Глава 6. Познавательные компетентности

Данная подпрограмма МЗО направлена на формирование широкого спектра познавательных компетентностей ребенка. Последовательность упражне­ний и логика организации этапов определяется нейропсихологическими зако­номерностями онтогенеза высших психических функций. В сводной таблице представлены основные направления психолого-педагогического сопровож­дения развития неречевых и речевых психических процессов. Как видно из содержания таблицы, они охватывают различные формы и уровни познава­тельных процессов. В данном модуле отсутствуют специальные разделы фор­мирования внимания и памяти. Это обусловлено очевидным присутствием (во всех без исключения упражнениях) больших нагрузок на эти процессы. Они также постоянно активны и востребованы при реализации всех подпрограмм МЗО. Некоторые из упражнений могут повторяться от этапа к этапу. Это обусловлено спецификой становления межфункциональных психологических систем в дошкольном возрасте. Вы, естественно, можете использовать данные когнитивные алгоритмы в процессе реализации традиционных программ ДОУ.

Здесь представлены базовые познавательные алгоритмы на конкретном примере. Эти алгоритмы должны воспроизводиться именно в такой форме. Но материал необходимо постоянно обновлять и расширять, используя раз­нообразные пособия из вашего профессионального арсенала. Например, сегодня вы «исследуете» цвет, запах, вес или фактуру лимона, а завтра — апельсина, яблока и т. п. Сегодня обсуждаете содержание картинки с изоб­ражением «летнего дня в лесу», а завтра — «новогоднего бала». Очевидно, что не составит большого труда подобрать из соответствующей литературы разнообразные пособия для работы над упражнениями из этого раздела.

Пожалуйста, не забудьте познакомить родителей с содержанием каждого этапа вашей работы. Если они будут дома развлекаться с ребенком по этим же правилам — все от этого только выиграют. Представленная в таблице информация служит хорошей опорой для получения целостной панорамы вашей работы и составления перспективного плана.

  Этап 1 Этап II Этап III Этап IV
  1. Определение и называ­ ние частей тела. 2. Повторение и воспроиз­ ведение по памяти позы тела. 3. «Покажи эмоцию». 4. Игры на восприятие тем­пературы и вкуса 1. Игры на восприятие веса, формы предмета и определение фактуры поверхности. 2. Рисунки на спине и ладонях. 3. Лепка форм, букв, цифр из глины, теста, пластилина Повтор первых этапов на мало­знакомом материале и большем объеме Повтор первых этапов на малознакомом материале и большем объеме
  1. Нанизывание бус. 2. Различные виды штри­ ховки. 3. Свободное рисование пальчиками (двумя руками). 4. Рисование на вертикаль­ ной поверхности правой, левой и двумя руками пря­ мых и волнообразных линий в одном и разных направлениях 1. Повторение и воспроизведение по памяти серии общих телесных дви­жений. 2. Знакомство с организацией после­ довательности в ряду. 3. Рисование на вертикальной поверх­ ности левой, правой, * двумя руками кругов, спиралей, орнаментов и вось­ мерок в одном и разных направле­ ниях. Рисование на листе бумаги левой, правой и * двумя руками прямых, волнообразных линий, спиралей, орнаментов и восьмерок в одном и разных направлениях Рисование на листе бумаги левой, правой и * двумя руками прямых, волнообразных линий, спиралей, орнаментов и восьмерок в одном и разных направлениях 1. Рисование на листе бумаги левой, пра­вой и * двумя руками прямых, волнооб­разных линий,спиралей, орнаментов и восьмерок в одном и разных направле­ниях (продолжение). 2. Обведение изображений по точкам. * Графические диктанты
  1. Рассматривание книг серии «Расскажи сказку». 2. Рассматривание изобра­жений с недостающими фрагментами и деталями. 3. Работа с разрезными картинками. 4. Рассматривание контуров изображений реальных и несуществующих предметов и животных, угадывание/ придумывание того, что это за изображение или на что оно похоже. 5. Игра «Найди отличие». 6. Игры на определение правильного расположения частей тела и предметов в пространстве: справа — слева, спереди - сзади, сверху — снизу 1. Нахождение деталей, не свойствен­ ных для изображенных предметов, животных, целых сюжетов. 2. Нахождение среди «разбросан­ ных» предметов и форм фигур опре­ деленного вида. 3. Работа с «зашумленными» изображениями. 4. «На что похожа буква?» 5. Упражнения на определение пра­вильного расположения частей тела и предметов в пространстве (закреп­ ление знаний, полученных на I этапе). 6. Определение правильного расположения частей тела относительно друг друга и предметов в пространстве с использованием простых предлогов: за, перед, над, под, между и др. 7. Игры на определение величины предметов: измерение длины, шири­ны, высоты, размера 1. Рисование замкнутых линий и контуров необычных животных, нахождение их на «зашумленном» фоне. 2. Дорисовывание незаконченных изображений. 3. «Найди букву» («зашумленные» и наложенные изображения). 4. Работа по освоению внешнего и внутреннего пространства; дви­гательные диктанты. 5. Освоение пространства листа. 6. «Лабиринты». Работы с простыми предлогами (продолжение) 1. Определение правого/левого распо­ложения предметов на картинке. 2. «Найди букву» (разный шрифт, стиль, правое/левое, верхнее/нижнее распо­ложение). 3. Работа со схемами: движение по плану- схеме, составление схемы движения. 4. «Правильное» и «неправильное» зеркало. 5. Конструирование предметов из задан­ных частей и отдельных элементов по схеме. 6. Работа с простыми и сложными пред­логами. Копирование
  Знакомство со звуками окружающего мира, звуча- нием различных музыкаль­ ных инструментов: прослу­ шивание и называние того, что прозвучало 1. Прослушивание звуков природы с называнием услышанного («Я слышу шум дождя... шелест листьев... весен­ нюю капель...» и т, д.). 2. Прослушивание голосов животных и птиц с называнием услышанного («Я слышу лай собаки... лошадиное ржание...» и т. д.). 3. Прослушивание различных мело­ дий с обсуждением характера, темпа, громкости. 4. Работа с ритмом и интонацией Работа с ритмом, рифмой, интона­цией Работа с ритмом и интонацией
  Работа по обогащению словарного запаса 1. Продолжать расширять словарный запас ребенка. 2. Работа с антонимами. 3. Составление описательных расска­ зов. 4. Знакомство со звуками и буквами. 5. Подбор слов на заданный звук 1. Выделение заданного звука из ряда других звуков, слогов, слов. 2. Подбор слов на заданный звук, слог. Запоминание цепочек слов 1. Выделение заданного звука из ряда других звуков, слогов, слов (продолже­ние). 2. Подбор слов на определенный звук, слог; * составление предложений из слов, начинающихся на один и тот же звук. 3. Повторение слов и стихов со словами, отличающимися одним звуком. ic «Собери слово» из заданных звуков
  1. «Что вижу — о том пою»: подробное проговаривание всего, что происходит вокруг. 2. Прослушивание и пере­ сказ текста. 3. Составление рассказа по картинке и серии картин 1. Формирование представлений о причинно-следственных отношениях. 2. Работа с последовательностью событий (что было сначала, что было потом и т. п.). 3. Ранжирование 1. Работа с незаконченными пред­ложениями. 2. Нахождение общего и различий в парах предметов. 3. Классификации предметов, подбор обобщающих понятий. Составление рассказа по кар­тинке и серии картин 1. Исключение лишнего предмета, при­знака. 2. Работа с общими и частными понятия­ми. 3. Работа с синонимами, антонимами. Работа с многозначными словами




§ 1. Этап 1(1-4 недели занятий)

Тактильно-кинестетическое восприятие и схема тела

• «Угадай часть тела и запомни ее название». Ребенок закрывает глаза. Дотроньтесь (погладьте, помассируйте, потрите и т. д.) до какой-либо части тела ребенка (например, до локтевого сустава) и предложите ему всле­пую показать ее на себе, затем, открыв глаза, на вас; назвать ее. Это необ­ходимо проделать со всеми частями тела. После того как ребенок запомнит все названия, сыграйте в ту же игру, поменявшись ролями. Или иначе: дотроньтесь до своего тела и попросите его показать на себе и назвать этот участок.

• Более сложный вариант: взрослый дотрагивается до одной (несколь­ких) частей тела с одной стороны, а ребенок должен показать и назвать ее с другой стороны тела. Желательно, чтобы в процессе выполнения этого упражнения были задействованы все части тела, включая лицо, пальцы рук и ног, спину и т. д.

• «Угадай часть тела и назови-2». Взрослый касается двух точек на

теле ребенка сначала последовательно, затем одновременно. Задача ребен­ка — почувствовать, запомнить и показать обе точки.

• «Скульптор». Стоящему или сидящему с закрытыми глазами ребенку придается какая-либо поза, затем она «снимается». Задача ребенка — почув­ствовать ее, запомнить и воспроизвести.

• «Повтори позу». Ребенок повторяет за вами позу (затем несколько поз), в создании которой участвует все тело.

• «Обезьянки». Ребенку предлагают рассмотреть картинки и фотогра­фии людей в различном эмоциональном состоянии, определить их настрое­ние, рассказать, когда такое бывает, и постараться, как обезьянка, повто­рить эмоцию.

• «Восприятие температуры». Расскажите (вспомните вместе), что такое «холодно-горячо», что бывает холодным, горячим, теплым. Попросите ребенка дома и на улице потрогать предметы разной температуры: горячие, холодные, теплые. Сопровождайте показ объяснением того, как нужно осто­рожно дотрагиваться до горячего, покажите возможную эмоциональную реакцию от предметов разной температуры. После знакомства ребенка про­сят дать определение (он какой?) предмета, который называет (показывает на картинке) взрослый.

• Игры на восприятие вкуса. Цель игры — закрепить у ребенка пред­ставление о вкусовых эталонах: кислое, сладкое, горькое, соленое. Обсудите вместе, что у нас бывает кислым, сладким и т. д. Покажите, как осторожно можно попробовать незнакомые продукты: кончиком языка, губами, как «прислушиваться» к своим ощущениям. Покажите свои ощуще­ния мимикой и жестами, описывая и сравнивая их с другими продуктами.

Кинетические процессы

• Нанизывание бус.

Взрослый учит ребенка смешивать краски и получать новые цвета и оттен­ки. Ребенок рисует пальчиками и обязательно обеими руками. Ему предла­гаются чистые листы бумаги разной формы и размера, гуашевые краски и полная свобода творчества. Такое произвольное рисование очень полезно: оно поможет наиболее мягко, в игровой, занимательной форме подготовить ребенка к освоению пространства листа и навыка письма.

Усложняя задание, попросите ребенка заполнить предложенный формат прямыми вертикальными, горизонтальными и наклонными линиями, волни­стыми линиями и дорожками из точек сначала одной рукой, потом другой, затем — двумя руками одновременно. Возможны варианты рисования одно­временно или по очереди обеими руками на одном листе (рис. 7).

Глава 6. Познавательные компетентности - student2.ru

Рис. 7. Рисование пальцами

• «Разноцветные бусы». Ребенок раскрашивает бусы, гирлянду в задан­ной последовательности. Более сложный вариант — штриховка бусинок вер­тикальными, горизонтальными, наклонными, волнистыми линиями; в клеточ­ку, в полосочку.

• Рисование на вертикальной поверхности. Упражнение выполняется стоя. Сначала ребенок обводит по контуру или точкам прямые и волнообраз­ные линии отдельно левой и правой рукой (рис. 8). По мере усвоения двига­тельной мелодии ребенок рисует те же фигуры без образца левой, правой, двумя руками одновременно в одном и разных направлениях. Здесь и в даль­нейшем рисование на вертикальной доске можно заменить рисованием в воз­духе, на воображаемой вертикальной поверхности.

Глава 6. Познавательные компетентности - student2.ru

Рис. 8. Рисование на вертикальной поверхности

Зрительное восприятие и пространственные представления

Рассматривание и обсуждение книг с большим количеством иллюстраций.

• «Разрезные картинки». Ребенку даются два одинаковых изображе­ния: целое (образец) и разрезанное на несколько (в зависимости от возрас­та) частей. Ребенок складывает изображение сначала по образцу, потом без него. Количество фрагментов постепенно увеличивается, конфигурация частей усложняется.

• «Чего не хватает?». Внимательно рассмотрев изображение предмета с недостающими деталями, ребенок должен найти и исправить ошибки худож­ника. При затруднении ему показывают правильное изображение и проводят сравнение.

• «Выбор недостающего фрагмента изображения». Предлагается картинка (предметный рисунок, сюжетная картинка, геометрический рису­нок, орнамент и т. д.) с отсутствующими фрагментами и набор недостающих кусочков. Необходимо подобрать нужный фрагмент. В изображении может не хватать как одного, так и нескольких фрагментов.

• «Цветовое лото». Как в лото, детям раздаются карточки с различными цветами. Взрослый поднимает картинку с определенным цветом, а ребенок должен показать нужную карточку, если она у него есть. Аналогичную игру можно придумать по правилам игры в домино. Постепенно надо добавлять новые оттенки одного и того же цвета.

• «Загадочный контур». Взрослый рисует на доске или листе бумаги волнистую замкнутую линию и предлагает детям, подключив воображение, рассказать, на кого (на какое животное, птицу, фантастическое существо и т. д.) это похоже. Таким образом развивается образное мышление и вооб­ражение, стимулируется способность каждого ребенка увидеть что-то свое в данном контуре, без навязывания ему собственных стереотипов восприятия. Для работы с 3--4-летними детьми целесообразнее использовать контурные изображения известных им образов.

• «Найди отличия». Ребенку предлагают сравнить два похожих изображе­ния, в которых различаются только некоторые мелочи, и найти все отличия.

• «Что изменилось?». Аналогичное задание. Ребенку предлагают рас­смотреть картинку. Через некоторое время образец убирают и показывают ребенку такую же картинку, в которой изменены некоторые детали. Ребенок должен сказать, что изменилось. При необходимости следует положить рядом оба варианта.

• «Слева—справа». Напомнив еще раз, что «левая рука там, где красная тряпочка», взрослый предлагает ребенку показать свою правую ногу, пятку, плечо, левое ухо, глаз, локоть и т. п.; сказать, что находится у него справа, а что — слева. Следует заметить, что для ребенка вовсе не очевиден тот факт, что правая нога, щека, глаз и т. д. находятся с той же стороны, что и правая рука, и подводить его к пониманию этого необходимо путем специальных

упражнений. Наиболее занимательным является выполнение этих упражне­ний следующим образом: «Потри левой рукой правый локоть, почеши пра­вой пяткой левую коленку, пощекочи правым указательным пальцем левую подошву, постучи правым локтем по правому боку, укуси себя за средний палец левой руки и т. д.».

Важно, чтобы ребенок осознал свои двигательные возможности в разных зонах пространства: нижней, средней и верхней. Для того чтобы ему легче было это сделать, побольше показывайте ему передачи про различных жи­вотных.

• «Выше—ниже; спереди—сзади». Упражнение выполняется перед зер­калом. Ребенок и взрослый вместе анализируют расположение отдельных частей тела по отношению друг к другу, не забывая о маркерах. Находят и называют: «что вверху, что внизу», «что выше, чем...», «что ниже, чем...», «спереди...», «сзади...». После освоения этого этапа упражнение повторяет­ся без зеркала; с закрытыми глазами.

• «Что находится слева?». Попросите ребенка внимательно рассмот­реть все в комнате, а затем, закрыв глаза и не поворачиваясь, перечислить то, что находится слева от него (с опорой на маркер на его руке). После этого ребенок поворачивается налево и еще раз перечисляет предметы, находя­щиеся слева от него. Аналогично отрабатываются направления справа, спе­реди, сзади.

• «Диспетчер и самолет». В игре ребенок представляет себя самолетом, а взрослый — диспетчером, прокладывающим самолету путь с поворотами: «Вперед, направо, повернуть, налево, налево и т. д.». Долетает до цели тот самолет, пилот которого правильно выполнял команды диспетчера.

Слуховое восприятие

• «Большие уши». Ребенок сидит с закрытыми глазами и прислушивает­ся к окружающим звукам 2 минуты. Затем рассказывает, что он услышал. Идеально для этого упражнения (и иных аналогичных) подобрать фонотеку с различными звуками: бытовыми, техническими, природными, разными человеческими голосами, пением и т. п. Хорошо также проводить его во время прогулки. Важно четко соотнести звук с его источником.

• «Что за шум?». Предложите ребенку послушать, как звучат любые предметы и материалы (погремите карандашами в коробочке или стакане, пошуршите пакетом, смятой бумагой, фольгой, пощелкайте ножницами, позвените ложечкой в стакане, постучите двумя деревянными ложками друг о друга, двумя металлическими ложками т. д.). Затем предложите ребенку с закрытыми глазами определить, какой из предметов издает этот шум.

«Шумящие коробочки». Погремите с ребенком коробочками, запол­ненными различными материалами (песком, крупой, скрепками и т. д.), кото­рые при сотрясении создают различные шумы. Необходимо иметь два оди­наковых набора коробочек: для себя и для ребенка. Взрослый «шумит» своей коробочкой и просит ребенка найти такую же у себя. Игра продолжа­ется до тех пор, пока для каждой коробочки не будет найдена пара.

• «Постучалки». Постучите деревянной палочкой, металлической ложкой и т. п. по любым предметам, находящимся вокруг. Привлеките внимание ре­бенка к этим звукам и попросите его их запомнить. Дайте ему те же «палоч­ки» и «озвучьте» вместе с ним стол, диван, стекло, траву, плитку и т. д.

• «Угадай, что за звук». Ребенку предлагается послушать, как звучат несколько детских музыкальных инструментов, а затем с закрытыми глаза­ми определить, какой инструмент звучит. Усложняем задание, предлагая для угадывания последовательность из двух или трех инструментов.

Речевые процессы

• «Катание мяча с называнием». Эта игра аналогична игре «Я знаю пять имен». Разница лишь в том, что ребенок не ударяет по мячу, а катит мяч другому, называя свое имя, имена девочек, мальчиков, фрукты, овощи, игрушки и т. д.

• «Кто что делает?». С опорой на разные картинки и репродукции, пере­дачи про животных и мультфильмы наращиваем «глагольный» словарь.

• «Это что? Это какое?». Ребенку предлагается набор картинок. Ребенок должен показать и назвать, что на них кислое, сладкое, горячее и т. д. Затем взрослый показывает на картинку, а ребенок называет свойство. Хорошо, если это упражнение перекликается с материалом предыдущих игр на вос­приятие вкуса и температуры.

Интеллектуальные процессы

• «Что вижу — о том пою». Обсуждение, подробное проговаривание с ребенком всего происходящего дома, на улице в магазине, в ДОУ. Вначале необходимо строить этот процесс в форме ответов и вопросов, внимательно следя за тем, чтобы ребенок как можно полнее выражал свою мысль, и под­сказывая ему, если он затрудняется. Например: «Что бы нам с тобой сегодня приготовить? Как ты думаешь? Давай приготовим... Давай посмотрим, что у нас есть в холодильнике... Что же нам надо еще купить в магазине?» А зайдя в магазин, спросить, не напомнит ли он, что вы собирались купить; потом выбрать, обсуждая каждую покупку. Дома вместе отложить все нужное, помыть, почистить, поставить воду... Обсудить, почему мы кладем все имен­но в таком порядке, и так далее, до дегустации блюда.

Постоянное обсуждение с ребенком ваших и его действий, событий, про­исходящих вокруг, абсолютно необходимо. Только так у него формируется определенная программа поведения, последовательность манипуляций, при­водящих к тому или иному результату. Сегодня в обиходе ребенка, как пра­вило, активна самая частая манипуляция взрослых: нажатие кнопки (на мик­ роволновке, на пульте телевизора, на телефоне и т. д.). Неудивительно, что постепенно он так свыкается с этим способом взаимодействия с миром, что ничего не хочет, кроме компьютера. Он ничего не хочет, потому что в его памяти мало других способов самореализации.

• «Прослушай и перескажи». Прослушивание (прочтение) рассказов с последующим пересказом и беседой о смысле воспринятого. На следующем этапе можно перейти к работе над пониманием пословиц и поговорок, мора­ли басен, идиоматических выражений и т. п.

• Составление рассказа по картинке или серии картинок. Перед ребенком выкладывается картинка с понятным сюжетом или серия картинок в правиль­ной смысловой последовательности, которые отражают определенное раз­вертывающееся событие. Ребенок должен воспроизвести заданный сюжет. Если он не может самостоятельно рассказать историю по данным картинкам, сделайте это за него, потом вместе с ним. После этого предложите ему отве­тить на вопросы по картинкам. И наконец, дайте это задание еще и еще раз на другой картинке со схожим сюжетом.

На следующем этапе важно намеренно нарушить заданный порядок кар­тинок. Цель — наглядная демонстрация того, что изменение порядка карти­нок (событий) коренным образом (вплоть до полного абсурда) меняет сюжет.

§ 2. Этап II (5-11 недели занятий)

Тактильно-кинестететическое восприятие и схема тела

• «Обезьянки» (см. этап I)

• Игры на восприятие веса. Ребенку предлагают поднимать и оценивать разнообразные по весу предметы с помощью следующих действий: подни­мать одной рукой, двумя руками; взвешивать на ладони и захватывая тремя пальцами; опуская, наблюдать, как предмет падает: медленно или быстро, со стуком или нет. Ребенку даются предметы из разных материалов, разного размера и объясняется, что тяжесть может не зависеть от величины.

• «Какой предмет самый тяжелый?». Покажите ребенку несколько предметов или картинок с предметами, различающимися по весу, и попроси­те его расположить их в порядке возрастания/убывания. После выполнения задания (если вы работали с предметами) дайте ребенку возможность срав­нить их по тяжести и убедиться в правильности своих ответов.

• «Волшебный мешочек». Положите в два непрозрачных мешочка раз­личные небольшие предметы: ключ, кольцо, монету, орех, камешек, мелкие игрушки и т. д. Ребенок должен на ощупь (одной рукой) определить, какие предметы лежат в мешке. А после того как предмет угадан, ребенок находит такой же во втором мешочке сначала этой же, а потом — другой рукой.

• Работа со всевозможными вкладышами типа доски Сегена с открытыми и закрытыми глазами, правой и левой рукой.

• «Предметы с различной фактурой поверхности». Покажите, назови­те и дайте ребенку потрогать материалы и предметы с разной фактурой поверхности (гладкие, шершавые, ребристые, колючие, мягкие и т. п.). Предложите ему ощупать вслепую материал двумя руками, затем левой и правой по очереди; найти этот же материал или предметы из него, действуя сначала той же рукой, а затем — другой.

• «Тактильное домино». Правила игры те же, что и в обычном домино. Но на игральных костях, например, справа — наждачная бумага, а слева — глянцевая поверхность; справа — бархатная бумага, слева — мех; справа — ребристая поверхность «в клеточку», слева — гладкая и т. п. Правила игры усваиваются с открытыми глазами, а затем подходящие игральные кости отыскиваются с закрытыми глазами; только правой, потом — только левой рукой. Усложнение задания: фактура поверхностей должна отличаться незначительно. Хорошо, если материал для игры вы сделаете вместе с ребенком.

• «Наведи порядок». Ребенок ощупывает с закрытыми глазами несколь­ко выложенных в ряд предметов. Взрослый меняет некоторые из них места­ми и предлагает ребенку вернуть каждое на свое место. Количество предме­тов меняется в зависимости от возраста детей.

• «Рисунки на спине и на ладонях». «Нарисуйте» пальцем на спине ребенка одну из знакомых ему фигур (треугольник, круг, квадрат и т. д.). Попросите его сказать, какая фигура нарисована. Если он затрудняется, нарисуйте прямую линию (горизонтальную, вертикальную, наклонную) и попросите его изобразить ее на стене или на листе бумаги. То же проделай­те сначала на его правой, а потом левой руке, «рисуя» на обеих сторонах кисти.

• В старшем дошкольном возрасте при изучении числового ряда и алфа­вита особенно полезно аналогичное «написание» букв и цифр с последую­щим их называнием и прописыванием в тетради.

• Лепка форм, букв, цифр из пластилина, теста, глины.

Кинетические процессы

• «Ожившая статуя». Взрослый показывает несколько движений (танце­вальных, гимнастических и т. д.). Ребенок должен повторить эти движения как можно точнее и в той же последовательности.

• «Тень». Первый участник двигается определенным образом, а стоя­щий за ним ребенок, изображающий его тень, повторяет его движения. Особое внимание уделяется тому, чтобы «тень» двигалась в том же ритме и постаралась догадаться о чувствах, мыслях и целях партнера, уловить нюан­сы его настроения.

• «Лестница». Пройдитесь с ребенком по лестнице, считая ступеньки. Затем соорудите «лестницу» из подручных средств, потом можно будет изобразить ее на бумаге. Расставьте вместе на ступеньках, например, матре­шек (соответственно — по восходящей и по нисходящей) или любые другие постепенно увеличивающиеся (уменьшающиеся) предметы.

Глава 6. Познавательные компетентности - student2.ru •* Усложняя ситуацию, попросите ребенка каждую ступеньку обозначить соответствующей цифрой. Задачи можно варьировать: просто от 1 к ...; чет­ные, нечетные числа и т. д.

• Рисование на вертикальной доске. Упражнение выполняется стоя. Ребенок рисует по заданному образцу круги, спирали, орнаменты и восьмер­ки левой, правой, * двумя руками в одном и разных направлениях (рис. 9).

Рис. 9. Рисование на вертикальной доске

Зрительное восприятие и пространственные представления

• «Что перепутал художник?». В изображениях любых предметов, животных, лиц, целых сюжетов и т. п. ребенок должен найти несвойственные им детали (у кошки — петушиный хвост, корова сидит на ветке дерева и т. п.) и объяснить, как исправить ошибки.

• «Что здесь изображено?» (перечеркнутые и наложенные друг на друга изображения). Узнаем и обводим перечеркнутые и наложенные гео­метрические фигуры; контуры различных предметов, растений, животных, одинаковых и различных по величине, форме и цвету. Варианты этого зада­ния легко придумать в зависимости от возраста и возможностей ребенка.

• «Найди такой же». Ребенку показывают образец и (не убирая его) предлагают найти среди нескольких похожих изображений то, которое точно повторяет его: такой же домик, флажок, куклу и т. д.

• «Найди все предметы». Ребенку дается листок, на котором вразброс нарисовано большое количество различных простых предметов, геометри­ческих фигур, букв, цифр. Нужно за определенное время найти и вычеркнуть изображения одного вида. Например, только круги. Побеждает тот, кто справится первым. Вариантом данного упражнения может быть поиск кон­кретных предметов, геометрических форм или персонажей на сюжетной картинке.

• * «Загадочные рисунки». Нужно рассмотреть, раскрасить и пересчи­тать «спрятанные» на рисунке фигуры (например, утку, лису, рыбу и птицу, образованных переплетением ветвей двух деревьев).

• «Шапка-невидимка». В течение 3 секунд надо запомнить несколько предметов. Потом эти предметы спрячут под шапку, а ребенок должен будет перечислить их по памяти.

• «Восстанови порядок». Приготовьте 5”" 10 игрушек (предметов), разло­жите их в случайном порядке. Предложите ребенку запомнить их расположе­ние (15—20 секунд). Затем он отворачивается, а психолог меняет несколько игрушек (предметов) местами. Ребенок должен восстановить все в первона­чальном виде. В другом варианте предметы выстраиваются в ряд, а психолог меняет порядок в ряду. Это задание, как и предыдущее, может выполняться на любом материале (предметы, цветы, животные, буквы и т. д.).

• «На что похожа буква?». Спросите ребенка, на что похожа та или иная буква. Попросите дорисовать ее, чтобы получился названный предмет. В дру­гом варианте ребенок сам придумывает, во что превратить букву, дорисовав ее. То же — с цифрами.

• «Найди свою левую руку». Ребенок и взрослый садятся друг против друга. Взрослый говорит: «Делай своей левой рукой (кстати, где она?) то же, что и я делаю левой». Интересно делать по очереди одинаковые жесты раз­ноименными частями тела: вытянуть левую руку, потом правую ногу, затем согнуть правую ногу, потом левую руку и т. д.

• «Моя рука, твоя рука». Ребенок, стоя лицом ко взрослому или сидя напротив куклы, определяет по указанию взрослого сначала у себя, а потом у партнера (куклы) левую руку, правое плечо, левое колено и т. д. Затем роли меняются, и указания дает ребенок.

• Дети стоят лицом друг к другу. Один показывает на себе отдельные части тела, а другой их называет: «Это твое левое колено, правое ухо, левый глаз» и т. д.

• Взрослый встает рядом с ребенком лицом к зеркалу. Они вместе с прого- вариванием выполняют одни и те же действия: «над головой», «под носом», «за ухом», «перед глазами», «на груди», «под подбородком», «между глаза­ми» и т. д.

• «Где лежит карандаш?» Положите карандаш на тетрадь и предложи­те ребенку определить его положение относительно тетради («Карандаш лежит на тетради, а тетрадь...»). Поиграйте, перекладывая карандаш под, в, за, слева от тетради, вынимая его из, из-под тетради. Каждый раз просите ребенка составить предложение про тетрадь и карандаш, обращая его вни­мание на то, что в предложении меняется предлог.

* Когда ребенок освоит задание, проделайте его заново, но на этот раз просите ребенка просто называть соответствующий предлог. Зарисуйте рас­положение карандаша относительно тетради вместе с ребенком (рис. 10), предварительно показав соответствующее действие с помощью игрушки.

• «В походе». Отправляясь в поход или на прогулку, дайте детям задание измерить все на своем пути. Измерьте вместе с ребенком (детьми) длину и ширину стены, дорожки, ручейка и т. п. всеми возможными способами: шага­ми, размахом рук, палкой, веревочкой. Проговорите, сколько больших, средних и маленьких отрезков укладывается во всех измеряемых предметах. Проговорите, что (и относительно чего) длиннее, короче, шире, уже.

• «Измерь величину». Измерьте вместе с ребенком высоту и толщину разных предметов: обхватом рук, «локтями», наложением полосок бумаги или других предметов, веревочкой. Расскажите об общепринятых мерах длины. Проговорите, что и относительно чего выше, ниже, толще, тоньше.

Слуховое восприятие

• «Чудо-звуки». Послушайте с ребенком аудиозаписи звуков природы (шум дождя, морской прибой, журчание ручья, капель и т. д.). Обсудите услы­шанные звуки (их сходство и различие, где их можно услышать). Сначала про­слушиваются хорошо отличающиеся друг от друга звуки, затем — сходные по звучанию.

• Пусть ребенок сам скажет: «Я слышу шум дождя», «А это шелест листьев» и т. д.

• «Подбери картинку». Прослушайте с ребенком записи голосов живот­ных; попросите сказать, что он услышал (ржание, мычание, рычание, хрю­канье, блеянье и т. д.), и подобрать к звукам соответствующие картинки.

• Прослушивание различных мелодий с обсуждением характера, темпа, громкости музыки, того, на что она похожа, какие чувства вызывает.

• Знакомство с интонацией. Проговаривание за взрослым рядов зву­ков, слогов или слов с вопросительной, восклицательной, повествователь­ной интонацией.

• «Ритм». Взрослый предлагает ребенку выбрать музыкальный инструмент и исполнить на нем любой ритм или прохлопать ритм в ладоши. На первом заня­тии чередуются «высказывания» взрослого и ребенка. При этом каждый внима­тельно выслушивает другого. Когда ребенок сыграет что-то достаточно струк­турированное, повторите. Продолжая игру, копируйте друг друга. Стремитесь к тому, чтобы ребенок отработал какой-нибудь из получившихся ритмов.

• «Ритм — ответ». Взрослый задает ритм, отмечает, что звук может быть долгим или коротким, громким или тихим. Ребенок отстукивает его левой и правой рукой, проигрывает на музыкальном инструменте. Во время демонст­рации ритма показывается его схема (рис. 11).

Глава 6. Познавательные компетентности - student2.ru

Рис. 10. Расположение карандаша относительно тетради

Глава 6. Познавательные компетентности - student2.ru

Рис. 11. Схема ритма

• «Перешифровки». Ребенок должен прохлопать или исполнить на музыкальном инструменте представленный на схеме ритм, зарисовать схему прослушанного ритма.

• «Подстройся под ритм». Дети садятся в круг. Взрослый начинает отстукивать ритм, через некоторое время к нему присоединяется один из детей, затем другой и т. д., пока не присоединятся все. Задача — синхронно отстукивать ритм, чтобы получилась общая мелодия.

• «Совместный ритм». Детям раздают разные музыкальные инструмен­ты. Взрослый задает определенный ритм. По команде дети начинают вос­производить его каждый на своем инструменте. По команде взрослого оста­навливаются.

Речевые процессы

• «Кто кем станет, кто кем был?». «Жил-был маленький щенок. /Он подрос, однако, /И теперь он не щенок, /А взрослая — (...). Жеребенок с каждым днем /Подрастал и стал — (...). Бык, могучий великан, /В детстве был — (...), /Толстый увалень баран — /Тоненьким — (...).» и т. д.

• «Это что? Это какое?» Ребенку предлагается закончить словосочета­ния, начатые взрослым: легкий, как ..., тяжелый, как ..., колючий, как..., шер­шавый, как... и т. д. (по пройденному материалу).

• «Я знаю пять...» Это всем известная старая игра, в ходе которой ре­бенок одновременно с каждым ударом по мячу называет по одному слову (а всего пять ударов — пять слов) (по пройденному материалу).

• «Все наоборот». Предложите ребенку подобрать подходящие опреде­ления с противоположным значением (по пройденному материалу):

Морковь сладкая и ..., а редька — ...

Зима холодная, а лето — ...

Сахар сладкий, а перец — ... и т. д.

• Предложите ребенку узнать по вашему описанию хорошо знакомый, а затем — плохо знакомый предмет или явление: подушка, лед, собака, апельсин, град и т. д., по следующей схеме:

— Какого он цвета, запаха, вкуса? Какого цвета и т. д. еще может быть?

— Какого он размера, формы? Каким еще может быть?

— Из какого материала сделан, каков он на ощупь? Каким еще может быть?

— На что похож? От чего отличается? Где встречается?

— Для чего его можно использовать?

— К какой группе относится? (животные, мебель, планеты и т. д.)

• В дальнейшем вы поменяетесь ролями: ребенок будет загадывать слово, а вы по его описанию отгадывать то, что он загадал.

• Подбор слов на заданный звук (с показом его графического изображе­ния). В 3—4 года начинать знакомство следует с гласных, отрабатывая по одному звуку в неделю.

Интеллектуальные процессы

• «Назови причину и следствие». Формирование понимания причинно- следственных отношений необходимо начинать с анализа ситуаций и событий, с которыми каждый человек может столкнуться в своей повседневной жизни. Объясните ребенку, что у всего, что происходит, у любого явления есть причи­на, то есть ответ на вопрос «Почему так бывает?». Очевидно, что сначала ему эти разные явления нужно показать по телевизору или обсудить во время про­гулки. Тщательно проговорите, например, почему на улице вчера были лужи, а сегодня вместо воды — лед. Попросите ребенка назвать (после демонстрации и подробного обсуждения) причину явлений: холодный суп стал горячим; голо­лед; почки распустились; птицы запели; насморк начался, а потом прошел; лампа горит — не горит; мама сердится, потому что.../мама радуе

Наши рекомендации