Роль деятельности. Понятие «ведущая деятельность»

А. Н. Леонтьев настаивал на том, что в изучении психического развития ребенка необходимо прежде всего исходить из места ре­бенка в системе социальных отношений и анализа его деятельнос­ти [53]. Развитие человека происходит в форме присвоения социо­культурного опыта, что требует осуществить адекватную, но не тож­дественную родовым способностям, кристаллизованным в предметах культуры, деятельность. Деятельность — движущая сила разви­тия, поскольку именно в деятельности впервые возникает структу­ра, которая, пройдя путь интериоризации, станет психической фун­кцией. Деятельность понимается как осмысленная и предметная, т. е. связанная с системой социальной практики, значений, способов действий. Исследователь показал, что возникновение и развитие психических процессов определяется задачами деятельности, их местом в структуре деятельности и особенностями организации деятельности.

Ученый вводит понятие ведущей деятельности, основанное на том, что человек в любом возрасте реализует не один, а несколько видов деятельности. Здесь «сработала» идея системности, выска­занная Л. С. Выготским применительно к сознанию. Эта идея была воспринята и переработана А. Н. Леонтьевым в форме положения о системности видов деятельности. Он считал, что жизнь не есть механическое соединение различных видов деятельности. Они не­равнозначны в отношении психического развития и отношении друг к другу. Каждый возраст характеризуется определенным ведущим на данном этапе отношением ребенка к действительности, веду­щим типом деятельности, зависящим от места ребенка в системе

Лекция 10. Теория психического развития ребенка в деятельностном подходе «145

Роль деятельности. Понятие «ведущая деятельность» - student2.ru социальных отношений и отражающим его достижения в разви­тии. С другой стороны, ведущая деятельность предписывается об­ществом, которое культивирует определенные виды деятельности для каждой возрастной стадии. Например: ведущая деятельность дошкольного возраста — сюжетно-ролевая игра. Общество создает индустрию игрушек. В младшем школьном возрасте ведущая дея­тельность — учебная, проектируемая, контролируемая и регулируе­мая государством. Правда, далеко не все виды деятельности в рав­ной степени поощряются обществом (например, интимно-личност­ное общение подростка со сверстниками). Исследователь считал, что ведущая деятельность определяет отношение ребенка к миру, как своеобразная призма, сквозь которую ребенок воспринимает мир, определяет его социальное бытие.

А. Н. Леонтьев выделил три основных признака ведущей дея­тельности: новообразования психических процессов (познаватель­ной сферы); новообразования личности; возникновение и развитие новых видов деятельности, одна из которых впоследствии стано­вится ведущей. Образно говоря, ведущая деятельность дает жизнь новым видам деятельности. Ученый выделил механизм формиро­вания новых видов деятельности — сдвиг мотива на цель.

Впоследствии Д. Б. Эльконин развивал понятие ведущей дея­тельности, добавив еще два признака.

Признак первый: ведущая деятельность задает ведущий для данной возрастной стадии тип отношений и форму общения со взрос­лыми и сверстниками. Каждая форма ведущей деятельности свя­зана с определенной формой общения.

В младшем школьном возрасте ведущая деятельность — учебная. Отношения ребенка и взрослого строятся по типу: «ты учишь — я учусь». Взрослый — носитель социальных способов, знаний, конт­роля, оценки. Поэтому оценка учителя непререкаема. При перехо­де в среднюю школу меняется характер общения между учителем и учеником: ребенок спорит, апеллирует к собственному мнению, к мнению товарищей. Изменение общения отражает изменение ведущей деятельности. Ею стало интимно-личностное общение ребенка со сверстниками, а содержанием деятельности — освое­ние равноправных отношений.

Роль деятельности. Понятие «ведущая деятельность» - student2.ru Ведущие формы общения для всех возрастных стадий пока не выделены. Значительный интерес представляет попытка выделить типы сотрудничества в работах Г. А. Цукерман [97, 98].

Роль деятельности. Понятие «ведущая деятельность» - student2.ru 146 ■ Возрастная психология. Конспект лекций

Роль деятельности. Понятие «ведущая деятельность» - student2.ru Признак второй: ведущая деятельность связывает ребенка с теми элементами социальной среды, которые на данной возрастной ста­дии являются источником развития. Они задают ту идеальную форму, которая содержит образец будущего новообразования.

Это очень важное дополнение. Среда действительно является источником развития, однако само социальное окружение ребенка длительное время принципиально не изменяется. Меняется чув­ствительность или сенситивность ребенка к разным элементам среды. Это можно показать на примере развития речи. Вы обраща­етесь с фразой: «Ах, ты, мой маленький поросеночек» к ребенку моложе года или 5 лет. Реакция разная: один улыбается, другой надувается. В первом случае ребенок ориентируется на ласковую интонацию, и он будет рад, как угодно его назовите. Дошкольник ориентируется уже на семантику, значение становится ведущим. Различие в ориентиров*е на речь определяется ведущей деятель­ностью, задающей чувствительность к разным сторонам речи. Ве­дущая деятельность связывает ребенка с элементами среды, являю­щимися источниками развития. Это позволяет понять, почему при относительно постоянной среде развитие приводит к формирова­нию различных новообразований на разных возрастных стадиях. Меняется ведущая деятельность — меняется чувствительность к различным составляющим среды. Деятельность определяет, что в среде важно, а что второстепенно, на что ребенок ориентируется и с чем он взаимодействует.

С критическими замечаниями относительно концепции веду­щей деятельности выступил А. В. Петровский [71]. Первое возра­жение состояло в том, что не только ведущая деятельность, но и другие виды деятельности детерминируют развитие. Однако сам Д. Б. Эльконин, формулируя принцип активности развития, указы­вал, что причиной развития является система видов деятельности во главе с ведущей. Второе возражение состояло в том, что с перехо­дом на новую возрастную ступень ведущая деятельность не возни­кает автоматически сама по себе. Подчеркнем: Эльконин утверж­дал, что ведущая деятельность имеет генезис, условия возникнове­ния, стадии развития и трансформации. Ученый блестяще показал историю ведущей деятельности на примере предметно-орудийной, игровой, учебной деятельности.

Ведущая деятельность — понятие, позволяющее выделить в спек­тре видов деятельности ту, которая выражает типичные особеннос­ти психологического возраста и определяет формирование ключе­вых новообразований.

Лекция 10. Теория психического развития ребенка в деятельностном подходе "147

Роль деятельности. Понятие «ведущая деятельность» - student2.ru Социальная среда — гетерогенное (неоднородное) образование, включающее предметную среду и среду социальных отношений. Теории психического развития рассматривали их раздельно, цент-рируясь либо на отношении «ребенок — предметный мир» (теория Пиаже) и, соответственно, изучении развития интеллекта, либо на отношении «ребенок — взрослый (другой человек)» и, соответственно, на развитии личности (3. Фрейд, Э. Эриксон). Эльконин считал, что предметная среда и среда социальных отношений взаимосвязаны. Сущностной стороной предмета является его социальная функция, а социальные отношения складываются в контексте предметной деятельности. Исследователь попытался представить эти две сфе­ры в относительном единстве; полагая, что на разных возрастных стадиях у ребенка преобладает либо ориентация на сферу соци­альных отношений, либо на сферу предметных отношений. Все виды деятельности условно можно разделить на две группы деятельнос­ти, где ребенок преимущественно ориентируется в предметной об­ласти, что обусловливает развитие познавательной операционно-тех-нической сферы опережающими темпами; в социальных и меж­личностных отношениях, что обусловливает преимущественное развитие аффективно-потребностной сферы личности.

Это положение легло в основу гипотезы чередования типов ве­дущей деятельности как неравномерности развития (Д. Б. Элько­нин), определяющей гетерохронность развития личностной и по­знавательной сфер.

Лекция 11

Проблема возраста

Роль деятельности. Понятие «ведущая деятельность» - student2.ru и возрастной периодизации

Роль деятельности. Понятие «ведущая деятельность» - student2.ru в культурно-историческом подходе

Роль деятельности. Понятие «ведущая деятельность» - student2.ru 11.1. Критерии возрастной периодизации

Проблема возраста — проблема природы детства и его перио­дов, вопрос о том, являются ли они вечными, неизменными проявле­ниями биологической природы развития или имеют общественно-исторический характер. Существуют две противоположные пози­ции в решении проблемы^возраста:

■ последовательность и содержание периодов детства врождены
и определяются наследственностью (теории нативизма, двух
факторов);

■ детство имеет социально-историческую природу, новые перио­
ды детства возникают в связи с развитием общественного про­
изводства и социальных отношений (Д. Б. Эльконин).

Теоретическое значение возрастной периодизации состоит в том, что она объективирует представление о причинах психического развития. По словам Д. Б. Эльконина, возрастная периодизация — тот критерий, по которому проверяется истинность теории. Прак­тическое значение периодизации связано с решением вопроса оп­тимального построения системы воспитания и обучения.

Л. С. Выготский в работе «Проблема возраста» дал исчерпыва­ющую критику существующих периодизаций, не потерявшую свое­го значения и сегодня. Ученый сформулировал принципы и крите­рии построения научной периодизации, создал новую теорию кри­зисов и предложил свою периодизацию. Все схемы периодизации он разделил на три группы по их теоретическим основаниям.

1. Соотнесение психического развития ребенка с другим про­
цессом. Критерий — внешний по отношению к развитию признак
(периодизация Г. С. Холла, основанная на выделении образователь­
ных ступеней).

2. Критерий — один признак, абстрагированный из целостного
развития (периодизация 3. Фрейда на основе психосексуального
развития, теория Ж. Пиаже на основе развития интеллекта, теория

Роль деятельности. Понятие «ведущая деятельность» - student2.ru Роль деятельности. Понятие «ведущая деятельность» - student2.ru Роль деятельности. Понятие «ведущая деятельность» - student2.ru _____________ Лекция 11. Проблема возраста и возрастной периодизации « 149

П. П. Блонского на основе развития мышления или дентиции). Недостатки таких периодизаций в утрате целостности развития, в потере показательности единственного признака, лежащего в осно­ве развития.

3. Внутренние закономерности процесса развития как основа периодизации (А. Гезелл — изменение темпа развития).

Л. С. Выготский, стремясь реализовать принцип учета внутрен­них закономерностей развития, предложил в качестве «единицы» развития рассматривать психологический возраст (учение о струк­туре и динамике возраста). Структура возраста — социальная си­туация развития и возрастные новообразования. Динамика — че­редование кризисов и стабильных периодов. Критериями психи­ческого развития являются: формирование ВПФ; изменение системного и смыслового строения сознания; изменение социаль­ной ситуации развития; формирование психологических новообра­зований. Критерии периодизации — возрастные психологические новообразования и динамика развития (чередование стабильных и критических возрастов). В связи с этим возникает новое позитив­ное понимание кризисов.

Идеи Л. С. Выготского получили дальнейшее развитие в тру­дах А. Н. Леонтьева, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконина.

А. Н. Леонтьев [53] полагал, что периодизация должна строиться на основании двух критериев: место ребенка в системе социальных отношений; ведущая деятельность. Исходя из этого, исследователь предложил следующую периодизацию: младенчество (0-1 год); преддошкольный возраст (2-3 года), ведущая деятельность — овла­дение элементарными предметными действиями; дошкольное дет­ство (3-7 лет), ведущая деятельность— сюжетно-ролевая игра; школьное детство (7-17 лет) с учебной деятельностью как ведущей, включающее младший школьный возраст (7-12 лет), подростковый возраст (12-15 лет), юношеский (15-17 лет). Говоря о кризисах, ав­тор использует отличающуюся от принятой в школе Выготского терминологию, различая кризисы и переломы в развитии. Отожде­ствляя форму проявления кризисов и сами кризисы, он отвергает неизбежность кризисов, которых при правильном, разумно управ­ляемом воспитании может и не быть. Необходимы переломы, каче­ственные сдвиги в развитии, а кризис является свидетельством не совершившегося вовремя перелома.

Л. И. Божович [12] в основу периодизации положила два осно­вания: социальную ситуацию развития и личностные новообразо­вания. Кризисы рассматривала как разрешение противоречия, воз-

Роль деятельности. Понятие «ведущая деятельность» - student2.ru Роль деятельности. Понятие «ведущая деятельность» - student2.ru 150 ■ Возрастная психология. Конспект лекций

Роль деятельности. Понятие «ведущая деятельность» - student2.ru никающего в ходе психического развития ребенка. Следующая таб­лица дает представление о периодизации Л. И. Божович (табл. 5). Можно видеть, что в ряде случаев полная характеристика ССР и личностных новообразований автором не дана.

Наши рекомендации