Содержательные характеристик шкал

Психоэмоциональное истощение – процесс исчерпания эмоциональных, физических, энергетических ресурсов профессионала, работающего с людьми. Истощение проявляется в хроническом эмоциональном и физическом утомлении, равнодушии и холодности по отношению к окружающим с признаками депрессии и раздражительности.

Личностное отдаление – специфическая форма социальной дезадаптации профессионала, работающего с людьми. Личностное отдаление проявляется в уменьшении количества контактов с окружающими, повышении раздражительности и нетерпимости в ситуациях общения, негативизме по отношению к другим людям.

Профессиональная мотивация – уровень рабочей мотивации и энтузиазма по отношению к работе альтруистического содержания. Состояние мотивационной сферы оценивается таким показателем, как продуктивность профессиональной деятельности, оптимизм и заинтересованность в работе, самооценка профессиональной компетентности и степени успешности в работе с людьми.

Ниже приведены жизненные проявления ПВ на различных системных уровнях.

Жизненные проявления психического «выгорания» на системно-структурных уровнях

Шкалы ПВ Проявления психического «выгорания» на уровнях:
Межличностном Личностном Мотивационом
ПИ Психическое истощение. Раздражительность. Агрессивность. Повышенная чувствительность к оценкам других. Низкая эмоциональная толерантность, тревожность. Нежелание идти на работу. Желание скорее окончить рабочий день. Появление прогулов.
ЛО Нежелание контактировать с людьми. Циничное, негативное отношение к людям. Критичное отношение к окружающим и некритичность в оценке самого себя. Значимость своей правоты. Снижение включенности в работу и дела других людей. Безразличие к своей карьере.
ПМ Неудовлетворенность работой и отношениями в коллективе. Заниженная самооценка, неудовлетворенность собой как профессионалом. Чувство низкой профессиональной эффективности и отдачи. Снижение потребности в достижениях.

Опросник "Психологический портрет учителя"(авт.Г.Резапкина)

ОУ___________

Общий стаж работы __________Стаж работы в ОУ __________
Инструкция. Уважаемые коллеги! Из трех вариантов ответа выберите тот, который точнее всего отражает ваши мысли, чувства, реакции и отметьте его в соответствующей клетке бланка. Подсчитайте количество отмеченных вами вариантов в каждом столбце и запишите их сумму в пустых клетках внизу . Содержательные характеристик шкал - student2.ru

1. В воспитании важнее всего:
1) окружить ребенка теплотой и заботой;
2) уважительное отношение к старшим;
3) выработать у него определенные взгляды и умения.
2. Если кто-то в классе отвлекается, я не могу вести урок:
1) да;
2) нет;
3) в зависимости от настроения.
3. Когда ученик на уроке излагает факты, которые мне неизвестны, я испытываю:
1) интерес;
2) смущение;
3) раздражение.
4. Если класс не приведен в порядок:
1) моя реакция зависит от ситуации;
2) я не обращаю на это внимания;
3) я не могу начать урок.
5. В конфликтах с другими людьми я чувствую вину за собой
1) часто;
2) в зависимости от ситуации;
3) редко.
6. Для меня важнее:
1) отношения с учениками;
2) с коллегами;
3) не знаю.
7. Некоторые ученики вызывают у меня раздражение, которое трудно скрыть:
1) часто;
2) иногда;
3) никогда не вызывают.
8. Присутствие на уроке посторонних
1) воодушевляет меня;
2) никак не отражается на моей работе;
3) выбивает меня из колеи.
9. Я считаю своим долгом сделать замечание, если ребенок нарушает порядок в общественном месте
1) в зависимости от ситуации;
2) нет; 3) обычно.
10. Мои школьные отметки зависели от моих усилий, а не от настроения учителей
1) да;
2) не всегда;
3) нет.
11. Во время перемены я предпочитаю общаться
1) с учениками;
2) с коллегами;
3) лучше побыть в одиночестве.
12. Я почти всегда иду на урок в приподнятом настроении
1) нет;
2) не всегда;
3) да.
13. У меня есть такие качества, по которым я превосхожу других
1) да;
2) нет;
3) не уверен.
14. Я предпочитаю работать под руководством человека, который
1) предлагает простор для творчества;
2) не вмешивается в мою работу;
3) дает четкие указания.
15. Когда я строю планы, я не сомневаюсь в успехе задуманного
1) обычно;
2) иногда;
3) сомневаюсь.
16. Случайные встречи с учениками за пределами школы
1) доставляют мне удовольствие;
2) вызывают у меня чувство неловкости;
3) не вызывают у меня особых эмоций.
17. Бывает, что без видимых причин я чувствую себя счастливым или несчастным:

1) часто;
2) редко;
3) никогда.
18. Замечания со стороны коллег и администрации
1) меня мало волнуют;
2) иногда задевают меня;
3) часто задевают меня.
19. Во время урока я придерживаюсь намеченного плана:
1) в зависимости от ситуации;
2) предпочитаю импровизацию;
3) всегда.
20. Мои успехи обычно признаются другими людьми.
1) да;
2) не всегда;
3) редко.
21. С мнением, что каждого ученика нужно принимать таким, каков он есть:
1) я согласен;
2) не согласен;
3) что-то в этом есть.
22. Мне не хватает теплоты и поддержки со стороны близких и коллег:
1) да;
2) иногда;
3) нет.
23. Мысль о предстоящей встрече с учениками и коллегами:
1) доставляет мне удовольствие;
2) особых эмоций не вызывает;
3) в тягость.
24. Когда вижу, что ученик ведет себя вызывающе по отношению ко мне, я:
1) предпочитаю выяснить отношения;
2) игнорирую этот факт;
3) я плачу ему той же монетой.
25. От того, как воспитывают детей в семье, зависит:
1) почти всё;
2) кое-что;
3) ничего не зависит.
26. В работе для меня важнее всего:
1) привязанность учеников;
2) признание коллег;
3) чувство собственной необходимости.
27. Успех урока зависит от моего физического и душевного состояния:
1) часто;
2) иногда;
3) не зависит.
28. В дружелюбном отношении со стороны коллег:
1) я не сомневаюсь;
2) уверенности нет;
3) затрудняюсь ответить.
29. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять:
1) пытаюсь понять его точку зрения;
2) перевожу разговор на другую тему;
3) стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку.
30. Если я захочу, то смогу расположить к себе любого:
1) да;
2) в зависимости от ситуации;
3) вряд ли.
31. Если при мне незаслуженно наказывают ученика:
1) я тут же заступлюсь за него;
2) один на один сделаю замечание коллеге;
3) сочту некорректным вмешиваться.
32. Работа дается мне ценой большого напряжения:
1) обычно;
2) иногда;
3) редко.
33. У меня нет сомнений в своем профессионализме:
1) конечно;
2) есть сомнения;
3) не приходилось задумываться.
34. По-моему, в школьном коллективе важнее всего:
1) возможность работать творчески;
2) отсутствие конфликтов;
3) трудовая дисциплина.
35. На детей влияет так много факторов, что усилия родителей сводятся на нет:
1) не думаю;
2) не всегда;
3) да.
36. С высказыванием «Я ничему не могу научить этого ученика, потому что он меня не любит»:
1) согласен полностью;
2) не согласен;
3) что-то в этом есть.
37. Мысли о работе мешают мне уснуть:
1) часто;
2) редко;
3) никогда не мешают.
38. На собраниях и педсоветах я выступаю по волнующим меня вопросам:
1) часто;
2) иногда;
3) предпочитаю слушать других.
39. Я считаю, что учитель может повысить голос на ученика
1) нет, это недопустимо;
2) затрудняюсь ответить;
3) если ученик этого заслуживает.
40. Люди, не сумевшие реализовать свои возможности, сами виноваты в этом:
1) да;
2) в некоторых случаях;
3) нет.
41. Во время каникул я испытываю потребность в общении с учениками:
1) да;
2) нет;
3) иногда.
42. Я нахожу в себе достаточно сил, чтобы справиться с трудностями:
1) редко;
2) обычно;
3) всегда.
43. Мне приходилось выполнять приказы людей не вполне компетентных:
1) да;
2) не помню;
3) нет.
44. Непредвиденные ситуации на уроках:
1) можно эффектно использовать;
2) лучше игнорировать;
3) только мешают учебному процессу.
45. Большинство неудач в моей жизни происходило по моей собственной вине:
1) да;
2) не всегда;
3) нет.
46. В конфликте между учителем и учеником я в душе встаю на сторону:
1) ученика;
2) учителя;
3) сохраняю нейтралитет.
47. В начале или конце учебного года у меня проблемы со здоровьем:
1) как правило;
2) не обязательно;
3) проблем со здоровьем нет.
48. Мои ученики относятся ко мне с симпатией:
1) да;
2) не все;
3) не знаю.
49. Требования начальства не вызывают у меня протеста, даже если я считаю их необоснованными:
1) вызывают;
2) не знаю;
3) не вызывают.
50. Успех зависит от способностей и трудолюбия человека, а не от удачного стечения обстоятельств:
1) чаще всего;
2) не уверен;
3) не согласен.

Вопросы скомпонованы таким образом, что каждая шкала занимает отдельный столбик. Это значительно упрощает обработку и дает возможность самостоятельно ознакомиться с результатами тестирования.
Преобладание одного из трех вариантов ответа (более пяти выборов) в каждой из пяти шкал дает основание отнести поведение учителя, его чувства и реакции к определенной группе, обобщенные характеристики которой представлены в «Комментариях и интерпретации». Чем больше балл, тем выше степень соотнесения с интерпретацией. Если в двух столбцах из трех набрано одинаковое количество баллов (например, по четыре или по пять), значит, поведение сочетает признаки двух групп. Это может свидетельствовать о том, что поведенческие установки учителя окончательно не сформированы, он только ищет свой неповторимый профессиональный почерк. Другая возможная причина — разнообразие поведенческих стереотипов. В любом случае работа с методикой поможет оценить существующую модель профессионального поведения и выбрать оптимальную.

КОММЕНТАРИИ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

ПРИОРИТЕТНЫЕ ЦЕННОСТИ

Профессионально важные качества учителя — любовь к детям, стремление понять и помочь. Если общение с детьми не является приоритетной ценностью учителя, ему не стоит рассчитывать на любовь и доверие детей, даже если он прекрасно знает свой предмет и методику преподавания.
1.1. Преобладание первого варианта говорит о гуманистической направленности учителя. Такому учителю близки интересы и проблемы учеников. В основе отношений лежит безусловное принятие ученика. Ученики безошибочно чувствуют учителя, готового отстаивать их интересы, и платят ему доверием и любовью. На его уроках они чувствуют себя комфортно. Благоприятная эмоциональная обстановка дает возможность плодотворной работать и сохраняет психическое здоровье как учителя, так и ученика.
1.2. Преобладание второго варианта говорит об особой значимости для учителя его отношений с коллегами, об ориентации на их мнение, что может свидетельствовать о групповой зависимости, которая нередко объясняется низкой самооценкой. Учителя мало интересует внутренний мир ученика. В отношениях с таким учителем ребята держат себя настороженно, напряженно, не видят в нем союзника. Отношения в лучшем случае не носят личностной окраски или пронизаны чувством недоверия и отчуждения.
1.3. Преобладание третьего варианта говорит о «самодостаточности» учителя, концентрации на своих переживаниях и проблемах. В отношениях с коллегами и учениками преобладают сдержанность, отчужденность, которые могут быть вызваны как личностными особенностями, так и неблагополучным психоэмоциональным состоянием (избегание контактов, вызванное усталостью и нервным истощением). Возможно, круг интересов не исчерпывается школьными проблемами, есть и другие возможности самореализации. Нередко в этом случае человек ищет опору в себе и вне школы.

Наши рекомендации