Не только любить, но и уважать друг друга

Мы знаем, как Вам трудно, как Вы стараетесь сделать для детей все возможное и невозможное. Но кое с чем придется смириться: Вы не сможете быть для них всем. Так же, впрочем, как и они для Вас. Вам понадобятся взрослые, а им - их отец и сверстники (об этом речь впереди). Поэтому и Вам, и детям надо запомнить

ПРАВИЛО равенства всех членов семьи: у каждого есть не только обязанности, но и права,не только по отношению к другим, но и к себе.

Соблюдение этого правила и следование советам, которые мы Вам дали, поможет наладить и поддержать близкие отношения с детьми. Но и естественное общение с детьми нередко само по себе позволяет найти наилучший путь действия. Обсуждайте с детьми некоторые вещи, которые Вас беспокоят. Во-первых, они убедятся, что Ваше плохое настроение, тревога не вызваны промахом с их стороны. А во-вторых, Ваша откровенность вызовет ответную откровенность.

Независимо от того, в какой семье -полной или неполной- растет ребенок, самым главным условием для возникновения понимания и близости является достаточная информированность родителей о детях. Вспомним многочисленные телесериалы: все проблемы, недоразумения и даже трагедии происходят в них из-за отсутствия информации друг о друге. И это не только “киношный” трюк, в жизни все происходит именно так, только, может быть, тайны не такие роковые, а последствия могут быть даже и посерьезнее. Поэтому так важно проявлять интерес к ребенку. Не только к его поведению, учебе, друзьям, но и к тому, как он оценивает то или иное событие, фильм, книгу, человека и т. п.

Как избежать разногласий с детьми

К сожалению, не всегда общение с ребенком выливается в доверительную, задушевную беседу. Что делать, если возник спор, разногласие, вы недовольны друг другом? Мы не беремся разрешить суть Вашей проблемы, они у всех разные. Об их причинах лучше Вам поразмыслить самой. Но мы можем дать несколько советов о форме решения конфликта, о том, как быстрее из него выйти и избежать лишних обид.

- Переводите разговор из прошлого в настоящее, это позволит Вам избежать взаимных упреков и от описания проблемы перейти к ее решению.

- Если Вы говорите о том, что произошло, старайтесь “ты”-утверждения заменять “я”- утверждениями (например, если Вы собираетесь сказать: ”Ты опять пришел вчера поздно домой”, лучше выразите свой упрек так: ”Я так волновалась из-за того, что тебя долго не было...”). Тем самым Вы избегаете разговора о праве ребенка приходить поздно и переносите акцент на свои переживания, что трудно опровергнуть.

- Пытаясь предложить решение проблемы, старайтесь реже говорить “я” и “ты”, по возможности используя для этого местоимение “мы”: “Мы должны постараться...”

- Никогда не обобщайте конфликта (“Ты всегда...”, “Ты и в прошлый раз...”), спорьте о конкретном поводе, говорите только о том, что существует “здесь и сейчас”.

- Лучше всего, если во время спора вы не будете стоять друг против друга. Постарайтесь встать или сесть рядом - вы увидете, насколько это снимет остроту спора!

Часто, сами того не ведая, мы навязываем детям тот или иной поступок, провоцируем конфликты. И для того чтобы в дальнейшем избежать возникновения поводов для споров, запомните

ПРАВИЛО: сила ожидания, которое мы связываем с человеком, оказывает реальное влияние на его поведение.

Мы называем это явление самоосуществляющимся пророчеством. То, на что мы считаем способным человека (особенно ребенка), нередко с ним и происходит. Приведем простой пример. В одном лагере отдыха собрались 14-летние мальчики и девочки, чтобы научиться плавать. Случайной половине учеников преподаватель сказал, что в их группе - сплошные таланты. И действительно, в конце двухнедельного курса эти молодые люди умели плавать значительно лучше, чем другие. Итак, главное в отношениях с детьми - любовь, уважение и взаимное доверие.

Наверное, нет на свете мамы, которая желала бы своему ребенку плохого. Тем не менее иногда случается, что в ситуации послеразводного стресса, стремясь компенсировать детям отсутствие отца, женщины допускают некоторые педагогические просчеты. Скорее всего, эти ошибки были более присущи поколению наших бабушек и мам. Однако проверим на всякий случай, не превышает ли педагогическое усердие Вашего опыта.

Наши рекомендации