Алла константиновна болотова
Ирина Вилориевна Макарова
ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
РедакторИ. И. Жиброва
КорректорМ. П. Молокова, А. А. Баринова
Художник Д. А. Сенчагов
Компьютерная версткаО. С. Коротковой
ИД №00287 от 14.10.99
Тайме. Печать офсетная. Усл.-печ. л. 24.
Подписано к печати 19.03.2001. Формат 60x90'/16.
Гарнитура Тираж 5000 экз. Заказ № 3292.
Издательство «Аспект Пресс»
111398 Москва, ул. Плеханова, д. 23, корп. 3.
e-mail: [email protected] www.aspectpress.ru
Тел. 309-11-66, 309-36-00
Отпечатано в полном соответствии
с качеством предоставленных диапозитивов
в ОАО «Можайский полиграфический комбинат».
143200 г. Можайск, ул. Мира, 93.
Содержание
ПРЕДИСЛОВИЕ........................................................................................................................................... 2
Введение.................................................................................................................................................... 4
Часть 1.......................................................................................................................................................... 6
Организация профессиональной деятельности практического психолога................................................................................................................................................................................ 6
Глава 1............................................................................................................................................................. 6
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ............................................... 6
1.1. Этические и профессиональные принципы деятельности практического психолога................. 6
1.2. Основные направления деятельности практического психолога................................................ 11
1.3. Области применения прикладной психологии.............................................................................. 14
1.4. Психолог в структуре организаций................................................................................................. 17
1.5. Прикладная психология и средства массовой информации......................................................... 19
1.6. Маркетинг и реклама психологических услуг............................................................................... 21
1.7. Профессиональная подготовка практического психолога............................................................ 23
Глава 2 ОРГАНИЗАЦИЯ КАБИНЕТА ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА................................. 27
2.1. Задачи кабинета практического психолога..................................................................................... 27
2.2. Содержание работы практического психолога в школе................................................................ 28
2.3. Методическое обеспечение работы практического психолога..................................................... 30
2.4. Материально-техническое оснащение кабинета............................................................................ 32
2.3. Обобщенные характеристики музыкальных произведений, отражающих сходное эмоциональное состояние......................................................................................................................................................... 41
2.5. Документация в работе практического психолога......................................................................... 46
Глава 3........................................................................................................................................................... 51
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕДУР........................................................................................................................................................ 51
3.1. Общие вопросы.................................................................................................................................. 51
3.2. Надежность тестовых методик......................................................................................................... 56
3.3. Валидность тестовых методик.......................................................................................................... 59
3.4. Достоверность психодиагностического исследования.................................................................. 62
3.5. Стандартизация психодиагностических тестов............................................................................. 64
3.6. Требования к конструированию психодиагностических методик............................................... 69
3. 7.Использование психодиагностических процедур.......................................................................... 70
Часть II........................................................................................................................................................ 72
Методический инструментарий, направления и методы диагностики.... 72
Глава 1........................................................................................................................................................ 76
ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В РАННЕМ ОНТОГЕНЕЗЕ (до 5 лет).............................................................................................................................................................................. 76
1.1. Диагностика психического развития младенцев........................................................................... 78
1.2. Психологическая диагностика развития детей от 1 года до 5 лет................................................ 84
Глава 2........................................................................................................................................................... 95
ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.. 95
2.1. Ориентировочный тест школьной зрелости А. Керна–Я. Йирасека............................................ 95
2.2. Тест способности к обучению в школе Г. Витцлака...................................................................... 98
Глава 3......................................................................................................................................................... 111
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.......................................... 111
3.1. Тест структуры интеллекта Амтхауэра.......................................................................................... 111
3.2. Методика выявления аналитико-синтетических способностей................................................. 121
3.3. Школьный тест умственного развития (ШТУР)........................................................................... 122
Глава 4......................................................................................................................................................... 137
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.................................................................... 137
4.1. Диагностика уровня субъективного контроля............................................................................. 138
4.2. Измерение уровня самоактуализации личности.......................................................................... 144
4.3. Диагностика направленности личности. Ориентационный опросник..................................... 154
4.4. Личностный опросник Г. Шмишека.............................................................................................. 160
Глава 5......................................................................................................................................................... 165
МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ............................................................................................................................................... 165
5.1 Дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова................................................... 165
5.2. Карта профессиональных интересов и профессиональной направленности............................ 168
5.3 Тест-опросник измерения мотивации достижения....................................................................... 174
Глава 6......................................................................................................................................................... 178
ИЗУЧЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ............................................................................................................................................................................ 178
6.1. Опросник способности к самоуправлению в общении............................................................... 178
6.2. Опросник эмпатических тенденций А. Мехрабиана и Н. Эпштейна........................................ 179
6.3. Тест-опросник коммуникативного контроля М. Шнайдера....................................................... 180
6.4. Шкала самооценки мотивации одобрения.................................................................................... 181
6.5. Опросник потребности в общении................................................................................................ 182
6.6. Тест описания поведения личности в конфликтной ситуации К. Томаса................................. 183
Часть III.................................................................................................................................................... 187
Психологическое консультирование, психотерапия и коррекционная работа в практической психологии...................................................................................... 187
Глава 1......................................................................................................................................................... 189
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ............................................................................ 189
1.1 Основные направления,области и принципы психологического консультирования.............. 189
1.2. Беседа – базовый метод психологического консультирования.................................................. 193
Глава 2......................................................................................................................................................... 198
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ................................................................................................ 198
2.1. Виды и принципы организации психологической коррекции.................................................. 198
2.2. Проблема эффективности психологической коррекции............................................................. 201
2.3.Разработка психокоррекционных программ.................................................................................. 204
Глава 3......................................................................................................................................................... 209
ПСИХОТЕРАПИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА........................... 209
3.1. Психотерапия как основа психологической поддержки личности............................................ 210
3.2. Психотерапевтические принципы работы практического психолога....................................... 213
3.3. Направления психотерапевтической работы................................................................................ 215
ЛИТЕРАТУРА......................................................................................................................................... 220
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ................................................................................................ 223