Противоположные цели — одинаковые позиции
Казалось бы, противники в межнациональных и межгосударственных конфликтах, преследующих противоположные цели, не могут иметь одинаковые позиции по важным вопросам, касающимся их интересов. Но в дипломатической войнеэто явление нередко встречается. Оно казалось парадоксом, пока мы не добились понимания его причин. Приведем пример из политической истории.
Когда кончилась первая балканская война 1912—1913 гг., началась война дипломатическая за упорядочение создавшегося нового положения вещей. Совещание послов держав было организовано в Лондоне. Развернулась борьба между Турцией и ее противниками. "Победители требовали, чтобы границей Европейской Турции стала линия Мидия— Родосто; они настаивали на сдаче все еще сопротивлявшегося Адрианаполя и на от-
24________________________________________ Альберт Ыалчаджян
казе от островов Эгейского моря. По этим двум последним вопросам Турция не шла ни на какие уступки. По вопросу об Ад-рианаполе Россия и Австрия оказались на одинаковой позиции. Странно, но такое единство взглядов было порождено ожесточеннейшим соперничеством. Обе державы ратовали за интересы Болгарии, претендовавшей на Адрианаполь. Россия " поддерживала болгарские притязания, дабы предотвратить переход Болгарии в австро—германский лагерь; не менее энергично выступала за Болгарию и Австро-Венгрия, чтобы оторвать ее от России. Таким образом, русская и австрийская дипломатии, преследуя противоположные цели, заняли одинаковые позиции. В дальнейшем развитии балканского кризиса встретят- \ ся и другие примеры подобного дипломатического "сотрудничества" между злейшими врагами"1.
Сходное явление мы наблюдаем и в настоящее время: как Россия (с одной стороны), так и Турция и ее союзники, с другой, стремятся угодить Азербайджану, но - исходя из различных целей.
Итак, в структуре этнических конфликтов цельи позицияпротивников — разные явления, что и следует учесть во время попыток разрешения таких конфликтов.
§ 1.7. Структура многоэтнических обществ и различныетипы этнических конфликтов
А. Типы взаимоотношений этнических групп
Этнические группы, входящие в одно общество, могут быть ранжированными или неранжированными. На рис. 1 показаны два случая взаимоотношений этносов А и Б. На рис. 1а показано ранжированное отношение, а на рис. 16 — неранжирован-ное или параллельное. Стрелки показывают направление или ход этнического конфликта между А и Б. Упрощение ситуации состоит, в частности, в том, что предполагается, будто в обществе есть только две этнические группы. Считается, что в ран-
1 История дипломатии. Под ред. академика В. П. Потёмкина. IIт., М., 01ИЗ, 1945, с. 228. См. также: Могилевич, Айрапетян.На путях к новой войне. М., 1940.
Социальные и этнические конфликты
25
жированном обществе классы проникают в оба этноса. Это тоже, конечно, упрощение. Но схема, все же, полезна1.
Иерархический порядок, субординация
Параллельный порядок
А | Б |
Рис. 1а. Ранжированные группы Рис. 16. Неранжированные группы
Рис. 1. Два типа структуры многоэтнических обществ
В ранжированныхобщественных системах стратификация синонимна этническому членству. Мобильность ограничена рамками этноса. По всем своим социальным, экономическим и политическим статусам члены группы Б ниже членов группы А. Взаимоотношения этих групп проникнуты осознанием субординации статусов. Представители подчиненного этноса относятся к вышестоящим с подчеркнутым уважением. (Отметим, что такое отношение специально культивировалось, например, в Оттоманской империи). Примером могут служить отношения негров и белых хозяев в США. Много сходных отношений этносов до сих пор сохраняется на Востоке: в Индии - отношения каст, в Бурунди — между народностями туту и тутси, и другие. Примеров очень много.
В неранжированныхобществах этнические группы существуют рядом друг с другом, параллельно, и каждая из них имеет свою внутреннюю стратификацию. Параллельные этнические группы являются зарождающимисяцелостными обществами и, возможно, в прошлом уже были более или менее автономными целостными системами. В то время как касты являются компонентами ранжированного общества, состоящего из других сходных компонентов, роды и племена являются относительно самостоятельными и гомогенными системами. (Под кастой
Схема взята нами из следующей работы: Horowitz D.L. Ethnic Groups in Conflict, New York, 1985, p. 22.
24________________________________________ Альберт Налчаджян
казе от островов Эгейского моря. По этим двум последним вопросам Турция не шла ни на какие уступки. По вопросу об Ад-рианаполе Россия и Австрия оказались на одинаковой позиции. Странно, но такое единство взглядов было порождено ожесточеннейшим соперничеством. Обе державы ратовали за интересы Болгарии, претендовавшей на Адрианаполь. Россия поддерживала болгарские притязания, дабы предотвратить переход Болгарии в австро-германский лагерь; не менее энергично выступала за Болгарию и Австро-Венгрия, чтобы оторвать ее от России. Таким образом, русская и австрийская дипломатии, преследуя противоположные цели, заняли одинаковые позиции. В дальнейшем развитии балканского кризиса встретят- \ ся и другие примеры подобного дипломатического "сотрудничества" между злейшими врагами"1.
Сходное явление мы наблюдаем и в настоящее время: как Россия (с одной стороны), так и Турция и ее союзники, с другой, стремятся угодить Азербайджану, но — исходя из различных целей.
Итак, в структуре этнических конфликтов цельи позицияпротивников — разные явления, что и следует учесть во время попыток разрешения таких конфликтов.
§ 1.7. Структура многоэтнических обществ и различные типы этнических конфликтов
А. Типы взаимоотношений этнических групп
Этнические группы, входящие в одно общество, могут быть ранжированными или неранжированными. На рис. 1 показаны два случая взаимоотношений этносов А и Б. На рис. 1а показано ранжированное отношение, а на рис. 16 — неранжирован-ное или параллельное. Стрелки показывают направление или ход этнического конфликта между А и Б. Упрощение ситуации состоит, в частности, в том, что предполагается, будто в обществе есть только две этнические группы. Считается, что в ран-
История дипломатии. Под ред. академика В. П. Потёмкина. 11т., М., ОГИЗ, 1945, с. 228. См. также: Могилевич, Айрапетян.На путях к новой войне. М., 1940.
Социальные и этнические конфликты
25
жированном обществе классы проникают в оба этноса. Это тоже, конечно, упрощение. Но схема, все же, полезна'.
Иерархический порядок, субординация
Параллельный порядок
А | Б |
Рис. 1а. Ранжированные группы Рис. 16. Неранжированные группы
Рис. 1. Два типа структуры многоэтнических обществ
В ранжированныхобщественных системах стратификация синонимна этническому членству. Мобильность ограничена рамками этноса. По всем своим социальным, экономическим и политическим статусам члены группы Б ниже членов группы А. Взаимоотношения этих групп проникнуты осознанием субординации статусов. Представители подчиненного этноса относятся к вышестоящим с подчеркнутым уважением. (Отметим, что такое отношение специально культивировалось, например, в Оттоманской империи). Примером могут служить отношения негров и белых хозяев в США. Много сходных отношений этносов до сих пор сохраняется на Востоке: в Индии — отношения каст, в Бурунди - между народностями туту и тутси, и другие. Примеров очень много.
В неранжированныхобществах этнические группы существуют рядом друг с другом, параллельно, и каждая из них имеет свою внутреннюю стратификацию. Параллельные этнические группы являются зарождающимисяцелостными обществами и, возможно, в прошлом уже были более или менее автономными целостными системами. В то время как касты являются компонентами ранжированного общества, состоящего из других сходных компонентов, роды и племена являются относительно самостоятельными и гомогенными системами. (Под кастой
Схема взята нами из следующей работы: Horowitz D. L.Ethnic Groups in Conflict, New York, 1985, p. 22.
28 Альберт Налчаджян
Азербайджане начиная со второго десятилетия 20—го века, и особенно с конца 80—х годов.
Надо иметь в виду, что когда стремление к этническому од-нородству и насильственным действиям проявляют небольшие или прежде угнетенные этносы, то такое их поведение является следствием фрустрации. Они тоже могут перенести свою агрессию на более слабые этнические и другие группы. В современной России есть этнические территории, на которых создалась именно такая ситуация, вследствие чего над страной нависла опасность распада. Мы уже говорили о наиболее опасных очагах этих этнических процессов. Но этнопсихологические знания пока что не находят применения в политике. Россия, по—видимому, идет к преобразованию в неранжированное общество, в котором этнические конфликты затемняют классовые, препятствуют их появлению. В отдельных этнических сообществах такого общества будет усиливаться тенденция подавления классовых конфликтов, поскольку их свободное проявление приведет как минимум к двум нежелательным последствиям: а) к классовой солидарности членов различных конфликтующих этнических групп; б) к конфликтам различных подгрупп одной этнической общности, к их антагонизму. И то, и другое приводит к ослаблению внутриэтнической солидарности, а это в ситуации вспыхнувшего конфликта двух этносов уже опасно. Именно поэтому в основном можно согласиться с выводом этносопиологов о том, что в неранжированных обществах этнические конфликты идут рука об руку с консервативной политикой'. Правда, состояния и социальные процессы в реальных обществах очень сложны и этнические конфликты могут сочетаться с попытками проведения прогрессивной политики. Ясно одно: этнические конфликты как в ранжированных, так и в неранжированных многоэтнических обществах очень сложны и вышеописанное является лишь их весьма приблизительным эскизом. Нужны новые исследования.