Периодизация психического развития ребенка Д. Б. Эльконина

Периодизация Д. Б. Эльконина [104] наиболее последовательно воплощает основные принципы этапов психического развития на основе выделения внутренних закономерностей и является теоре­тической основой практики возрастно-психологического консуль­тирования, проведения диагностики и коррекции психического раз­вития ребенка. Автор предлагает три основания периодизации: социальная ситуация развития; ведущая деятельность; психологи­ческие возрастные новообразования. Принцип единства аффектив­ной и интеллектуальной сфер воплощен в понятии ведущей дея­тельности, включающей мотивационныи и операционно-техничес-кий компоненты.

Гипотеза о периодичности процессов развития заключается в закономерном чередовании периодов преимущественного развития аффективно-потребностной, личностной сферы и операционно-тех-нической, умственной сферы. Это чередование может быть выраже­но метафорой спиралевидного развития. В современной психоло­гии к гипотезе относятся неоднозначно, полагая, что Д. Б. Эльконин чрезмерно акцентирует различия между двумя видами деятельно­сти. Любая деятельность обеспечивает прирост и в сфере личност­ной, и в сфере интеллектуальной. Исследователь сохраняет чередо­вание кризисных и стабильных возрастов, придавая кризису значе ние разрешения противоречий, возникших в ходе развития межд; местом ребенка в системе социальных отношений и уровнем раз вития мотивационно-потребностной и операционно-техническои сфер.

Периодизация строится по следующей схеме — цикл, периоды, фазы развития. Целостный цикл (эпоха развития) включает два взаимодополняющих периода — период развития мотивационно-потребностной, личностной сферы и период развития операционно-технической, умственной сферы. Каждая эпоха отделена от другой большими кризисами, т. е. кризисами перестройки отношений лич­ности с миром. К большим кризисам относятся кризисы 3, 12 и

Периодизация психического развития ребенка Д. Б. Эльконина - student2.ru Периодизация Л. И. Божович

Таблица 5




^\Возрастные ^v. стадии Критерии^\^ Младенчество 0-1год Раннее детство 1-3 года Дошкольное детство 3-7 лет Младший школьный возраст 7-12лет Кризис подросткового возраста
1фаза 2 фаза
Социальная ситуация развития Внутренние процессы Беспомощ­ность Самостоя­тельность   Осознание социаль­ного Я Эмансипа­ция от взрослых Определе­ние места в жизни
Внешние условия Деятельность, опосредован­ная взрослым Требования взрослых   Новая система требований Переход в среднюю школу  
Новообразование личности Центральное новообразо­вание Аффективные заряженные представления Система Я Внутренняя позиция   Способность к целепола-ганию Формирова­ние жизненных планов
Потребность   Самоутвер­ждение В новой жизненной позиции      

152 • Возрастная психология. Конспект лекций

Периодизация психического развития ребенка Д. Б. Эльконина - student2.ru 17 лет. Периоды разделены между собой малыми кризисами, под­готовки, рождения и развития индивидуального сознания и пред­полагают перестройку отношения к себе (1, 7, 15 лет). Противоре­чие, характерное для малых кризисов, связано с противоречием сформированных мотивов и отсутствием соответствующих средств реализации деятельности. Большие кризисы связаны с несформи-рованностью мотивов, потребностей и с необходимостью выработки жизненной позиции.

Два важных ограничения периодизации возрастного развития:

1. В периодизацию не включен период пренатального развития,
поскольку в этом периоде действуют иные закономерности разви­
тия (органического созревания).

2. Периодизация завершается возрастом 17 лет, не включая зре­
лые возрасты. Причина такого ограничения по возрасту связана с
предположением о кардинальном изменении законов развития в
зрелом возрасте. До 17 лет развитие личности осуществляется в
форме присвоения социально-культурного опыта, после вступления
во взрослость — в форме созидания культурного опыта, саморазви­
тия и самостроительства. Для зрелого возраста структура нуждает­
ся в дополнении. Попытки распространить принцип ведущей дея­
тельности на периодизацию зрелых возрастов, предпринятые
В. Ф. Моргун и Н. Ю. Ткачевой, достаточно интересны [63].

Периодизация психического развития ребенка включает три основных эпохи — раннее детство, детство и подростничество.

Эпоха раннего детства начинается с кризиса новорожденнос-ти (0-2 месяца). Особый характер этого кризиса связан с изменени­ем типа жизни и типа развития.

Младенчество (2-12 месяцев) — первый период эпохи раннего детства. Ведущей деятельностью является непосредственное эмо­циональное общение с близким взрослым. Опережающими темпа­ми развивается мотивационно-потребностная сфера. Центральная проблема возраста — генезис потребности в общении и развитие форм общения с близким взрослым. Завершается младенчество кризисом первого года жизни (малым кризисом), когда благодаря приобретению самостоятельности ребенка в передвижении, овладе­нии ходьбой и возникновении аффективно-заряженных мотивиру­ющих представлений распадается прежняя социальная ситуация развития «Пра-Мы» и создается основа выделения самого себя.

Ранний возраст (1-3 года) является вторым периодом эпохи раннего детства. Ведущая деятельность — предметно-орудийная, направлена на овладение социальной функцией и социальным спо-

w

Лекция 11. Проблема возраста и возрастной периодизации "153

Периодизация психического развития ребенка Д. Б. Эльконина - student2.ru собом использования предмета как человеческого орудия (из чаш­ки пьют, расческой причесываются, зонтиком укрываются от дож­дя). Преимущественное развитие познавательной умственной сфе­ры — речи, мышления, восприятия. Завершается период кризисом трех лет— кризисом «Я сам». Происходит перестройка отноше­ний между ребенком и взрослым в пользу возрастания самостоя­тельности и автономии первого.

Эпоха детства также включает два периода — дошкольный и младший школьный возраст.

В дошкольном возрасте (3-7 лет) ведущей деятельностью явля­ется сюжетно-ролевая игра. По своему содержанию — это деятель­ность моделирующего типа, направленная на ориентацию ребенка в системе социальных и межличностных отношений, системе задач, смыслов и мотивов человеческой деятельности, осуществляемая путем принятия роли, использования игровых предметов и др. Дош­кольный возраст, по словам А. Н. Леонтьева [53], — это возраст фак­тического складывания структуры личности, первичного соподчине­ния мотивов. Завершается дошкольный возраст кризисом 6-7 лет (малый кризис). Его основным новообразованием является фор­мирование мира внутренних переживаний, опосредующих отноше­ние ребенка к миру и рождающих личное отношение.

Младший школьный возраст (7-11 лет) характеризуется учеб­ной деятельностью как ведущей. Содержание учебной деятельнос­ти составляет овладение обобщенными способами действий в сис­теме научных понятий. Преимущественное развитие познаватель­ной сферы и интеллекта. Сегодня многие исследователи называют возраст 11 лет — особым возрастом, «ничьей землей» (Г. А. Цукер-ман), подчеркивая его переходный характер. Завершается младший школьный возраст кризисом 12 лет (большой кризис), выступаю­щим как кризис перестройки отношений со взрослыми. В кри­зисный период происходит рождение особой формы самосозна­ния — чувства взрослости («хочу быть и казаться взрослым»). Можно выделить две особенности самосознания младших подрост­ков. Во-первых, это чувство, а не рефлексия, переживание, стремле­ние. Во-вторых, — социальная форма самосознания. Подросток стре­мится видеть себя в новой роли взрослого, открывает ее для себя, требует признания себя взрослым, уважения, учета своего мнения и равных прав.

Эпоха подростничества (12-17 лет) начинается с кризиса 12 лет и завершается кризисом 17 лет — кризисом начала вступления во взрослость.

Периодизация психического развития ребенка Д. Б. Эльконина - student2.ru 154 ■ Возрастная психология. Конспект лекций

Периодизация психического развития ребенка Д. Б. Эльконина - student2.ru Младший подростковый возраст (12-15 лет) — первый период эпохи подростничества. Ведущая деятельность — интимно-личност­ное общение со сверстниками, содержанием которого выступает установление близких отношений с партнером, познание его и са­мопознание. Функция сверстника — эталон для самопознания и формирование отношения к себе как ко взрослому. В ходе личност-но ориентированного общения происходит усвоение кодекса нрав­ственно-моральных норм, что обусловливает высокую чувствитель­ность этого возраста к моральному воспитанию. Период преимуще­ственного развития личностной сферы. Завершается кризисом 15 лет — формирования эго-идентичности, рождения индивидуаль­ного самосознания, кризисом второго рождения Я.

Старший подростковый возраст (15-17 лет) завершает эпоху под­ростничества. Ведущая деятельность — учебно-профессиональная как овладение системой научннвс понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения. Меняется характер учебной деятельности, она все более приобретает характер деятельности по самообразованию (секции, курсы, репетиторы, хобби). Кризис 17 лет знаменует завершение эпохи подростничества и начало вступления во взрослость (период поздней юности - 17 — 20-21 год).

Лекция 12

Младенческий возраст

Периодизация психического развития ребенка Д. Б. Эльконина - student2.ru 12.1. Особенности пренатального развития ребенка

Первая эпоха — эпоха раннего детства — начинается с кризиса новорожденного и включает два периода — младенческий возраст и ранний возраст (Д. Б. Эльконин). Пренатальный период (от мо­мента зачатия до рождения) в периодизацию в отечественной пси­хологии не включается.

Основным аргументом является тезис о том, что в момент рож­дения коренным образом меняются тип жизни и тип развития ребенка, изменяются законы его развития. Центральным психоло­гическим новообразованием периода новорожденного является индивидуальная психическая жизнь ребенка. До момента рожде­ния нет ни психического отражения, ни соответствующего ему типа развития, поэтому пренатальный период в периодизацию психичес­кого развития человека не включается. Однако, признавая важность и значение пренатального развития, дадим его краткую характери­стику. Пренатальное развитие включает три основных периода:

■ терминальный (от зачатия до 2 недель) — период быстрого рос­
та и первичной дифференциации клеток;

■ эмбриональный (от 2 недель до 2 месяцев) — период формиро­
вания основных структур и органов;

■ фетальный (от 3 месяцев — до рождения) — период интенсив­
ного морфофизиологического развития плода.

К концу второго триместра (4-6 месяцев) беременности мозг увеличивается в шесть раз. В конце шестого месяца плод жизне­способен. Можно зафиксировать реакции на звук, тактильные раз­дражения, что свидетельствует об определенном уровне зрелости анализаторных систем. В третьем триместре (6-9 месяцев) проис­ходит интенсивное развитие центральной нервной системы: фор­мирование структур, ответственных за дыхание и глотание, локали­зация сенсорных и моторных центров (7 месяцев), возникает чув-

Периодизация психического развития ребенка Д. Б. Эльконина - student2.ru Периодизация психического развития ребенка Д. Б. Эльконина - student2.ru 156 ■ Возрастная психология. Конспект лекций

Периодизация психического развития ребенка Д. Б. Эльконина - student2.ru ствительность к прикосновению и вибрации. Еще в пренатальном периоде налаживается взаимодействие ребенка с матерью. Показа­но, что плод чувствителен к сердцебиению матери. Этот факт ис­пользуется, например, для коррекции состояния недоношенных де­тей, когда в бокс с новорожденным подается аудиозапись сердцебие­ний матери в спокойном состоянии. Синхронизация частоты сердечного ритма матери и ребенка оптимизирует деятельность всех физиологических систем его организма. Это объясняется тем, что при физическом отделении от матери ребенок еще сохраняет свою биологическую зависимость от нее. В психологии пренатального раз­вития сегодня общепризнанным является положение о значении возможно более раннего формирования общения матери (близкого взрослого) и ребенка для оптимизации его психического развития. Такое общение носит характер обмена «сообщениями»: перестуки­вание, поглаживание, вербальное обращение к ребенку, разговор с ним. Вопрос о мере активности каждого из участников такого взаимодей­ствия и существовании форм психического отражения действитель­ности ребенком до момента рождения оставим для развернутой дис­куссии. Однако необходимо подчеркнуть, что такое взаимодействие создает благоприятную основу для формирования родительской по­зиции, эмоционального принятия ребенка, повышения сенситивное -ти матери к его поведению и состояниям, формирования субъектно­го отношения к нему. Опыт общения в пренатальном периоде ока­зывает положительное влияние на формирование психологической готовности матери к родам и налаживание сотрудничества ребенка с близким взрослым в период новорожденности. Бесспорно, что чем раньше родители включаются в процесс общения с ребенком, тем раньше формируется продуктивная родительская позиция.

Кризис новорожденности

Кризис новорожденности как психологический кризис впервые был выделен и описан Л. С. Выготским [22]. Особый характер это­го кризиса связан с переходом от пренатального к постнатальному развитию, изменением типа жизни и типа развития. Изменение типа жизни связано с отделением ребенка от предмета потребнос­тей — до рождения все его витальные потребности удовлетворя­лись через единую с матерью физиологическую систему питания, дыхания, выделения. Теперь возникает объективная необходимость в психическом отражении, ориентировочной деятельности. Первым

Лекция 12. Младенческий возраст «157

Периодизация психического развития ребенка Д. Б. Эльконина - student2.ru психологическим новообразованием кризиса новорожденности является возникновение индивидуальной психической жизни.

Другими особенностями этого кризиса являются перестройка физиологических механизмов дыхания, питания, выделения, термо­регуляции; воздействие на нервную систему ребенка огромного ко­личества раздражителей в условиях недостаточной зрелости ЦНС, особенно коры больших полушарий; ограниченность репертуара врож­денных безусловных рефлексов ребенка; потеря иммунитета матери и крайняя уязвимость в отношении внешних факторов. Лавина сти­мулов, обрушивающаяся на ребенка после рождения, сравнимая с «информационным шоком», приводит к ускоренному созреванию ЦНС и находит отражение в преобладании сна и сновидных состоя­ний в поведении ребенка (сон как защитное реагирование).

Все перечисленные особенности, определяемые переходным ха­рактером кризиса новорожденности, обнаруживаются в моментах инволюции развития, например, в потере веса в первые две недели, по сравнению с моментом рождения, вследствие несформированно-сти системы пищевого поведения. Физиологический критерий за­вершения кризиса — начало прибавления в весе.

Социальная ситуация развития кризиса новорожденности ха­рактеризуется противоречием между полной беспомощностью ре­бенка и его зависимостью от близкого взрослого, с одной стороны, и отсутствием готовых форм общения, сотрудничества и средств та­кого общения, с другой. Врожденный фонд реакций ребенка очень беден, особенно по сравнению с животными. Все потребности ребен­ка удовлетворяются через взрослого. Поэтому вопрос о генезисе общения с близким взрослым в буквальной смысле — вопрос жиз­ни и смерти. Психологический смысл кризиса — без взрослого не выживет, а потребности в общении и средств общения пока нет. Основная задача развития: формирование у ребенка потребности в общении и соответствующих средств.

Разрешение кризиса новорожденности осуществляется к концу второго месяца жизни и связано с формированием рубежного но­вообразования, получившего название комплекса оживления [91]. Рождение комплекса оживления знаменует собой формирование у ребенка первой социальной потребности — потребности в общении со взрослым и представляет первую форму такого общения.

Существует ряд особенностей поведения новорожденного. Теоре­тическое значение изучения форм поведения новорожденного в том, чтобы установить роль наследственности в развитии ребенка. Какие готовые наследственные формы поведения есть у новорожденного?

Периодизация психического развития ребенка Д. Б. Эльконина - student2.ru 158 ■ Возрастная психология. Конспект лекций

Периодизация психического развития ребенка Д. Б. Эльконина - student2.ru Можно выделить следующие категории поведения: сон, бодрствова­ние, диффузная ненаправленная активность, упорядоченные реакции.

Сон подразделяют на глубокий, поверхностный, полусон (откры­тые глаза и отсутствие активности). На сон приходится около 80% времени суток. Постепенно происходит дифференциация сна и бодр­ствования с возрастанием удельного веса бодрствования.

Бодрствование выступает в формах спокойного бодрствования (сенсорная активность) и активного бодрствования (сенсорная ак­тивность дополняется двигательной активностью).

Диффузная ненаправленная активность в форме общей спон­танной двигательной активности рефлекторной природы представ­ляет собой реакции на внутренние раздражители и характеризует­ся определенным ритмом. Другим выражением диффузной актив­ности является крик и плач, которые имеют сигнальную природу. Они сообщают близкомувзрослому о неблагополучии и дискомфор­те ребенка и его потребностях. Достаточно быстро мать начинает различать крики и плач в их значении: хочет есть, болит живот, устал, хочет спать и пр. Если мать адекватно распознает потребности ребенка и удовлетворяет их, то крик и плач приобретают сигналь­ную функцию не только для матери, но и для самого ребенка. Во второй половине младенчества ребенок начинает использовать крик и плач для привлечения внимания взрослого к своим нуждам.

Упорядоченные реакции включают следующие виды специали­зированных безусловных рефлексов:

1. Пищевое и лабиринтное сосредоточение, представляющее со­
бой врожденные доминантные реакции. Особенности доминант зак­
лючаются в том, что их актуализация приводит к торможению всех
остальных реакций; любой раздражитель усиливает доминантную
реакцию. Пищевое сосредоточение выступает в форме сосания, ла­
биринтное — сосредоточение во время укачивания (раздражения
вестибулярного анализатора). Издавна в практике воспитания ис­
пользовали указанные доминантные реакции для того, чтобы успо­
коить ребенка — соска-пустышка и люлька.

2. Пищевые рефлексы: врожденные пищевые реакции (соса­
тельный, глотательный и ориентировочные рефлексы, обслуживаю­
щие пищевое поведение — поиск пищи при раздражении губ, щек,
подбородка и др.). Безусловный сосательный рефлекс несоверше­
нен, быстро «обрастает» условными рефлексами.

3. Защитные, оборонительные рефлексы: рефлекс Пейпера —
зажмуривание на сильный световой раздражитель; кохлеарно-паль-
пебральный (зажмуривание на сильный звук); корнеально-пальпеб-

Лекция 12. Младенческий возраст «159

Периодизация психического развития ребенка Д. Б. Эльконина - student2.ru ральный (зажмуривание на прикосновение); рефлекс Моро («груп­пирование» на потерю опоры и сильный звук); отдергивание ко­нечности на болевой раздражитель. Очевидно, что указанные реф­лексы вряд ли могут обеспечить безопасность ребенка.

4. Ориентировочные рефлексы по типу рефлекса, названного
И. П. Павловым рефлексам «Что такое?», со зрительного и слухо­
вого анализаторов, обеспечивающие выделение нового раздражите­
ля и установку на его восприятие.

5. Рефлексы-атавизмы, т. е. рефлексы, полезное приспособитель­
ное значение которых у человека утрачено. Рефлексы оттормажи-
ваются в раннем или позднем младенчестве. К ним относятся:

■ «обезьяний» хватательный рефлекс (рефлекс Робинзона), пред­
ставляющий собой захватывание объекта, при раздражении
тыльной стороны ладони. К формированию хватания отноше­
ния не имеет, так как к двум месяцам уже исчезает. Хвата­
тельный рефлекс формируется в 4,5-5 месяцев;

■ рефлекс Бабинского — тыльное сгибание подошвы ноги, исчеза­
ет после 6 месяцев и заменяется подошвенным рефлексом;

■ позовые и локомоторные рефлексы: шейно-тонический (исче­
зает после 4 месяцев), рефлекс шагания (после 2-3 месяцев), реф­
лекс опоры (после 2-3 месяцев), «плавательный» рефлекс (пос­
ле 6 месяцев).

Очевидно, что все виды рефлексов, за исключением ориентиро­вочных, значительной роли в формировании поведения не играют.

Буквально с первых дней жизни ребенка происходит выработ­ка условных рефлексов. Первый натуральный условный рефлекс на положение при кормлении формируется у ребенка на 5-7 день жизни. На 2-4 неделе формируется слуховое сосредоточение, а на 3-5 неделе жизни после установления механизмов аккомодации и конвергенции — зрительное сосредоточение. Зрительное и слухо­вое сосредоточение создают необходимые сенсорные предпосылки для формирования комплекса оживления.

Наши рекомендации