Алла константиновна болотова

Ирина Вилориевна Макарова

ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

РедакторИ. И. Жиброва

КорректорМ. П. Молокова, А. А. Баринова

Художник Д. А. Сенчагов

Компьютерная версткаО. С. Коротковой

ИД №00287 от 14.10.99

Тайме. Печать офсетная. Усл.-печ. л. 24.

Подписано к печати 19.03.2001. Формат 60x90'/16.

Гарнитура Тираж 5000 экз. Заказ № 3292.

Издательство «Аспект Пресс»

111398 Москва, ул. Плеханова, д. 23, корп. 3.

e-mail: [email protected] www.aspectpress.ru

Тел. 309-11-66, 309-36-00

Отпечатано в полном соответствии

с качеством предоставленных диапозитивов

в ОАО «Можайский полиграфический комбинат».

143200 г. Можайск, ул. Мира, 93.

Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ........................................................................................................................................... 2

Введение.................................................................................................................................................... 4

Часть 1.......................................................................................................................................................... 6

Организация профессиональной деятельности практического психолога................................................................................................................................................................................ 6

Глава 1............................................................................................................................................................. 6

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ............................................... 6

1.1. Этические и профессиональные принципы деятельности практического психолога................. 6

1.2. Основные направления деятельности практического психолога................................................ 11

1.3. Области применения прикладной психологии.............................................................................. 14

1.4. Психолог в структуре организаций................................................................................................. 17

1.5. Прикладная психология и средства массовой информации......................................................... 19

1.6. Маркетинг и реклама психологических услуг............................................................................... 21

1.7. Профессиональная подготовка практического психолога............................................................ 23

Глава 2 ОРГАНИЗАЦИЯ КАБИНЕТА ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА................................. 27

2.1. Задачи кабинета практического психолога..................................................................................... 27

2.2. Содержание работы практического психолога в школе................................................................ 28

2.3. Методическое обеспечение работы практического психолога..................................................... 30

2.4. Материально-техническое оснащение кабинета............................................................................ 32

2.3. Обобщенные характеристики музыкальных произведений, отражающих сходное эмоциональное состояние......................................................................................................................................................... 41

2.5. Документация в работе практического психолога......................................................................... 46

Глава 3........................................................................................................................................................... 51

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕДУР........................................................................................................................................................ 51

3.1. Общие вопросы.................................................................................................................................. 51

3.2. Надежность тестовых методик......................................................................................................... 56

3.3. Валидность тестовых методик.......................................................................................................... 59

3.4. Достоверность психодиагностического исследования.................................................................. 62

3.5. Стандартизация психодиагностических тестов............................................................................. 64

3.6. Требования к конструированию психодиагностических методик............................................... 69

3. 7.Использование психодиагностических процедур.......................................................................... 70

Часть II........................................................................................................................................................ 72

Методический инструментарий, направления и методы диагностики.... 72

Глава 1........................................................................................................................................................ 76

ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В РАННЕМ ОНТОГЕНЕЗЕ (до 5 лет).............................................................................................................................................................................. 76

1.1. Диагностика психического развития младенцев........................................................................... 78

1.2. Психологическая диагностика развития детей от 1 года до 5 лет................................................ 84

Глава 2........................................................................................................................................................... 95

ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.. 95

2.1. Ориентировочный тест школьной зрелости А. Керна–Я. Йирасека............................................ 95

2.2. Тест способности к обучению в школе Г. Витцлака...................................................................... 98

Глава 3......................................................................................................................................................... 111

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.......................................... 111

3.1. Тест структуры интеллекта Амтхауэра.......................................................................................... 111

3.2. Методика выявления аналитико-синтетических способностей................................................. 121

3.3. Школьный тест умственного развития (ШТУР)........................................................................... 122

Глава 4......................................................................................................................................................... 137

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.................................................................... 137

4.1. Диагностика уровня субъективного контроля............................................................................. 138

4.2. Измерение уровня самоактуализации личности.......................................................................... 144

4.3. Диагностика направленности личности. Ориентационный опросник..................................... 154

4.4. Личностный опросник Г. Шмишека.............................................................................................. 160

Глава 5......................................................................................................................................................... 165

МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ............................................................................................................................................... 165

5.1 Дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова................................................... 165

5.2. Карта профессиональных интересов и профессиональной направленности............................ 168

5.3 Тест-опросник измерения мотивации достижения....................................................................... 174

Глава 6......................................................................................................................................................... 178

ИЗУЧЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ............................................................................................................................................................................ 178

6.1. Опросник способности к самоуправлению в общении............................................................... 178

6.2. Опросник эмпатических тенденций А. Мехрабиана и Н. Эпштейна........................................ 179

6.3. Тест-опросник коммуникативного контроля М. Шнайдера....................................................... 180

6.4. Шкала самооценки мотивации одобрения.................................................................................... 181

6.5. Опросник потребности в общении................................................................................................ 182

6.6. Тест описания поведения личности в конфликтной ситуации К. Томаса................................. 183

Часть III.................................................................................................................................................... 187

Психологическое консультирование, психотерапия и коррекционная работа в практической психологии...................................................................................... 187

Глава 1......................................................................................................................................................... 189

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ............................................................................ 189

1.1 Основные направления,области и принципы психологического консультирования.............. 189

1.2. Беседа – базовый метод психологического консультирования.................................................. 193

Глава 2......................................................................................................................................................... 198

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ................................................................................................ 198

2.1. Виды и принципы организации психологической коррекции.................................................. 198

2.2. Проблема эффективности психологической коррекции............................................................. 201

2.3.Разработка психокоррекционных программ.................................................................................. 204

Глава 3......................................................................................................................................................... 209

ПСИХОТЕРАПИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА........................... 209

3.1. Психотерапия как основа психологической поддержки личности............................................ 210

3.2. Психотерапевтические принципы работы практического психолога....................................... 213

3.3. Направления психотерапевтической работы................................................................................ 215

ЛИТЕРАТУРА......................................................................................................................................... 220

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ................................................................................................ 223

Наши рекомендации