Шкала самооценки мотивации одобрения
Предназначена для изучения особенностей формирования мотивационно-потребностной сферы, потребности в достижениях. Одно из проявлений самосознания человека наряду с самооценкой – субъективная для него значимость мнений и оценок окружающих людей. Стремление заслужить похвалу, одобрение становится одним из сильнейших мотивов деятельности.
Для изучения и измерения мотивации одобрения служит шкала, уработанная американскими психологами Д. Крауном и Д. Марлоу. Ниже приводится сокращенный вариант этой шкалы, который состоит из 20 вопросов-суждений (цит. по: Шкала Марлоу–Крауна для исследования мотивации одобрения: Методическое письмо. Л., 1976). Шкала может быть использована для оценки правдивости высеваний испытуемых, т.е. в качестве «шкалы лжи».
Текст опросника
Инструкция: «Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже суждений. Если Вы считаете, что оно верно и соответствует особенностям Вашего поведения, то напишите «да», если же оно неверно – «нет».
1. Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку.
2. Я не испытываю колебаний, когда кому-нибудь нужно помочь в беде.
3. Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет.
4. Дома я веду себя за столом так же, как в столовой.
5. Я никогда ни к кому не испытывал антипатий.
6. Был случай, когда я бросил что-то делать, потому что не был уверен в своих силах.
7. Иногда я люблю позлословить об отсутствующих.
8. Я всегда внимательно слушаю собеседника, кто бы он ни был.
9. Был случай, когда я придумал вескую причину, чтобы оправдаться.
10. Случалось, я пользовался оплошностью человека.
11. Я всегда охотно признаю свои ошибки.
12. Иногда, вместо того чтобы простить человека, я стараюсь отплатить ему тем же.
13. Были случаи, когда я настаивал на том, чтобы делали по-моему,
14. У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу.
15. У меня никогда не возникает досады, когда высказывают мнение, противоположное моему.
16. Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что с собой взять.
17. Были случаи, когда я завидовал удаче других.
18. Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с просьбой.
19. Когда у людей неприятности, я иногда думаю, что они получили по заслугам.
1. Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей.
Обработка результатов и интерпретация
Каждый вопрос по шкале, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл. Обработка результатов опроса включает подсчет итогового показателя с помощью ключа.
Ключ: «да» - 1, 2, 3, 4, 5, 8, 11, 14, 15, 16, 20.
«нет» - 6, 7, 9, 10, 12, 13, 17, 18, 19.
Общий итоговый показатель мотивации одобрения по шкале получают суммированием всех «работающих» вопросов. Итоговый показатель может располагаться в диапазоне от 0 до 20. Чем он выше, тем выше мотивация одобрения и, следовательно, выше потребность человека в одобрении со стороны других людей, связанная с полным соответствием социальным нормам во взаимодействии с другими людьми.
Низкие показатели могут свидетельствовать как о непринятии Градиционных норм, так и об излишней требовательности к себе.
Опросник потребности в общении
Предназначен для изучения коммуникативных свойств личности, готовности к общению.
Для людей с высокой потребностью в общении характерны стремление к установлению и поддержанию хороших отношений С окружающими, сильные переживания при ухудшении этих отношений. Они способны простить проступок, чтобы восстановить дружеские связи, отказаться от собственных удобств ради других, склонны проявлять участие. Желая расширить сферу общения, охотно участвуют в коллективных мероприятиях. С такими людьми легко делиться переживаниями.
Высокая потребность в общении – одно из профессионально значимых качеств учителя. Диагностика развития потребности в общении может быть проведена с помощью данного опросника (цит. по: Психологические и психофизические особенности студентов/Под ред. Н. М. Пейсахова. Казань, 1973).
Текст опросника
Инструкция: «Предлагаемые утверждения оцените как соотстствующие или несоответствующие Вашему поведению в ситуации общения, поставив рядом с номером знак «+» или «–».
1. Мне доставляет удовольствие участвовать в различного рода торжествах.
2. Я могу подавить свои желания, если они противоречат желаниям моих товарищей.
3. Мне нравится показывать кому-либо свое расположение.
4. Я больше сосредоточен на приобретении влияния, чем дружбы.
5. Я чувствую, что в отношении к моим друзьям у меня больше прав, чем обязанностей.
6. Когда я узнаю об успехе моего товарища, у меня почему-то ухудшается настроение.
7. Чтобы быть удовлетворенным собой, я должен кому-нибудь в чем-нибудь помочь.
8. Мои заботы исчезают, когда я оказываюсь среди товарищей по работе (учебе).
9. Мои друзья основательно мне надоели.
10. Когда я делаю важную работу, присутствие людей меня раздражает.
11. Прижатый к стене, я говорю лишь ту долю правды, которая, по моему мнению, не повредит моим друзьям и знакомым.
12. В трудной ситуации я думаю не столько о себе, сколько о близком мне человеке.
13. Неприятности у друзей вызывают у меня такое сострадание, что я могу заболеть.
14. Мне приятно помогать другим, даже если это доставляет мне значительные трудности.
15. Из уважения к другу я могу согласиться с его мнением, даже если он не прав.
16. Мне больше нравятся приключенческие рассказы, чем рассказы о любви.
17. Сцены насилия в кино внушают мне отвращение.
18. В одиночестве я испытываю тревогу и напряженность больше, чем когда нахожусь среди людей.
19. Я считаю, что основной радостью в жизни является общение.
20. Мне жалко бездомных собак и кошек.
21. Я предпочитаю иметь поменьше друзей, зато близких.
22. Я люблю бывать среди людей.
23. Я долго переживаю после ссоры с близкими.
24. У меня определенно больше близких друзей, чем у многих других.
25. Во мне больше стремления к достижениям, чем к дружбе.
26. Я больше доверяю собственной интуиции и воображению в мнении о людях, чем суждениям о них других людей.
27. Я придаю большее значение материальному благополучию к престижу, чем радости общения с приятными мне людьми.
28. Я сочувствую людям, у которых нет близких друзей.
29. По отношению ко мне люди часто бывают неблагодарны.
30. Я люблю рассказы о бескорыстной дружбе и любви.
31. Ради друга я могу пожертвовать своими интересами.
32. В детстве я входил в компанию, которая всегда держалась вместе
33. Если бы я был журналистом, мне бы нравилось писать о силе дружбы.