В. Комплексные (многомерные) конфликты
Бывают и комплексные (двумерные) этнически—религиозные конфликты. Такой конфликт имеет место, например, в Шри-Ланке, где соперниками являются тамильцы и цы. Тамильцы проповедуют индуизм, а сингальцы
' См.: Horowitz D. Op. cit, p. 16.
и. Буддийские монахи ведут активные проповеди против тамильпев.
В свое время сингальцы, проповедующие буддизм, уже предвидели возможность своего исчезновения как этноса и религиозной общины и начали борьбу против тамильцев. Ожесточенныйхарактер конфликта между этими дву\ ки-религиозными общинами в значительной мере ся именно сочетанием религиозных и этнических различий. В настоящее время на Цейлоне между этими общинами по существу идет борьба за взаимное уничтожение.
Такой же комплексный характер имеет конфликт сербами и албанцами. При этом поражает примитивность хода некоторых политиков к этой проблеме, при котором они стремятся свалить всю вину на сербов и отнять у них часть исконной этнической территории в пользу пришельцев, в свое время закрепившихся в Косово с помощью османцев—турок. В этом конфликте религиозный фактор все же берет верх. А вот в Боснии стороны конфликта - славяне: здесь конфликт носит религиозный характер.
Трехмерный конфликтимеет место тогда, когда к этническим и религиозным факторам добавляется, например, экономический фактор.А в общем конфликты этносов могут быть много-I.Например, конфликт между Россией и Чечней фак-принял многомерный характер и его смягчение требу-
многомерного же, комплексного подхода. Поскольку суще-христианская и мусульманская цивилизации, в подобных случаях можно говорить также о столкновении двух циви-
Многие из этих конфликтов происходят на границе между
и христианскими государствами, а, еще большему объединению сторон и обострению (а глобализации) конфликта препятствует то, что нет i ва ни в том, ни в другом лагере. Христианство не едино (в существуют православие, католицизм, протестантизм и другие направления). В исламе по многим вопросам нет согласия между шиитами и суннитами. Эти внутрирелигиозные конфликты, в которых сторонами выступают этнические государства, являются религиозными и моральными, так и политическими, а ино-и экономическими. Но когда обостряются конфликты
Ш
Социальные и этнические конфликты
ладают обратными чертами, они великодушны и не такие узко расчетливые, как тамилыш. Бог сам решил, что сингальцы — морально выше и ближе его сердцу.
Когда затем исследовали стереотипные представления сингальцев о себе и о тамильцах, оказалось, что их взгляды очень близки к тем, что рассказывается о боге Кандешвами: они считают себя добрыми, великодушными, религиозными и хорошими людьми, но значительно более ленивыми, чем тамильцы. Последних же они считают жестокими, раздражительными, но упорными и трудолюбивыми.
Полезность анализа подобных рассказов в том, что они показывают: люди знают, что между этническими группами существуют различия по целому ряду черт. Обладая разными сочетаниями черт характера и темперамента, этносы соперничают ради получения более благоприятной моральной оценки. Соперничество возникает тогда, когда этнические группы оказываются на одной и той же территории. Живя и соперничая на одной территории, представители этих двух групп знали о своих психологических различиях, но им нужен был более авторитетный судья. Вот они и сочинили историю, где бог дает свое авторитетное заключение. А поскольку это бог тамильцев и осуждает тамильцев, то ему нельзя не верить.
Когда образуются общества, состоящие из двух или большего числа этнических групп, то после первых же контактов начинаются процессы сравнения и взаимной оценки. Вскоре появляются и стереотипы, которые закрепляются в памяти людей и в культуре (литературе, истории, устном народном творчестве) этносов. У каждой группы имеется целый ряд черт, которые должны получить свои оценки. Но в реальной жизни нет богов, а оценки необходимы, люди нуждаются в них для формирования представления о себе и других. Самооценки личности и уровень ее самоуважения зависят от многих обстоятельств, в том числе от того, к какой этнической группе она принадлежит. Поэтому этническая принадлежность, особенно на Востоке, играет огромную роль. Этнические оценки и самооценки получаются путем сравнения. И в борьбе за высокие оценки и благоприятное сравнение появляются этнические конфликты1.
См.: Horowitz D. L.Ethnic Groups in Conflict, p. 143.
14 Альберт Налчаджян
религиями и этносами (суперэтносами), эти внутрирелигиозные различия в определенной мерс отодвигаются на задний план.
Надо иметь в виду также существование идеологических конфликтовполитико—социального характера. Например, между коммунистической идеологией (и соответствующими государствами, где эта идеология является государственной) и мусульманской или западной либерально—демократической идеологией безусловно существует конфликт. В настоящее время, например, возник конфликт между русской национально—государственной идеологией, стремящейся сохранить единство страны, и идеологией сепаратизма нерусских народов Российской Федерации. Ценности, за которые борются стороны, очень различны и несовместимы.