Шкала оценок к заданию «Способность к дифференциации» (в баллах)
Совеем не похоже: ни одной детали основной формы нельзя узнать. 0
Каракули
Частично похоже: основные формы не узнаваемы. 2
Некоторые детали основной формы можно увидеть
Похоже на образец: основные формы переданы верно. 3
Есть значительные искажения формы
Соответствует образцу: адекватная передача основных 6
форм с учетом пропорции; допускаются незначительные искажения
Задание 12. Память.
Ниже приведен алгоритм проверки ранее выученного стихотворения (задание 2) (табл. 2.13).
Алгоритм проверки
«Мы с тобой учили стихотворение. Помнишь его? Попробуй расказать». |
← да Правильное воспроизведение_______________________ ↓ ↓ нет (Отметить характер ошибок после первого воспроизведения в бланке регистрации результатов, пункт 12б.) «Это было очень хорошо, но не совсем правильно. Поэтому я тебе ещё раз расскажу, а ты повторишь (дать первую и вторую части). А теперь ты…» ← да Правильное воспроизведение_______________________ ↓ ↓ нет |
Ты допустил маленькую ошибку (дать первую и вторую части). Будь внимателен, я ещё раз расскажу (дать первую и вторую части). А теперь ты…» ← да Правильное воспроизведение_______________________ ↓ ↓ нет «Опять не всё было правильно. Но мы не можем позировать перед папой (бабушкой, мамой). Поэтому мы с тобой ещё раз подучим стихотворение. Сейчас я тебе ещё раз расскажу первую часть (даётся первая счасть). Теперь ты…» ← да Правильное воспроизведение_______________________ ↓ ↓ нет «Очень хорошо. Теперь мы выучим вторую часть (даётся вторая часть стихотворения). А теперь ты…» ↓ да ↑ нет______________________________________ Правильное воспроизведение |
Внесите результаты в пункты 12а и 126 бланка регистрации результатов.
Обработка данных: а) отметьте суммарное число ошибочных репродукций в соответствующей графе бланка регистрации результатов; б) по критерию, данному в соответствующей графе бланка регистрации результатов, оцените и отметьте тип ошибок.
Задания 13-15. Развитие речи (рис. 17).
Рис. 17. Стимульный материал к заданию «Развитие речи».
Исходная ситуация: ребенок рассматривает картинку (можно использовать другой наглядный материал).
Инструкция: «Теперь мы с тобой будем рассматривать красивые картинки. Ты мне должен рассказать, что делают дети на этой картинке, что там происходит».
Обработка данных: используются следующие шкалы оценки: способ говорения, строение предложения, речевые навыки и артикуляция (табл. 2.14).
2.14. Шкала оценок к заданиям 13-15 (в баллах)
Задание | Балл |
13. Оценка способа говорения Очень плавная речь Плавная речь Достаточно плавная речь Прерывная речь Очень прерывная речь 14. Оценка строения предложения Хорошо структурированные предложения, используются разнообразные соединительные союзы Простые распространённые предложения, стереотипно используется один и тот же соединительный союз Одни простые нераспространённые предложения, которые могут быть соеденены повторяющимся союзом Преимущественно неполные предложения Полностью нарушенное строение предложения 15. Оценка речевых навыков и артикуляции Очень чёткое произнесение звуков Чёткое произнесение звуков Умеренно чёткое произнесение звуков Нечёткое произнесение звуков Очень нечёткое произнесение звуков |
Нормативные данные по русскому варианту теста Г. Витцлака, полученные А. Г. Лидерсом [Лидерс, 1992], приведены в виде процентами для суммарного показателя по всему тесту (табл. 2.15). Данные получены по группе в 50 детей из обычного детского сада. Возраст ей на момент испытания – от 5,9 до 7,4 лет (средний возраст 6,9 лет). Эту шкалу можно использовать для оценки получаемых результов по тесту Витцлака. Например, дети, получившие оценку (суммарный показатель по всему тесту) до 76 баллов включительно, относятся к слабейшим в 10%-й выборке. Соответственно те дети, которые получают больше чем 108,5 балла (суммарный показатель), относятся к сильнейшим в 10%-й выборке.
2.15. Шкала процентилей для адаптированного варианта теста Витцлака
Суммарный показатель (сырые баллы) | Процентили | Суммарный показатель (сырые баллы) | Процентили |
96,5 | |||
108,5 | |||
Необходимо помнить, что если обследуемый ребенок относится к социально-демографической группе, живущей в социальных условиях, резко отличающихся от социальных условий детей, посещающих обычный детский сад в большом российском городе, то использование данной шкалы оценок становится проблематичным; ее можно использовать, но лишь как весьма приблизительную. Для полной надежности получаемых оценок необходимо перестандартизировать тест для релевантной подвыборки численностью в 50–100 человек.
Глава 3