гл. 2.

4. СмелзерН. Социология. Москва, "Феникс", 1994.

5. Тернер Дж.Структура социологической теории. Пер. с англ., "Про­
гресс", 1985, с. 125-218.

6. Фрейд 3.Введение в психоанализ. Лекции. М., "Наука", 1989.

7. Фрейд 3.Труды разных лет. Кн. 1-2, Тбилиси, "Мерани", 1991.

8. Щепаньски ЯнЭлементарные понятия социологии. М., 1969.

9. Allport G.The Nature of Prejudice. Garden City. New York: Anchor
Press, 1958.

10.Austin W. G. and Worchel S. (eds.).The Social Psychology of Jntergroup
Relations. Monterey (Calif.), Brooks/Cole, 1979.

11. Brown R.Social Psychology. The Second Edition. Free Press, New
York, 1986. Ch. 15.

12. Coser L.Continuities in the Study of Social Conflicts. New York, Free
Press, 1967.

13. Coser L.The Functions of Social Conflict. Glencoe (111.): Free Press,
1956.

14. Dahrendorf R.Class and Class Conflict in Industrial Society. Stanford:
Stanford University Press, 1959.

54 Альберт Налчаджян

15. В. Попытка синтеза разных подходов - student2.ru Hartmann H.Ego Psychology and the Problem of Adaptation, New
York, 1958.

16. Horowitz D. L.Ethnic Groups in Conflict. University of California
Press. Berkley et al., 1985.

17. Lewin K.Dynamic Theory of Personality. New York, London. 1935.

18. RoyceA. P. Ethnic Identity. Indiana Univ. Press. Bloomington, 1982.

19. SherifM. Group Conflict and Cooperation: Their Social Psychology.
London, Routledge and Kegan Paul, 1966.

20. Shibutani T. and К. М. KwanEthnic Stratification. New York, 1965.

Адаптивные процессы и стратегии ________________________ 55

Глава 2. Адаптивные процессы и стратегии

В

ся этническая история народов — сплошная цепь защит­ных процессов, соперничества, агрессии одной группы и самозащиты другой и т.п. Игнорировать данный аспект про­блемы - значит закрыть себе дорогу для понимания этничес­кого характера народов, их теперешнего состояния и взаимоот­ношений. Этническая самозащита осуществляется широким спектром средств, в числе которых -■- важные психологические механизмы. Мы рассматриваем весь спектр этнозащиты, но на­иболее подробно — психологические защитные механизмы, их комплексы и стратегии.

§ 2.1. Что такое адаптивная стратегия ?

Мы уже знаем, что в психике и поведении человека сущест­вует целый ряд адаптивных механизмов.Когда они составляют устойчивые сочетания и с их помощью люди защищаются и адаптируются в сложных проблемных ситуациях, мы говорим о том, что в их психике образовались адаптивные комплексы.Ча­стную, но очень важную группу составляют защитные комплек­сы.

Адаптивную стратегиюмы определяем в качестве сочетания определенного защитного механизма или защитного комплек­са с установкой на их актуализацию и использование в типич­ных проблемных ситуациях. Как только возникает соответству­ющая ситуация, личность самопроизвольно воспроизводит та­кое сочетание. Таким образом, защитная стратегия = защит­ный комплекс (или механизм) + установка.

В структуру адаптивной стратегии входит "стратегическая цель" личности, т.е. тот ожидаемый результат, ради которого организуется весь процесс. Эта цель является повторяемой, воспроизводимой: в типичных проблемных ситуациях она вновь и вновь выдвигается личностью. Это может быть, напри­мер, цель самосохранения или достижения власти и высокого статуса, блестящих результатов в профессиональной деятельно­сти и т.п.

В. Попытка синтеза разных подходов - student2.ru 56 Альберт Налчаджян

В. Попытка синтеза разных подходов - student2.ru В структуру адаптивной стратегии входит также общий план действий,типичные, повторяющиеся, в том числе ставшие при­вычными, познавательные действия, а также группа конвергиру­ющих мотивов.

В общем, стратегия — это общий и принципиальный путь поведения и (или) познания. Она формируется для решения кардинальных проблем жизни и нацелена на крупные и устой­чивые цели личности. С ее помощью реализуются большие жизненные планы людей.

Адаптация в случайно возникающих (нетипичных, совер­шенно новых) ситуациях еще не может иметь свои стратегии. В подобных ситуациях происходят тактические адаптивные про­цессы вроде тех непосредственных реакций на ситуацию, о ко­торых пойдет речь на следующих страницах. Они, как правило, еще не приводят к формированию устойчивых адаптивных ком­плексов и стратегий. Правда, человек в таких ситуациях может спонтанно или произвольно апробировать свои уже готовые стратегии, проверяя их эффективность в этих новых условиях.

Наши рекомендации