Инструкция по определению обобщенного показателя
Социального благополучия ребенка
Матрицу заполняет социальный педагог или классный руководитель на основе собираемой информации о ребенке. Матрица позволяет своевременно выявить детей группы риска для принятия профилактических мер и определения путей индивидуальной работы с ними.
Общая сумма баллов – 150.
При анализе характеристик конкретного ребенка набор баллов:
ниже 30 – предполагает принадлежность ребенка к группе повышенного риска (чем меньше баллов, тем выше риск);
от 31 до 40 – социальное благополучие ребенка определяется в пределах средней нормы;
более 40– высокий уровень социального благополучия ребенка (чем больше баллов, тем выше уровень благополучия).
Заполнение матрицы требует от социального педагога не только знания фактологических данных, но и применения социологического метода наблюдения в процессе непосредственного общения с ребенком и членами его семьи. Визуальные наблюдения и выводы необходимы социальному педагогу, в частности, при балльной оценке таких характеристик, как «уровень социального благополучия семьи» или «эмоциональные отношения родителей с детьми». Для более точного определения этих качественных характеристик можно использовать небольшой опросник, дополняющий и уточняющий визуальные наблюдения. Так, для определения уровня социального благополучия семьи в беседе с ребенком (наедине) используются следующие вопросы:
Хотел бы ты в своей будущей семье:
иметь такие отношения между мужем и женой, как у твоих родителей?
воспитывать детей так же, как это делают твои родители?
относиться к пожилым людям, как это делают в твоей родительской семье?
разделять домашнюю работу, как это делают в семье твоих родителей?
проводить свободное время так, как это делают твои родители?
Каждый из поставленных вопросов допускает уточняющие подвопросы для получения развернутого ответа: «Почему ты так думаешь? Что именно тебе нравится (не нравится)?» и т. д. Содержание ответов позволяет сделать выводы о ситуации в семье, взаимоотношениях между всеми ее членами.
Аналогичным образом производится балльная оценка жизненных целей ребенка. Для уточнения ценностей и позиций ребенка предлагается использовать следующие формализованные вопросы с набором ответов.
1. Что беспокоит тебя в жизни больше всего? (выбери пять главных проблем)
- денежные проблемы твоей семьи;
- отношения с родителями;
- отношения между родителями;
- отношения со сверстниками;
- конфликты с педагогами;
- трудности усвоения школьной программы;
- здоровье близких родственников;
- чем заняться в свободное время;
- личная жизнь;
- что-либо другое.
2. Какую работу ты хотел бы иметь в будущем? (выбери пять главных качеств)
- с высокой оплатой;
- с гарантией от безработицы;
- престижную;
- не вредную для здоровья;
- связанную с разъездами, новыми впечатлениями;
- требующую личной предприимчивости, изобретательности;
- нужную стране, людям;
- связанную с общением с детьми;
- связанную с общением с животными;
- другую (какую именно).
Диагностические методики в работе с детьми и родителями
Оценка воспитанности учащихся
Уровень проявления воспитан. Критерии Оценки | Высокий (всегда) «5» | Хороший, средний (в большинстве случаев) | Низкий (всегда) «2» | |
«4» чаще по типу | «3» чаще по типу | |||
Внешний вид, прическа, одежда, украшения и пр. | Не раздражающий, не вызывающий, не отвлекающий. | Раздражающий, вызывающий, отвлекающий (немыслимые украшения и т.п.) | ||
Общение, речь | Вежливые, деликатные, уважительные | Общение глубокое, речь крикливая, употребление ругательств | ||
Отношение к ребятам | Дружелюбное, сопереживающее, с симпатией | Заносчивое, барское, издевательское | ||
Отношение к учителям | Вежливое, уважительное, почтительное | Неуважительное, с элементами грубости, хамства | ||
Отношение к другим сотрудникам школы | Вежливое, уважительное | Неуважительное, грубое, хамское | ||
Дисциплинированность (выполнение указаний учителя) | Всегда выполняет (или всегда можно убедить выполнить) | В большинстве случаев не выполняет, стремится отговориться, солгать и т.п. | ||
Отношение к школьному имуществу, к труду | Бережное | Пренебрежительное, портит, пачкает мебель и пр. |