Шкала самооценки мотивации одобрения

Предназначена для изучения особенностей формирования мотивационно-потребностной сферы, потребности в достижениях. Одно из проявлений самосознания человека наряду с самооценкой – субъективная для него значимость мнений и оценок окружающих людей. Стремление заслужить похвалу, одобрение становится одним из сильнейших мотивов деятельности.

Для изучения и измерения мотивации одобрения служит шкала, уработанная американскими психологами Д. Крауном и Д. Марлоу. Ниже приводится сокращенный вариант этой шкалы, который состоит из 20 вопросов-суждений (цит. по: Шкала Марлоу–Крауна для исследования мотивации одобрения: Методическое письмо. Л., 1976). Шкала может быть использована для оценки правдивости высеваний испытуемых, т.е. в качестве «шкалы лжи».

Текст опросника

Инструкция: «Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже суждений. Если Вы считаете, что оно верно и соответствует особенностям Вашего поведения, то напишите «да», если же оно неверно – «нет».

1. Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку.

2. Я не испытываю колебаний, когда кому-нибудь нужно помочь в беде.

3. Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет.

4. Дома я веду себя за столом так же, как в столовой.

5. Я никогда ни к кому не испытывал антипатий.

6. Был случай, когда я бросил что-то делать, потому что не был уверен в своих силах.

7. Иногда я люблю позлословить об отсутствующих.

8. Я всегда внимательно слушаю собеседника, кто бы он ни был.

9. Был случай, когда я придумал вескую причину, чтобы оправдаться.

10. Случалось, я пользовался оплошностью человека.

11. Я всегда охотно признаю свои ошибки.

12. Иногда, вместо того чтобы простить человека, я стараюсь отплатить ему тем же.

13. Были случаи, когда я настаивал на том, чтобы делали по-моему,

14. У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу.

15. У меня никогда не возникает досады, когда высказывают мнение, противоположное моему.

16. Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что с собой взять.

17. Были случаи, когда я завидовал удаче других.

18. Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с просьбой.

19. Когда у людей неприятности, я иногда думаю, что они получили по заслугам.

1. Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей.

Обработка результатов и интерпретация

Каждый вопрос по шкале, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл. Обработка результатов опроса включает подсчет итогового показателя с помощью ключа.

Ключ: «да» - 1, 2, 3, 4, 5, 8, 11, 14, 15, 16, 20.

«нет» - 6, 7, 9, 10, 12, 13, 17, 18, 19.

Общий итоговый показатель мотивации одобрения по шкале получают суммированием всех «работающих» вопросов. Итоговый показатель может располагаться в диапазоне от 0 до 20. Чем он выше, тем выше мотивация одобрения и, следовательно, выше потребность человека в одобрении со стороны других людей, связанная с полным соответствием социальным нормам во взаимодействии с другими людьми.

Низкие показатели могут свидетельствовать как о непринятии Градиционных норм, так и об излишней требовательности к себе.

Опросник потребности в общении

Предназначен для изучения коммуникативных свойств личности, готовности к общению.

Для людей с высокой потребностью в общении характерны стремление к установлению и поддержанию хороших отношений С окружающими, сильные переживания при ухудшении этих отношений. Они способны простить проступок, чтобы восстановить дружеские связи, отказаться от собственных удобств ради других, склонны проявлять участие. Желая расширить сферу общения, охотно участвуют в коллективных мероприятиях. С такими людьми легко делиться переживаниями.

Высокая потребность в общении – одно из профессионально значимых качеств учителя. Диагностика развития потребности в общении может быть проведена с помощью данного опросника (цит. по: Психологические и психофизические особенности студентов/Под ред. Н. М. Пейсахова. Казань, 1973).

Текст опросника

Инструкция: «Предлагаемые утверждения оцените как соотстствующие или несоответствующие Вашему поведению в ситуации общения, поставив рядом с номером знак «+» или «–».

1. Мне доставляет удовольствие участвовать в различного рода торжествах.

2. Я могу подавить свои желания, если они противоречат желаниям моих товарищей.

3. Мне нравится показывать кому-либо свое расположение.

4. Я больше сосредоточен на приобретении влияния, чем дружбы.

5. Я чувствую, что в отношении к моим друзьям у меня больше прав, чем обязанностей.

6. Когда я узнаю об успехе моего товарища, у меня почему-то ухудшается настроение.

7. Чтобы быть удовлетворенным собой, я должен кому-нибудь в чем-нибудь помочь.

8. Мои заботы исчезают, когда я оказываюсь среди товарищей по работе (учебе).

9. Мои друзья основательно мне надоели.

10. Когда я делаю важную работу, присутствие людей меня раздражает.

11. Прижатый к стене, я говорю лишь ту долю правды, которая, по моему мнению, не повредит моим друзьям и знакомым.

12. В трудной ситуации я думаю не столько о себе, сколько о близком мне человеке.

13. Неприятности у друзей вызывают у меня такое сострадание, что я могу заболеть.

14. Мне приятно помогать другим, даже если это доставляет мне значительные трудности.

15. Из уважения к другу я могу согласиться с его мнением, даже если он не прав.

16. Мне больше нравятся приключенческие рассказы, чем рассказы о любви.

17. Сцены насилия в кино внушают мне отвращение.

18. В одиночестве я испытываю тревогу и напряженность больше, чем когда нахожусь среди людей.

19. Я считаю, что основной радостью в жизни является общение.

20. Мне жалко бездомных собак и кошек.

21. Я предпочитаю иметь поменьше друзей, зато близких.

22. Я люблю бывать среди людей.

23. Я долго переживаю после ссоры с близкими.

24. У меня определенно больше близких друзей, чем у многих других.

25. Во мне больше стремления к достижениям, чем к дружбе.

26. Я больше доверяю собственной интуиции и воображению в мнении о людях, чем суждениям о них других людей.

27. Я придаю большее значение материальному благополучию к престижу, чем радости общения с приятными мне людьми.

28. Я сочувствую людям, у которых нет близких друзей.

29. По отношению ко мне люди часто бывают неблагодарны.

30. Я люблю рассказы о бескорыстной дружбе и любви.

31. Ради друга я могу пожертвовать своими интересами.

32. В детстве я входил в компанию, которая всегда держалась вместе

33. Если бы я был журналистом, мне бы нравилось писать о силе дружбы.

Наши рекомендации