Нарратив, границы его применения.
"Нарратив" в переводе с английского означает "рассказ", "повествование". Нарративная терапия – беседа, в процессе которой люди "перерассказывают", то есть рассказывают по-новому, истории своей жизни. Для нарративных терапевтов "история" – это некие события, увязанные в определенные последовательности на некотором временном промежутке и приведенные таким образом в состояние наделенного смыслом сюжета.
История жизни каждого человека состоит из множества переплетающихся сюжетов – о том, каков он, о его личной жизни, карьере, учебе, о его достижениях и разочарованиях, семье и увлечениях, желаниях и планах. При этом мы стремимся к тому, чтобы каждая сюжетная линия выглядела логично, и все они между собой были как-то согласованы.
Одна из базовых идей Майкла Уйата состоит в том, что в действительности жизнь человека состоит из огромного количества событий, слишком противоречивых, чтобы из них можно было составить мало-мальски последовательный сюжет. Поэтому мы преимущественно обращаем внимание на те события, которые подтверждают уже сконструированные нами доминирующие истории о нас, а многочисленные эпизоды, противоречащие этим главенствующим сюжетным линиям, отбрасываем и быстро забываем, видя в них необъяснимые "случайности".
Так, например, девочка, у которой уже сложилась доминирующая история о том, что она стеснительная и замкнутая, запомнит, как она очень хотела участвовать в школьном спектакле, но побоялась вызваться, и пополнит этим эпизодом свою уже существующую историю. Удивительно при этом, что не решилась вызваться девочка как раз под влиянием представлений о себе, как о замкнутой и стеснительной. Летом этого же года эта девочка, отдыхая на даче, сама познакомилась и подружилась с уже сложившейся компанией ребят; за несколько месяцев до эпизода с театром она подала заявку на участие в телевизионном конкурсе; и, наконец, она постеснялась сказать о своем желании играть в спектакле, но это желание у нее было (!), а это не очень типично для замкнутых людей. Все эти эпизоды останутся как бы не удел, им нет места в ее главной истории о себе, они этой истории противоречат и поэтому для девочки – автора истории выглядят как отдельные, как будто "висящие в пустоте", не наделенные особым смыслом и поэтому быстро блекнущие строки. Предположим, эта девочка выросла, ее история про замкнутость стала уже очень плотной. Она приходит к нарративному терапевту и рассказывает, что неспособна проявить инициативу или даже откликнуться на ухаживания молодых людей, избегает принимать участие в корпоративных вечеринках, у нее мало опыта общения, и тревоги об этом недостатке опыта не дают ей наконец-то в общение вступить, в результате она недовольна своими успехами, как в работе, так и в личной жизни, и не знает, как это можно изменить. Эта молодая женщина скажет терапевту, что она замкнутая и стеснительная с детства, и приведет в подтверждение своих слов уже знакомые нам эпизоды и еще сколько угодно им подобных. Терапевт же, задавая специальные вопросы, поможет нашей героине припомнить в деталях, наделить новым смыслом и соединить в новую историю многочисленные эпизоды из ее жизни, не вписывающиеся в ту проблемную историю нарративные терапевты называют историю, которую человек на данной момент считает для себя уже бесполезной проблемно-насыщенной, с которой она пришла.
Для того чтобы вместо проблемно-насыщенной истории "Я замкнутая, стеснительная, я не умею общаться" в сотрудничестве с терапевтом женщина смогла создать альтернативную историю, которую ей, предположим, захочется назвать "Я интересна другим людям, и они интересны мне", ей не нужно "меняться" в прямом смысле этого слова, как-то мучительно трансформируя своя "Я". Как мы уже поняли в ее жизни, в действительности уже в потенциале содержится много историй и бесчисленное количество событий, и она вольна выбирать какие события отобрать и какой смысл им придать, чтобы "сконструировать себя" предпочтительным для себя же образом.
Социум
Конечно, знанием о том, какой смысл приписать получаемому нами опыту владеют не только члены нашей семьи, это знание разделяется всем сообществом, в котором мы родились, нашим социумом. Майкл Уайт очень любит французского философа Мишеля Фуко, и использовал многие его идеи при создании своего метода. Мишель Фуко обратил внимание на то, что в разных обществах, в разное время идеи о том, что "нормально", что соответствует "здравому смыслу" или "само собой разумеется" сильно разнятся.
Нарративные терапевты полагают, что базовые, «общепринятые» идеи, которые люди обычно принимают за «законы жизни», «порядки вещей» и «вечные истины» о том, что есть человек и общество, в действительности меняются по ходу истории. В каждом конкретном обществе, в каждый конкретный момент \ период истории существуют люди и социальные институты (наука, церковь, совет старейшин), определяющие, какое знание следует считать истинным - в том числе знание о том, что есть умственная патология, психическая норма и не норма, преступление, заболевание, сексуальность и пр. Хотя эти знания выглядят как непреложные, "вечные" истины, на самом деле, когда-то их не было. В каждом обществе существуют какие-то доминирующие знания.
Уайт вслед за Фуко полагает, что мы склонны принимать на веру и даже как бы сливаться с доминирующими историями нашей культуры, легко соглашаясь с тем, что они содержат истину о том, кто мы, как нам понимать наш опыт и какими нам следует быть. И эти доминирующие знания скрывают возможности, которые могли бы предложить другие, альтернативные истории. По мнению Майкла Уайта, люди приходят в терапию, когда доминирующие истории не позволяют им прожить свои собственные предпочтительные истории, или когда человек активно участвует в воплощении историй, которые он находит бесполезными.
В ходе нарративной беседы меняется репертуар знаний, привлекаемых человеком для интерпретации его опыта, а, следовательно, меняется опыт и история.
Мы – не проблемы. Проблемы – это проблемы.
Нарративные терапевты верят, что то, как мы мыслим, во многом, определяется языком, на котором мы говорим. Когда человек слышит "ты невнимательный", или сам про себя говорит "я эгоистичный", выглядит, так как будто проблема "Невнимательность" или "Эгоизм", является его неотъемлемой частью, он таков, а значит это он "проблемный", с ним что-то не так. В этом случае визит к терапевту становится для человека грандиозным предприятием по изменению себя. Решиться на такое не просто, это по определению должно длиться долго и мучительно, и может потребовать весьма серьезных усилий. Разговаривая с человеком так, как будто с ним что-то не так, даже во время терапии, мы только усиливаем его ощущение собственной "проблемности".
Майкл УайтиДэвид Эпстон считают, что если говорить о проблемах немного иначе, то с ними гораздо легче справиться. Нарративные терапевты отличают человека от его проблем, они не беседуют с проблемным человеком, а говорят с человеком о его проблеме. При этом проблематизируется проблема, а не человек. Во время нарративной беседы мы говорим об Алкоголизме, Депрессии, Страхе контроля, Перфекционизме, Лени, Неусидчивости, Страхе одиночества и т.д., человек исследует, как проблема влияет на его жизнь, как убеждает его действовать тем или иным образом, каков его опыт и методы противостояния проблеме, как его планы и мечты отличается от планов Проблемы на его жизнь. Техника отделения человека от его проблемы называется экстернализация. Она особенно полезна в работе с семьями, так как позволяет всем вместе бороться с отделенной проблемой, а не объединяться против "проблемного" члена семьи.
Очень легко отделяют от себя проблемы и еще легче расстаются с ними дети. Как только ребенок обнаруживает, что у него с Проблемой разные планы на жизнь, или что она врет, он с легкостью говорит проблеме "убирайся", и она уходит. Узнав как действует Проблема, родители могут помочь ребенку.
Итак, во время нарративной терапии человек отделяет от себя свои проблемы, исследует их и пересматривает свои с ними отношения.
Позиция терапевта
Нарративные терапевты не считают себя экспертами в жизнях других людей. В нарративной теории отсутствует идея "нормы" и знания о том, каким человек или его отношения должны быть. Сам человек выступает автором своей истории и экспертом в своей жизни, только он может решить, что для него предпочтительно. Сотрудничая с человеком, терапевт может помочь ему определиться с предпочтениями, увидеть возможности, создать новую историю о себе и воплотить ее в жизнь.
Этапы работы
Критерием эффективности в нарративной практике является решение самих людей, что они достигли своих целей. Поэтому в конце каждой встречи терапевт спрашивает, нужна ли людям следующая встреча и через какое время, по их мнению, им было бы полезно ее организовать. Иногда бывает достаточно одной беседы. Чаще это может быть 3-10 встреч раз в неделю по 1-2 часа каждая. Иногда люди считают, что им полезно приходить раз месяц или реже, иногда несколько раз в неделю.
При нарративной работе значимые изменения должны начинаться довольно быстро, в то же время некоторым людям нужно время, чтобы определиться с предпочтениями, проверяя их в обычной жизни, или чтобы достаточно развить и "оживить" новую предпочтительную историю, тогда встреч может быть больше.
15. Психометрические требования к построению и проверке методик.
Психометрические параметры: Надежность, Валидность, Трудность, Дискриминативность.
Надежность – устойчивость результатов теста к действию посторонних факторов, степень согласованности результатов между двумя тестированиями. Надежность методики - это такой критерий, который говорит о точности психологических измерений, т.е. позволяет судить о том, насколько внушают доверие полученные результаты.На характеристику надежности методик большое влияние оказывает исследуемая выборка, которая должна быть: репрезентативной, стратифицированной, объем 300 – 500 чел. Надежность методики устанавливается с помощью корреляции.Надежность тем выше, чем больше полученный коэффициент k приближен к 1.
Гуревич предложил толковать надежность в трех смыслах:
1. Надежность самого измерительного инструмента. Коэффициенты надежности зависят от правильности подбора заданий и от социально- психологической однородности выборки, на которой проверялась надежность.
2. Стабильность изучаемого признака (прием “тест – ретест”). Показатель, характеризующий стабильность измеряемого свойства - это коэффициент стабильности. При определении стабильности признака большое значение имеет: промежуток времени между обследованиями; если исследуемое свойство находится в процессе развития; если измеряемое свойство уже сформировано и устойчиво.
3. Константность (т.е. относительная независимость результатов от личности экспериментатора).
Валидность – это способность теста измерять ту психологическую характеристику, для которой он предназначен. А.Анастази: “Валидность теста - понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает”. Понятия валидности включает в себя разные ее виды, имеющие свой особый смысл. 1. Валидность измерительного инструмента (отношение к самой методике) (теоретическая валидизация исследователя интересует само свойство, измеряемое методикой (это означает, что проводится психологическая валидизация)). Действительно ли методика измеряет именно то свойство, качество, которое она должна измерять по мнению исследователя. 2. Валидность цели использования (прагматическая валидизация). Оценка валидности может носить количественный и качественный характер. Для вычисления количественного показателя (k) - коэффициента валидности – сопоставляются результаты, полученные при применении методики с данными, полученными по внешнему критерию, тех же лиц. Используются разные виды линейной корреляции (по Спирмену, по Пирсону) Качественное описание – клинические оценки. Это качественное описание сущности изучаемого свойства. Существует несколько видов валидности, обусловленных особенностями диагностических методик и временным статусом внешнего критерия: Валидность “по содержанию” (в тестах достижения - проводится сопоставление успешности по тесту с экспертными оценками учителей по данному материалу). Иногда этот прием называют логической валидностью. Валидность “по одновременности” (текущая валидность). Собираются данные, относящиеся к настоящему времени: успеваемость в период испытания, производительность и т.д. С ними коррелируют резульлтаты успешности по тесту. “Предсказывающая валидность” (“прогностическая” валидность). Информация по внешнему критерию собирается некоторое время спустя после испытания. Чем больше проходит времени после измерения, тем большее количество факторов требуется учитывать при оценке прогностической значимости методики. “Ретроспективная” валидность. Определяется на основе критерия, отражающего события или состояния качества в прошлом. Может быть использована для быстрого получения сведений о предсказательных возможностях методики. |
Трудность заданий теста – это характеристика заданий теста, отражающая статистический уровень решаемости заданий в данной выборке стандартизации. Выделяют 2 вида трудностей: · Субъективно-психологическая. Она связана с индивидуально-психологическим барьером (как воспринимается задание теста самим испытуемым): лимит времени, понимание инструкции, знания и умения испытуемого, психическое состояние испытуемого, мотивация. Воздействие этих факторов на результат выполнения теста снижает надежность и достоверность данных. Выравнивание этих воздействий производится с помощью направленного комплектования выборки и стандартной процедуры проведения. Требования к проведению тестирования: строгое соблюдение процедуры тестирования, создание мотивации. · Статистическая (объективная трудность). Показатель – доля лиц в выборке решивших или не решивших задание. 20% решили, 80% не решили – тест трудный, наоборот – легкий. Слишком легкие и трудные задания убираются. Трудность соответствует % содержанию выполнения заданий. Расположение заданий по индексу трудности позволяет испытуемому оценить свое состояние в данный момент. В каждом субтесте каждое задание просчитывается на трудность, поэтому нельзя менять задания и субтесты местами. Каждый вопрос должен быть в допустимом интервале трудности. Допустимый уровень трудности от 0,16 до 0,84. Дискриминативность заданий теста – это способность отдельных пунктов (заданий теста) дифференцировать испытуемых относительно “минимального” или максимального результата теста. Любой ответ испытуемого на конкретное задание можно представить по 2-х бальной шкале – верно (1 балл), неверно (0 баллов). Сумма баллов по всем пунктам представляет первичную (“сырую”) оценку. Мера соответствия успешности выполнения одной задачи всему тесту является показателем дискриминативности заданий теста для данной выборки и называется коэффициентом дискриминации (индексом дискриминации). Он может принимать значение от –1 до +1. Высокий положительный коэффициент говорит об эффективности деления испытуемых. Высокое отрицательное значение говорит о непригодности данной задачи для теста. Коэффициент дискриминации является показателем критериальной валидности отдельного пункта. Индекс дискриминации вычисляется с применением метода контрастных групп. В выборке испытуемых выделяют группы по успешности. |