Глава I Профессиональное выгорание в педагогической деятельности
Педагогическая деятельность предъявляет высокие требования и эмоциональные нагрузки к личности педагога. Высокая моральная ответственность, обострённое чувство добра и справедливости содержат в себе опасность тяжёлых переживаний, связанных с рабочими ситуациями, и вероятность возникновения профессионального «выгорания».
Синдром профессионального выгорания (СПВ) самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми (профессии типа «человек- человек»). Эти трудности могут коснуться каждого. Они не указывают на слабость или снижение профессионализма – это особенности деятельности специалистов «помогающих» профессий.
СПВ это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально - энергетических и личностных ресурсов работающего человека («запах горящей психологической проводки»).
Синдром эмоционального выгорания возникает как механизм психологической защиты в ответ на психотравмирующие воздействия, это функциональный стереотип, который позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы.
Данное явление «заразно»: те, кто подвержен СПВ, становятся негативистами и могут быстро превратить других членов коллектива в собрание «выгорающих».
Признаки:
1) психофизические симптомы:
· синдром хронической усталости;
· ощущение эмоционального и физического истощения;
· частые головные боли, расстройства желудочно-кишечного тракта;
· постоянное заторможенное, сонливое состояние;
· одышка, нарушение дыхания при физических и эмоциональных нагрузках;
· снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды
· (отсутствие любопытства, реакций страха и пр.)
2) социально - психологические симптомы:
· безразличие, скука, пассивность и депрессия;
· повышенная раздражительность на незначительные события;
· частые нервные срывы;
· постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешних ситуациях причин нет;
· чувство тревожности, беспокойства (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
· чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится», «я не справлюсь»;
· общая негативная установка на профессиональные перспективы «как ни старайся, всё равно ничего не получится».
3) поведенческие симптомы:
· ощущение, что работа становится всё тяжелее и тяжелее, а выполнять её – всё труднее и труднее;
· заметно меняется режим работы (увеличивается или сокращается время работы);
· постоянно без необходимости сотрудник берёт работу домой, но дома её не делает;
· руководитель затрудняется в принятии решений;
· чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма в отношении работы, безразличие к результатам;
· трата большей части рабочего времени на выполнение автоматических и элементарных действий;
· дистанцированность от коллег, повышение неадекватной критичности
Синдром эмоционального выгорания включает три фазы развития:
1. Нервное напряжение- ощущение повышенной ответственности, приглушение эмоций, недовольство собой, нечувствительность к вещам, которые раньше вызывали острую реакцию, тревога и депрессия. Человек попадает в состояние эмоционального тупика, «загнанности в клетку».
2. Сопротивление- человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений - возникают негативные чувства к коллегам и учащимся, неадекватные эмоциональные реакции, упрощение профессиональных обязанностей, выборочное выполнение профессиональных функций, экономия эмоциональных затрат.
3. Истощение.Характеризуется падением общего энергетического тонуса, ослаблением нервной системы. Все реже проявляются положительные эмоции, полностью или частично утрачивается интерес к человеку – субъекту профессиональной деятельности. На последней стадии происходит переход с уровня эмоций на уровень психосоматики: бессонницу, чувство страха, болезненные ощущения в области сердца, обострения хронических заболеваний.
Таким образом, есть вероятность, что подверженный данному синдрому специалист окажется истощённым не только психически, но и физически. Работа для него станет бременем, которое он не в состоянии нести.
По данным ряда авторов можно выделить три группы факторов, оказывающих влияние на развитие синдрома в профессиях типа «человек – человек»:
· личностные,
· статусно – ролевые
· профессионально – организационные.
К основным личностным факторам относятся:
- низкая социальная активность и адаптированность, направленность интересов на внутренний мир;
- особенности типа темперамента;
-низкая или чрезмерно высокая эмпатия (способность сопереживать, сочувствовать);
- низкий уровень самооценки.
Статусно – ролевые факторыриска «выгорания» включают:
- отверженность в значимой (референтной) группе;
- низкий социальный статус;
- неудовлетворенность профессиональным и личностным ростом;
- ролевой конфликт и ролевая неопределенность;
- ограничение творческой активности.
К профессионально – организационным факторамриска «выгорания» относят:
- несправедливость и неравенство взаимоотношений в коллективе;
- отсутствие сплоченности;
- отсутствие административной поддержки;
- жесткий контроль, мешающий творческому самовыражению;
- отсутствие обратной связи от руководства (например, благодарность, признание, проявление уважения).
Таким образом, на формирование синдрома влияют как личностные факторы, определяемые различиями в эмоционально-волевой сфере, так и условия, в которых протекает профессиональная деятельность человека.
Деятельность по профилактике синдрома профессионального выгорания можно разделить на два основных блока: информирование и эмоциональную поддержку.
Просветительская работа должна быть направлена на формирование специальных знаний о профессиональном «выгорании» и методах его профилактики, осуществляемых в различных формах: семинары, тематические папки, беседы, лекции, подача лекционного материала с помощью компьютерных презентаций. Целью данных мероприятий является расширение информированности о том, как общедоступными методами помочь себе сохранить профессиональное здоровье и работоспособность.