В. Попытка синтеза разных подходов
Обострение этнического самосознания людей при контактах различных этносов — важный, но частный аспект более широкого явления — усиления этничностикаждого из конфликтующих народов. Сюда входит более четкое осознание своих этнических признаков и различий от других этносов. С первого взгляда может показаться, что учащение контактов между этносами будет способствовать их смешению и образованию нового этнического сообщества. Между тем нередко наблюдения над реальными межэтническими процессами, например, в бы-
' См.: Мосесова И.Армяне Баку: Бытие и исход. Ереван, 1999.
Социальные и этнические конфликты______________________ 5/
стро растущих африканских промышленных городах, куда стекались представители различных этнических групп, показали, что здесь происходит обратный процесс, названный одним из исследователей ретрибализацией- обострением племенных идентичностей. Члены племен, благодаря взаимодействию с представителями других племен, с их обычаями и ценностями, начинают острее чувствовать и яснее понимать, кто они и какими этническими чертами обладают1. Межэтнические контакты не сближают этносы, а психологически даже удаляют их друг от друга. Происходит межэтническая поляризация,весьма сходная с поляризацией установок и убеждений в результате групповых дискуссий людей с противоположными взглядами. Это явление обнаружено социальными психологами2.
Возможно, что ретрибализация (а лучше назвать данный процесс реэтнизацией)при столкновении разных этносов и поляризация установок сторон во время групповых обсуждений, имеют какие—то общие психологические механизмы и закономерности.
Надо сказать, что такие этносы могут объединить свои усилия для борьбы против обшего врага, т.е. тогда, когда у них появляется цель более высокого уровня, чем сугубо этнические цели.
Таким образом, по мнению этих исследователей, если этнические группы имеют четко различимые черты, тогда их контакты приводят к усилению этнической идентичности каждой из групп. Тем более противоречия и конфликты этносов являются условиями сохранения и усиления идентичности конфликтующих этносов.
Концепцию взаимодействия, как условия возникновения этнической идентичности, разработал Ф. Барт, который считал, что для развития и сохранения этничности достаточны взаимодействие этносов и взаимное принятие (адаптация) друг друга. Он считал, что культурные различия могут сохраняться несмотря на интер-этнические конфликты, независимо от них3.
1 См.: EpsteinA. L.Politics in an Urban African Community. Manchester;
Manchester Univ. Press, 1958; RoyceA. P. Ethnic Identity, pp. 39-40. ! См.: BaronR. and ByrneD. Social Psychology. Understanding Human Interaction.
2nd ed.; Allin and Bacon Inc., Boston a. o., 1977, pp. 569-580. Barth, FrederikEthnic Groups and Boundaries. Boston: Little, Brown and Co.,
1969.
52 Альберт Налчад:жян
В отличие от него Эд. Спайсер для сохранения этничности считает необходимым наличие этнических конфликтов. Его подход называют оппозиционным.Процесс противостояния он считает существенным фактором в возникновении и развитии системы идентичности, производящим интенсивное коллективное сознание и высокий уровень внутриэтнической солидарности'.
Точки зрения этих исследователей противоположны, однако мы считаем, что можно объединить их в единой концепции, которую можно назвать "теорией взаимодействия и этничности". Мы имеем в виду, что в реальной жизни конфликты, различные виды взаимодействия — соперничества и сотрудничества — не протекают изолированно друг от друга: они выступают как аспекты длительных процессов межэтнического взаимодействия.
Поскольку и реальность ассимиляции нельзя отрицать, следует конкретизировать, когда и контакты каких этнических общностей приводят к усилению их этничности, и когда — к ослаблению этничности одной из них или одновременно двух партнеров по взаимодействию.
Мы предлагаем следующие суждения, которые могут способствовать объединению разрозненных утверждений о последствиях контактов и конфликтов этносов: а) контакты этнических групп с равными социально—экономическими статусами приводят к усилению этничности обеих сторон; б) контакты этносов с неравными социально-экономическими статусами вначале усиливают их этничность, но затем начинается ассимиляция подчиненной (с низким рангом) группы в среде доминирующей этнической общности; в) играет роль, конечно, наличие или отсутствие линии непосредственного подчинения. Если сильная и многочисленная группа в результате завоевания подчиняет себе слабую группу, тогда они контактируют часто и непосредственно и возникают процессы, отмеченные в п. б; г) если между сильным и слабым этносами нет контактов, все вышеназванные процессы могут отсутствовать. Например, оче-
См.: Spicer, Edvard.Persistent Identity Systems. "Science", 1971 (4011)- pp. 795-800; SpicerEd. Cycles of Conquest. Tucson: Univ. of Arizona. 1961.
Социальные и этнические конфликты__________________________ 53
видно, что какое—либо африканское племя не может ассимилироваться в русском народе.
Эти идеи могут иметь важные применения и в практической политике. Известно, что многие политики даже международного уровня ошибочно считают, что общение этносов, их жизнь рядом друг с другом, способствуют их сближению, дружбе и сосуществованию. На самом деле это совсем не так: если этносы очень различны, их общение приводит к обострению этнического самосознания каждого из них и создает психологическую предпосылку для конфликтов. Для разрешения межэтнических конфликтов преодоление этого заблуждения имеет коренное значение.
Литература
1. Вебер М.Избранное. Образы общества. М., 1994.
2. Левин К.Типы конфликтов. - В сб. : Психология личности. Текс
ты. Изд-во МГУ, ML, 1982, с. 93-96.
3. Налчаджян А. А.Социально-психическая адаптация личности. Ере
ван, Изд—во АН Армении, 1988, гл. 2.
4. СмелзерН. Социология. Москва, "Феникс", 1994.
5. Тернер Дж.Структура социологической теории. Пер. с англ., "Про
гресс", 1985, с. 125-218.
6. Фрейд 3.Введение в психоанализ. Лекции. М., "Наука", 1989.
7. Фрейд 3.Труды разных лет. Кн. 1-2, Тбилиси, "Мерани", 1991.
8. Щепаньски ЯнЭлементарные понятия социологии. М., 1969.
9. Allport G.The Nature of Prejudice. Garden City. New York: Anchor
Press, 1958.
10.Austin W. G. and Worchel S. (eds.).The Social Psychology of Jntergroup
Relations. Monterey (Calif.), Brooks/Cole, 1979.
11. Brown R.Social Psychology. The Second Edition. Free Press, New
York, 1986. Ch. 15.
12. Coser L.Continuities in the Study of Social Conflicts. New York, Free
Press, 1967.
13. Coser L.The Functions of Social Conflict. Glencoe (111.): Free Press,
1956.
14. Dahrendorf R.Class and Class Conflict in Industrial Society. Stanford:
Stanford University Press, 1959.
54 Альберт Налчаджян
15. Hartmann H.Ego Psychology and the Problem of Adaptation, New
York, 1958.
16. Horowitz D. L.Ethnic Groups in Conflict. University of California
Press. Berkley et al., 1985.
17. Lewin K.Dynamic Theory of Personality. New York, London. 1935.
18. RoyceA. P. Ethnic Identity. Indiana Univ. Press. Bloomington, 1982.
19. SherifM. Group Conflict and Cooperation: Their Social Psychology.
London, Routledge and Kegan Paul, 1966.
20. Shibutani T. and К. М. KwanEthnic Stratification. New York, 1965.
Адаптивные процессы и стратегии ________________________ 55
Глава 2. Адаптивные процессы и стратегии
В |
ся этническая история народов — сплошная цепь защитных процессов, соперничества, агрессии одной группы и самозащиты другой и т.п. Игнорировать данный аспект проблемы - значит закрыть себе дорогу для понимания этнического характера народов, их теперешнего состояния и взаимоотношений. Этническая самозащита осуществляется широким спектром средств, в числе которых -■- важные психологические механизмы. Мы рассматриваем весь спектр этнозащиты, но наиболее подробно — психологические защитные механизмы, их комплексы и стратегии.
§ 2.1. Что такое адаптивная стратегия ?
Мы уже знаем, что в психике и поведении человека существует целый ряд адаптивных механизмов.Когда они составляют устойчивые сочетания и с их помощью люди защищаются и адаптируются в сложных проблемных ситуациях, мы говорим о том, что в их психике образовались адаптивные комплексы.Частную, но очень важную группу составляют защитные комплексы.
Адаптивную стратегиюмы определяем в качестве сочетания определенного защитного механизма или защитного комплекса с установкой на их актуализацию и использование в типичных проблемных ситуациях. Как только возникает соответствующая ситуация, личность самопроизвольно воспроизводит такое сочетание. Таким образом, защитная стратегия = защитный комплекс (или механизм) + установка.
В структуру адаптивной стратегии входит "стратегическая цель" личности, т.е. тот ожидаемый результат, ради которого организуется весь процесс. Эта цель является повторяемой, воспроизводимой: в типичных проблемных ситуациях она вновь и вновь выдвигается личностью. Это может быть, например, цель самосохранения или достижения власти и высокого статуса, блестящих результатов в профессиональной деятельности и т.п.
56 Альберт Налчаджян
В структуру адаптивной стратегии входит также общий план действий,типичные, повторяющиеся, в том числе ставшие привычными, познавательные действия, а также группа конвергирующих мотивов.
В общем, стратегия — это общий и принципиальный путь поведения и (или) познания. Она формируется для решения кардинальных проблем жизни и нацелена на крупные и устойчивые цели личности. С ее помощью реализуются большие жизненные планы людей.
Адаптация в случайно возникающих (нетипичных, совершенно новых) ситуациях еще не может иметь свои стратегии. В подобных ситуациях происходят тактические адаптивные процессы вроде тех непосредственных реакций на ситуацию, о которых пойдет речь на следующих страницах. Они, как правило, еще не приводят к формированию устойчивых адаптивных комплексов и стратегий. Правда, человек в таких ситуациях может спонтанно или произвольно апробировать свои уже готовые стратегии, проверяя их эффективность в этих новых условиях.