Б. Конфликт, самосознание и сплоченность этносов
Теперь чуть подробнее рассмотрим влияние этнических конфликтов на самосознание этносов.
Является ли этническое самосознание, я—концепция этноса, полезным психологическим образованием? Безусловно! Без самосознания нет подлинного этноса, тем более - нации. Без индивидуального этнического самосознания нет идентификации с этносом и нет сплоченности этнической общности. Этнические конфликты способствуют развитию я—концепции этносов и, в этом смысле, способствуют развитию этносов и нациоге-незу. Возникая между этносами 3j и Э2, конфликт заставляет
их изолироваться друг от друга, четче осознать этнические границы как в пространственном, так и в психологическом смысле. Некоторая психологическая и пространственная самоизоляция приводит к внутреннему сплочению членов этноса и вызывает у них психологическую готовность к борьбе против врагов. Как конфликты, так и угроза создания конфликтов, кризисы и борьба этносов, являются факторами, способствующими развитию этнического самосознания, положительной идентификации и сплочению. Эти положения, весьма близкие с идеями Л. Козера, нетрудно проиллюстрировать историческими примерами.
Так, сплочению различных частей (племен) греческого народа способствовали угроза со стороны Персидской державы и греко—персидские войны. Внешняя угроза и военные конфликты способствовали консолидации греков вокруг Афин. Именно в это время (в годы правления Перикла в особенности) греческий этнос превратился в нацию. Этногенетические и консолидационные процессы в Греции активизировались'. В результате такого развития происходят существенные изменения в индивидуальном и этническом самосознании: появляется много людей, способных ставить общенациональные интересы выше индивидуальных.Такое преобразование мотиваиионной иерархии личностей готовит их для совершения героических
1 См.: Сергеев В.История Древней Греции. М., Госиздат, 1939, гл. VIII—IX.
Социальные и этнические конфликты_____________________________ £Р
поступков, поскольку герой не просто тот, кто совершает смелые действия и добивается побед: такие достижения могут иметь эгоистическую мотивацию. Герой— это тот человек, который готов и способен на самопожертвование ради национальных интересов. Древняя Греция недаром дала много героических личностей.
Конфликт с общим врагом может консолидировать не только членов одного этноса, но и целый ряд различных этносов. Общий враг играет в жизни народов не только отрицательную роль. Наличие общего врага может способствовать созданию коалиций народов, а также консолидации уже существующих суперэтносов. Почему в 80—90—е годы имело место ослабление консолидации славянского суператноса? Основная причина в том, что исчез образ общего врага. А между тем война НАТО против Югославии в марте—июне 1999 года и вооружение албанских сепаратистов показали славянским народам, что они зря потеряли бдительность. Борьбе между этносами, их коалициями и суперэтносами не видно конца.
Такой подход позволяет лучше понять взаимоотношения Турции с ее соседями, взаимоотношения христианского и мусульманского суперэтносов и ряд других межэтнических процессов, происходящих в настоящее время в мире. Люди охотнее осознают и защищают свои национальные ценности и символику тогда, когда есть враг, угрожающий этим ценностям и символам. Недаром мудрые политические деятели время от времени даже искусственно создают образ врага нации, чтобы консолидировать ее. О роли врагов в нациогенезе хорошо знал один из ведущих идеологов сионизма Теодор Герцль. "Мы — народ,— сказал он. Враг превратил нас в народ"1. Идеологи сионизма считают, что без преследований со стороны врагов еврейский народ давно исчез бы с лица земли. Враждебное отношение усиливает этническое самосознание, чувство ответственности за судьбу своих сородичей, вызывает желание лучше знать историю и культуру своего народа. Иначе говоря, межэтнические конфликты способствуют возрождению нации, ее культурному
См.: Герцль Т. Еврейское государство. СПБ, 1896; LernerM. America as a Civilization. New York. 1957, p. 510. Shibutani T. and К. М. Kwan.Op. cit, pp. 220-221.
50 Альберт Налчаджян
и политическому ренессансу. Когда преследования становятся продолжительными, у преследуемых народов появляется национализмкак ответная агрессия и идеология. Создаются националистические организации, ставящие перед собой уже этнополи тические цели. Эти явления очень четко видны в истории армян, сербов и других народов в XIX—XX веках.
Убедительным примером, иллюстрирующим данную закономерность, является следующий: армяне, жившие в Сумгаите, в Баку и других городах и селах на территории Азербайджана, к концу 80—х годов XX века большей частью были уже ассимилированы в среде русских (в основном) и азербайджанских турок. Они, за некоторыми исключениями, уже не были армянами - эт-нофорами, носителями национальной культуры армянского народа1. Но враги вернули их, так сказать, назад, к прежней своей этнической идентификации.Им сказали: вы здесь чужие, вы армяне, мы вас ненавидим. И тогда многие из них действительно вновь приобрели национальное самосознание армянина. Это процесс реассимиляции и восстановления этнического самосознания.
Действительно, "Сумгаит", "баку" и другие новейшие аспекты геноцида и вандализма в какой—то мере разрушили те защитные комплексы,которые смягчили страдания, возобновили экзистенциальную фрустрацию и связанные с ней отрицательные переживания. Это были вторичные и более высокого уровня экзистенциальные фрустрации, которые, кроме того, что причинили народу новые страдания, привели к более четкому осознанию своего этнического самосознания.