Активное (рефлексивное) слушание
Такое слушание помогает понять, что стоит за тем или иным высказыванием человека. Когда специалист слушает клиента активно, он занимается анализом его забот, затруднений, чувств, расшифровывает смыслы его сообщений, выявляет их реальное значение.
Основные приемы:
• Выяснение. Это обращение к говорящему за уточнением: «Правильно ли я понял, что ваша главная трудность состоит именно в этом?», «К сожалению, я не совсем понимаю, что вы имеете в виду...», «Вы именно так думаете?» и т.п.
• Перефразирование состоит в том, что консультант выражает мысль клиента или его чувства другими словами, как бы уточняя смысл сказанного и степень своего понимания. Фраза консультанта в этом случае может начинаться со слов: «Таким образом...», «Говоря другими словами...», «Если я правильно понял...», «По вашему мнению...», «Вы можете поправить меня, если я ошибаюсь, но из ваших слов я понял...» — и дальше своими словами консультант излагает суть проблемы человека и содержание его высказывания. Если клиент ответит «да», «угу» или что-либо подобное, значит, предположение консультанта справедливо.
Отражение чувств.
Этот прием порой называют «эмпатическим слушанием». Применяя его, консультант, по образному выражению Ф.Е. Василюка, «настроен на пеленг не рассказа о чувствах, а здесь и теперь испытываемого чувства рассказчика». Во время звучания речи клиента психолог всматривается в собеседника, вслушивается и «вчувствуется» в несказанную часть. Он стремится уловить звучащее в высказывании актуальное переживание и определить его, «назвать» его собеседнику.
Резюмирование.
Используется в продолжительных беседах, чтобы привести фрагменты разговора в смысловое единство и подытожить основные идеи и чувства говорящего. Это можно сделать с помощью таких фраз: «Как я понимаю, вашей основной идеей является...», «Если теперь подытожить сказанное вами...» и др.
Задание
Укажите, что вам нравится: в вас как профессионале, в вашей организации, в вашей работе.
2. Трансформация негативных убеждений, чувства отчаяния, утраты смысла и безнадежности:
— стремление находить смысл во всем — как в значительных событиях жизни, так и в привычных, повседневных заботах;
— стремление бороться со своими негативными убеждениями;
— создание сообщества.
3. Повышение уровня профессионального мастерства. Работа с супервизором.
Упражнение 1.
«Стратегии самопомощи»
1. Подумайте и запишите ответы на вопросы: «Что я могу сделать, чтобы снизить свой уровень стресса, доставить себе радость?»
2. Попробуйте найти смысл, наполнить значимостью записанные вами ответы и осознать, как они могут противостоять негативным убеждениям.
Первый список может выглядеть так: | Второй список может выглядеть так: | |||
1) играю со своими детьми | 1) играю с детьми и разделяю их радость, ощущаю безопасность и счастье | |||
2) читаю, лежа на диване | 2) работаю в саду и наслаждаюсь красотой природы | |||
3 3) работаю в саду | 3) встречаюсь с друзьями, стараясь оценить роскошь человеческого общения и т.д. | |||
4) встречаюсь с друзьями | ||||
5) смотрю телевизор | ||||
Упражнение 2. «Обещание самому себе»
1. Запишите три пункта, которые вы могли бы сделать в каждой из трех областей — профессиональной, организационной и личной — для работы со вторичной травмой.
2. Пометьте звездочкой те пункты в каждом разделе, которые вы можете выполнить в течение следующего месяца.
3. В каждом разделе подчеркните тот пункт, который вы можете попробовать выполнить уже на следующей неделе.
Ваш лист может выглядеть примерно так:
Личная сфера
1. Взять отпуск.
2. Делать зарядку.
3. Встретиться с близкой подругой.
Профессиональная сфера
1. Договориться о супервизии.
2. Брать перерыв после работы с трудным клиентом.
3. Прогуливаться в конце рабочего дня.
Организационная сфера
1. Провести дискуссию с коллегами по теме профессионального сгорания.
2. Устроить вечеринку сотрудников.
3. Собраться для обсуждения.
Упражнение 3.
«Оценка личного плана работы по предупреждению профессионального выгорания»
Просмотрите лист своих планов по работе со вторичной травмой и попробуйте ответить на следующие вопросы:
1. Эта деятельность помогает мне уйти от мыслей о работе?
2. Могу ли я придать этой деятельности некий новый смысл?
3. Может ли эта деятельность дать мне ощущение связи с чем-то большим, чем «я», или осознание новых аспектов жизни?
4. Что будет, если я попробую осуществлять эту деятельность с полным осознанием, то есть максимально полно осознавая свои мысли, чувства, телесные ощущения?
Банк способов саморегуляции